Сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Эффективность борьбы с различными видами преступлений зависит от правильной организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их оперативных подразделений, выполняющих функции головных подразделений по борьбе с соответствующими преступлениями.

Сущность организации оперативно-розыскной деятельности заключается в осуществлении комплекса (системы) специальных организационных мер, применяемых руководителями органов внутренних дел, их оперативных подразделений, иными субъектами, в целях эффективного использования оперативно-розыскных сил, мероприятий, методов, средств и форм для решения задач в указанной сфере деятельности (Атмажитов В. М.).

Более предметные знания, касающиеся понимания сущности организации рассматриваемой деятельности, связаны с рассмотрением содержания ее наиболее значимых элементов.

Специальные организационные меры, применяемые в борьбе с преступлениями, разнообразны. Их можно классифицировать по следующим основаниям:

  • по содержанию – правовые, технические, финансовые, психологические и др.;
  • по целевой направленности – организационно-управленческие и организационно-тактические;
  • по уровню применения – меры федерального, окружного, межрегионального, регионального и районного характера;
  • по субъектам применения – осуществляемые руководителями органов внутренних дел, оперативных подразделений, неоперативных подразделений, иными должностными лицами органов внутренних дел, наделенными полномочиями по организации данной деятельности, другими должностными лицами.

В современных условиях организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел имеет определенную правовую основу. В настоящее время в той или иной мере ее регламентируют более 30 законодательных актов и многие подзаконные нормативные правовые акты.

Совершенствование правовой основы борьбы с преступлениями, социально-экономические преобразования, происходящие в стране, изменения оперативной обстановки требуют всестороннего анализа и переосмысления многих подходов по применению организационно-управленческих и организационно-тактических мер в сфере оперативно-розыскной деятельности.

В органах внутренних дел оперативно-розыскная деятельность организуется по зональному, линейному и объектовому принципам

В организации деятельности оперативных подразделений на районном уровне приоритетным является зональный принцип. Он заключается в закреплении оперативных подразделений и их сотрудников за определенной территорией оперативного обслуживания в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений.

В организации деятельности оперативных подразделений на других уровнях органов внутренних дел преобладает линейный принцип. Он заключается в закреплении оперативных подразделений и их сотрудников за линиями работы, связанными с противодействием преступным посягательствам, осуществлением ими углубленной оперативной проверки лиц, подозреваемых в организации и участии в преступной деятельности.

В зависимости от масштаба и социальной значимости промышленных, спортивных, культурно-массовых объектов, а также объектов транспорта и связи за ними закрепляются оперативные подразделения и их сотрудники, которые осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях противодействия преступным посягательствам на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, обеспечение безопасности общества и государства, выявления, предупреждения и раскрытия преступлений.

Нормативные правовые акты МВД России устанавливают перечень должностных лиц (субъектов), на которых возложена организация оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями на федеральном, окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях.

В качестве таковых выступают:

  1. В центральном аппарате МВД России – Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за работу оперативных подразделений; начальники БСТМ, ГУЭБиПК, ГУУР, ГУПЭ, ГУСБ, ГУТ, ОПБ, УОБЛПГЗ, НЦБ Интерпола МВД России и их заместители.
  2. В территориальных органах МВД России:
  • начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе;
  • начальники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, уголовного розыска по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-розыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-розыскных подразделений, оперативно-розыскных частей территориальных органов МВД России;
  • начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует учитывать существенные различия в компетенции перечисленных должностных лиц и указанных оперативных подразделений, в объеме их полномочий при организации оперативно-розыскной деятельности.

Персональная ответственность за результативность борьбы с преступлениями возлагается на вышеперечисленных должностных лиц. Причем непосредственное руководство оперативно-служебной деятельностью оперативных подразделений в территориальных органах МВД России относится к компетенции начальников полиции и их заместителей по оперативной работе.

Эффективность функционирования территориальных органов внутренних дел по линии борьбы с преступлениями зависит от правильной организации их работы, умелого управления силами и средствами, т. е. от деятельности начальника этого органа внутренних дел, его заместителя – начальника полиции, его заместителя по оперативной работе и руководителей оперативных подразделений, от их максимальной активности и инициативы, компетентности и квалификации.

