Сущность и основные виды электронной торговли

К электронной торговле относят «любую целенаправленную торговую деятельность, осуществляемую путем использования на основных стадиях и операциях процесса купли-продажи сетевых информационных технологий, в результате которой товарно-материальные или нематериальные ценности переходят от их продавца к покупателю».

В соответствии с определением Всемирной торговой организации электронная торговля предусматривает производство, рекламу, продажу и дистрибуцию товаров и услуг через телекоммуникационные сети. В современных условиях торгово-закупочная деятельность на электронном рынке осуществляется, главным образом, посредством применения технологий и сервисов сети Интернет.

В международной практике электронную торговлю подразделяют на прямую и непрямую. Непрямая электронная торговля предполагает, что заказ товара осуществляется посредством сети Интернет, а процедуры, связанные с доставкой и оплатой товара, происходят в традиционной форме.

При продаже товара посредством прямой электронной торговли его заказ, оплата, операции по доставке происходят полностью в виртуальном пространстве.

Необходимо отметить, что при прямой форме электронной торговли купли-продаже подлежат товарно-нематериальные ценности (программное обеспечение, развлекательный контент и др.), в том числе прямая торговля предполагает приобретение электронных услуг.

В последние годы наряду с Интернет-торговлей широкое развитие, получили такие виды электронной торговли как мобильная торговля («m-trade»), основанная на применении технологии «P2P» (peer-to-peer – «общение напрямую»), и телевизионная торговля («t-trade»), построенная на использовании технологии интерактивного цифрового телевидения (interactive digital television – iDTV).

В свою очередь, мобильная торговля, услуги которой были впервые предложены в 1999 году абонентам одного из крупнейших операторов сетей мобильной связи в Финляндии компании Sonera, справедливо считается наиболее динамично развивающимся сегментом электронного рынка и одним из перспективных направлений электронного бизнеса, как в России, так и за рубежом.

В настоящее время на основе Интернет-технологий реализуются не только коммерческие, но и социально-экономические, политические, государственные и другие общественные процессы.

Исходя из специфики и цели осуществления, всю их совокупность можно условно дифференцировать на следующие основные группы (сектора):

  • business-to-business (B2B) – к ней относят все типы делового взаимодействия между предпринимательскими структурами по поводу обмена товарно-материальных и/или товарно-нематериальных ценностей;
  • business-to-consumer (B2C) – включает в себя различные формы взаимоотношений между производителями и/или продавцами товаров и услуг и их розничными покупателями (потребителями);
  • business-to-employee (B2E) – характеризует взаимоотношения между руководством фирмы и ее работниками по поводу решения кадровых проблем, создания внутреннего рынка труда и обучения персонала;
  • consumer-to-consumer (C2C) – объединяет разнообразные виды коммерческого и некоммерческого взаимодействия между потребителями товаров;
  • business-to-government (B2G) – включает все формы взаимодействия государства и бизнеса (расчеты по налогам, проведение электронных тендеров на поставку продукции для государственных нужд и т.п.);
  • government-to-consumer (G2C) – объединяет различные формы взаимоотношений государства и граждан в интерактивной среде;
  • government-to-government (G2G) – отражает процессы взаимодействия между различными государственными органами.

Необходимо отметить, что западные специалисты выделяют трех потенциальных участников электронного бизнеса, которые могут выступать в качестве продавцов и/или покупателей товаров и услуг:

  • потребители (consumer, customer);
  • предприятия (business);
  • управляющие институты (administration).

Путем сопоставления этих трех действующих лиц определяются различные направления развития электронного бизнеса и электронной торговли (табл. 1.1).

Сущность и основные виды электронной торговли

По нашему мнению, к управляющим институтам (administration) могут быть отнесены как органы государственного управления (government), так и руководство предприятий (business) в случаях его взаимодействия со своими работниками (executive, employee) по поводу решения кадровых проблем, создания внутрикорпоративного рынка труда, обучения персонала и др.

Таким образом, в современных условиях основными видами электронной торговли являются Интернет–торговля, которая, прежде всего, включает в себя торговую деятельность в секторах B2B, B2C и C2C, а также мобильная торговля и телевизионная торговля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)