Однако в деятельности указанных руководителей следует учитывать различия, которые состоят в следующем:

  • они имеют разные права и пользуются разными возможностями с точки зрения масштаба, характера и сложности решаемых вопросов. Только руководитель использует все предоставленные органу внутренних дел, оперативным подразделениям права, реализует в полном объеме возложенные на указанные подразделения данного уровня функции;
  • все задачи в области внутреннего и внешнего управления предстают перед руководителем главным образом в организационном аспекте, отсюда в его деятельности преобладают элементы руководства и распорядительства и в меньшей степени – исполнения. Ведь сущность его деятельности – реализация функции руководства, призванной интегрировать в единое целое все функции, выполняемые территориальным органом внутренних дел, его оперативными подразделениями. Разумеется, основные элементы организации оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями полиции по борьбе с преступлениями, имеют свою специфику и наполняются конкретным содержанием, что наглядно показывает анализ содержания работы руководителей территориальных органов внутренних дел, а также соответствующих оперативных подразделений.

Роль руководителя заключается в создании условий, необходимых для эффективного выполнения возложенных действующим законодательством и подзаконными нормативными актами оперативно-служебных задач в сфере борьбы с преступлениями.

Так, в частности, начальник территориального органа внутренних дел организует:

  • сбор и накопление информации, ее анализ; оценку и прогноз развития оперативной обстановки на территории обслуживания;
  • оперативную готовность к выполнению поставленных задач;
  • планирование деятельности оперативных подразделений, а также комплексных мер борьбы с преступлениями с участием как оперативных, так и неоперативных подразделений полиции;
  • исполнение принятых решений в сфере борьбы с преступлениями;
  • взаимодействие оперативных и иных подразделений полиции в осуществлении вышеуказанных задач;
  • рациональную расстановку и комплексное использование имеющихся сил и средств, маневрирование ими с учетом складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
  • работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке кадров оперативных и неоперативных подразделений полиции;
  • контроль, учет и объективную оценку оперативно-розыскной деятельности каждого сотрудника оперативных и неоперативных подразделений полиции;
  • обеспечение защиты конфиденциальной информации и персональных баз данных, а также информации об оперативно-розыскной деятельности оперативных и неоперативных подразделений полиции от утечки в первую очередь по техническим каналам;
  • выявление и внедрение передового опыта в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Наряду с первым руководителем непосредственно оперативно-розыскную деятельность по линии борьбы с преступлениями организует его заместитель – начальник полиции (его заместитель по оперативной работе).

При этом названный руководитель в пределах имеющейся у него компетенции строит свою работу по следующим направлениям:

  • организует и контролирует оперативно-розыскную деятельность оперативных подразделений полиции по соответствующим линиям борьбы с преступлениями; утверждает в установленном порядке (на основании складывающихся ситуаций) оперативные документы; контролирует соблюдение режима секретности и конспирации в оперативно-розыскной деятельности в этом направлении;
  • в пределах своей компетенции распоряжается расходованием финансовых средств органов внутренних дел, организует и контролирует правильное и целесообразное их расходование оперативными подразделениями полиции;
  • организует деятельность по формированию и использованию по данной линии имеющихся автоматизированных банков данных оперативно-розыскного назначения, включая интегрированные, с другими правоохранительными и контролирующими органами;
  • организует и контролирует выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение положительного опыта и достижений научно-технического прогресса в оперативно-розыскной деятельности по линии борьбы с преступлениями;
  • принимает непосредственное участие в подборе, расстановке, обучении личного состава оперативных подразделений, контролирует обеспечение служебной дисциплины и решение служебных вопросов на основе строжайшего соблюдения законности, вносит своему руководителю предложения по вопросам назначения руководителей и сотрудников указанных подразделений;
  • руководит профессиональной подготовкой руководителей и сотрудников оперативных подразделений полиции территориального органа внутренних дел, контролирует организацию и проведение данной работы руководителями указанных подразделений;
  • в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ использует свои права в работе с личным составом оперативных подразделений.

Будучи непосредственным начальником для руководителей оперативных подразделений, начальник полиции организует их работу и несет персональную ответственность за качественное выполнение возложенных на них задач.

В связи с этим основными направлениями его работы являются:

  • организация оперативно-розыскной деятельности по борьбе с отдельными видами преступлений (предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной, экономической и иной направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, возмещение причиненного материального ущерба и др.) в масштабе города, района, иного муниципального образования;
  • выработка и реализация организационных и практических мер по защите всех форм собственности от преступных посягательств, прав и законных экономических интересов граждан и юридических лиц;
  • внесение на основе анализа и оценки оперативной обстановки, результатов оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений полиции руководителю территориального органа внутренних дел предложений о мерах реагирования на негативные изменения этих процессов, об оказании практической помощи отдельным оперативным подразделениям полиции и их сотрудникам, о рассмотрении вопросов и заслушивании их руководителей на оперативном совещании при начальнике территориального органа;
  • консолидация (объединение) усилий сотрудников оперативных подразделений полиции в целом в борьбе с преступлениями, по отдельным направлениям;
  • организация текущего и перспективного планирования, прогнозирования; осуществление контроля за координацией деятельности оперативных подразделений полиции на приоритетных направлениях их оперативно-служебной деятельности;
  • обеспечение своевременного участия руководителей оперативных подразделений полиции территориального органа внутренних дел в организации и осуществлении наиболее сложных оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета, в частности, по документированию преступных действий проверяемых лиц, реализации дел оперативного учета и т. д.;
  • координация работы оперативных подразделений полиции с иными службами при разработке и реализации комплексных мер реагирования на осложнение оперативной обстановки, при оказании практической помощи оперативным работникам, рациональном использовании сил и средств, совершенствовании стиля и методов управления;
  • организация на территории обслуживания (республики, края, области, города, района, иного муниципального образования) оперативно-профилактических операций и мероприятий, а также других типовых и специальных планов и программ в пределах своей компетенции;
  • осуществление контроля и проверки фактического исполнения оперативными подразделениями полиции федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений органов власти и управления страны, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам борьбы с преступлениями, основополагающих ведомственных нормативных правовых актов, планов мероприятий МВД России, территориальных органов внутренних дел на региональном и районном уровнях;
  • организация работы с оперативными источниками (лично работает с оперативными источниками и контролирует работу с ними подчиненных, рассматривает сообщения с наиболее важной информацией и дает по ним письменные указания, контролирует расстановку источников оперативной информации по объектам региона, города, района, иного муниципального образования, эффективность их использования в борьбе с преступлениями, проверяет обоснованность, ход и результаты работы по делам оперативного учета и т. д.);
  • создание оперативных групп (и руководство ими) из числа сотрудников территориального органа внутренних дел, выезжающих на места происшествий, связанных с причинением значительного ущерба или вызвавших большой общественный резонанс, а также по тяжким и особо тяжким преступлениям, когда силами и средствами территориального органа внутренних дел на районном уровне раскрытие их не представляется возможным или затруднительно, контроль за организацией данной работы руководителями оперативных подразделений полиции;
  • организация содействия оперативным подразделениям органов Федеральной службы безопасности России и Федеральной таможенной службы России в раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных к их компетенции;
  • рассмотрение подготовленных в оперативных подразделениях полиции аналитических документов и информации, принятие по ним управленческих решений, а также участие в подготовке проектов решений оперативного совещания, информации в администрацию региона, города, района, иного муниципального образования, в вышестоящие инстанции по вопросам борьбы с преступлениями;
  • организация и контроль за повседневным взаимодействием руководимых оперативных подразделений с другими государственными органами, включая правоохранительные и контролирующие органы, с общественными организациями, коммерческими организациями, частными охранными, детективными и аудиторскими фирмами, банковскими учреждениями по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений;
  • участие в работе комиссий и комитетов при законодательном органе и администрации региона, города, района, иного муниципального образования по вопросам правоохранительной деятельности.

Весьма значителен и круг вопросов, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности, по конкретным направлениям борьбы с преступлениями на обслуживаемой территории, решение которых возложено на руководителей оперативных подразделений.

Одна из основных целей функционирования органов внутренних дел, их оперативных подразделений связана с выполнением возложенных на них задач

В связи с этим важно определить основные задачи и компетенцию деятельности органов внутренних дел различного, прежде всего районного уровня, их оперативных подразделений в современных условиях.

Среди задач территориальных органов внутренних дел на районном и региональном уровнях, относящихся к защите от преступных посягательств, следует назвать:

  • защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по выявленным преступлениям в рамках уголовных дел;
  • розыск лиц, совершивших преступления;
  • охрану имущества и объектов.

В зависимости от уровня органа внутренних дел, в составе которого функционируют оперативные подразделения, их задачи и компетенция имеют свои особенности. В частности, для указанных подразделений территориальных органов внутренних дел на региональном и районном уровнях главное содержание деятельности будет связано с непосредственной борьбой с преступлениями различной направленности.

Например, основными задачами указанных подразделений территориального органа внутренних дел на районном уровне являются:

  • разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств;
  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений против личности, в сфере экономики, а также против интересов государственной власти, совершаемых в органах государственной власти;
  • организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благополучных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Иной характер носят отдельные задачи вышестоящих специализированных оперативных подразделений органов внутренних дел.

Так, оперативные главки выполняют в МВД России функции головного подразделения и решают следующие основные задачи:

  • участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области национальной, общественной и экономической безопасности;
  • в совершенствовании нормативного правового регулирования в области указанных видов безопасности;
  • организуют и осуществляют борьбу с преступлениями в установленной области деятельности;
  • осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью соответствующих подразделений Главного управления МВД России по СКФО, управлений МВД России на транспорте по федеральным округам, МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, линейных управлений МВД России на транспорте.

Управленческий характер носят отдельные задачи оперативных подразделений в Главном управлении МВД России по СКФО, а также аналогичных подразделений территориальных органов внутренних дел на региональном уровне – МВД, ГУ, Управления МВД России по субъекту Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что задачи и компетенция всех вышеуказанных оперативных подразделений, особенно их структурных звеньев, более детализированы в соответствующих положениях, например, об управлениях (отделах) оперативных подразделений территориальных органов внутренних дел на региональном и районном уровнях.

В Положении об оперативном подразделении территориальных органов внутренних дел на районном уровне указывается, что оно является головным в сфере борьбы с преступлениями по соответствующим направлениям и реализует следующие функции:

  • осуществляет изучение и целевой анализ состояния преступности по своему направлению деятельности;
  • принимает участие в выработке тактики и методов оперативно-служебной деятельности;
  • вносит предложения руководству управления (отдела) территориального органа МВД России на региональном уровне о приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности данного подразделения;
  • организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и профилактическую деятельность на приоритетных направлениях борьбы с преступлениями;
  • принимает в установленном порядке участие в организации оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений по соответствующим направлениям, а также в пределах своей компетенции осуществляет указанные мероприятия;
  • проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования и поступления материально-технической помощи незаконным вооруженным формированиям, организациям и лицам, занимающимся террористической деятельностью;
  • организует и непосредственно проводит работу по выявлению организованных групп и преступных сообществ; осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по пресечению их преступной деятельности во взаимодействии с другими оперативными и неоперативными подразделениями, иными правоохранительными и контролирующими органами на основе согласованных планов;
  • в установленном порядке привлекает силы и средства подразделений и служб территориальных органов МВД России по республике, краю, области, других территориальных органов внутренних дел на районном уровне для проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций по пресечению преступлений и задержанию лиц, подозреваемых в их совершении;
  • осуществляет взаимодействие с органами предварительного следствия и дознания по раскрытию и расследованию преступлений;
  • организует работу по возмещению материального ущерба при расследовании уголовных дел;
  • проводит по поручению органов предварительного следствия оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия при расследовании преступлений;
  • осуществляет оперативное обслуживание федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов федерального уровня;
  • оказывает методическую помощь подразделениям полиции, обеспечивающимобщественнуюбезопасность,управлениям,отделам МВД России по городу, району, иному муниципальному образованию в организации их деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к их компетенции;
  • в установленном порядке организует освещение средствами массовой информации деятельности и результатов работы оперативного подразделения по борьбе с преступлениями;
  • формирует и ведет справочно-информационные учеты, необходимые для осуществления возложенных на подразделение задач;
  • вносит предложения по совершенствованию ведомственного правового регулирования деятельности оперативных подразделений по вопросам, находящимся в их компетенции;
  • рассматривает поступающие в управление, отдел МВД России по городу, району, иному муниципальному образованию предложения, заявления и сообщения должностных лиц и граждан, публикации в средствах массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции указанного подразделения, и своевременно реагирует на них;
  • выполняет иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

В настоящее время претерпевают изменения полномочия (компетенция) и содержание функций подразделений ЭБиПК и органов внутренних дел в целом по борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Так, с учетом экономической и организационно-правовой самостоятельности хозяйствующих субъектов существенно изменились задачи и содержание деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений. В частности, в связи с законодательным ограничением вмешательства государства и его органов в сферу экономики сокращен перечень объектов профилактического воздействия, его поводы и основания.

При этом приняты дополнительные меры к совершенствованию организационно-аналитического обеспечения профилактической деятельности органов внутренних дел различного уровня, внесены изменения и дополнения в основные обязанности сотрудников подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений1, а также регламентирован порядок участия сотрудников полиции в проведении налоговыми органами налоговых проверок, а также изъятия документов, материалов, сообщений у субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении гласных оперативно-розыскных мероприятий.

Организационно-методическое обеспечение реализации мер по борьбе с отдельными видами преступлений возлагается на службы и подразделения полиции территориальных органов внутренних дел в пределах их компетенции. Организация работы по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений осуществляется начальниками соответствующих служб и подразделений.

Координация деятельности подразделений органов внутренних дел данного уровня, взаимодействие с другими ведомствами и организациями по вопросам выявления, предупреждения и раскрытия преступлений обеспечиваются руководителями этих органов внутренних дел, начальниками полиции и их заместителями.

В процессе организации работы руководителями территориальных органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями определяются полномочия сотрудников различных подразделений, прежде всего оперативных подразделений, по выявлению, предупреждению и раскрытию уголовно наказуемых деяний.

К их компетенции относится:

  • выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, предварительное следствие по которым обязательно;
  • разработка и внесение предложений руководству органа внутренних дел по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • сбор информации о лицах, подготавливающих преступления;
  • изучение отдельных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, для получения оснований к применению мер оперативно-розыскной профилактики или заведения дел оперативного учета;
  • создание оперативно-профилактических учетов криминально активных лиц;
  • осуществление оперативно-розыскного контроля за лицами, поставленными на оперативно-профилактический учет, в связи с высокой степенью вероятности активизации их преступной деятельности;
  • внесение предложений по информированию органов государственной власти и местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступлений или покушающихся на преступления;
  • целевой анализ состояния преступности и определение приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений;
  • организация внутреннего и внешнего взаимодействия по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики, а также против интересов государственной власти;
  • осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, разобщению и пресечению каналов финансирования организованных групп или преступных сообществ (преступных организаций), совершающих преступления в сфере экономики;
  • участие в комплексных оперативно-профилактических операциях и мероприятиях по защите всех форм собственности от преступных посягательств, в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства, а также для декриминализации отдельных объектов экономики;
  • обобщение и распространение положительного опыта борьбы с преступлениями, взаимодействие в этих целях со средствами массовой информации.

У сотрудников отдельных оперативных подразделений территориальных органов внутренних дел полномочия в сфере борьбы с преступлениями, определяемые руководителями этих органов внутренних дел, более ограничены.

В заключение важно отметить, что цель организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями отличается от цели оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Цель оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств, а цель организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями связана с эффективным использованием оперативно-розыскных сил, мероприятий, методов, средств и форм для решения задач в борьбе с указанными преступлениями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)