Сущность и специфика реализации приёма исторического комментирования на уроках русского языка в начальной школе

Методическая необходимость активного внедрения при изучении лексики русского языка в начальной школе приём исторического комментария продиктована требованием стандарта НОО формировать не только лингвистическую компетентность учащихся, но и  осознанное восприятие языка, будить любопытство, любовь к родной речи и, шире, к русской культуре, что, безусловно, гораздо важнее.

Ещё Ф.И. Буслаев в своём труде «О преподавании отечественного языка» (1844) впервые явственно обозначил проблему исторического подхода к освоению предмета «Русский язык», базирующегося на принципе историзма, а философия утверждает, что ядром исторического под- хода к изучению всех явлений действительности является идея определённого порядка причин и следствий.

Применительно к методике обучения русскому языку принцип историзма предполагает необходимость учёта тех исторических трансформаций, которые сохранились в той или иной форме в современном языке.

Необходимость подходить к изучению языковых явлений сквозь призму истории подчёркивали и известные методисты, например М.Т. Баранов, считая принцип историзма одним из общеметодических принципов освоения всех разделов русского языка: «исторические пояснения, которые учитель даёт обучающимся в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений»

Следуя в русле диахронической подачи языкового материала, можно сформулировать основные задачи историко-лингвистического комментария при изучении некоторых тем школьного курса русского языка. Во-первых, следует формировать у учащихся, с учётом психолого-возрастных факторов, осознанное отношение к важнейшим особенностям со- временного грамматического строя языка и в его историческом развитии.

Во-вторых, на основе знаний, полученных из истории языка, постоянно стремиться к расширению лингвистической компетенции умениями и навыками объяснения нынешних языковых явлений. В-третьих, плано- мерно работать над обогащением сознания школьников новым языковым материалом, в первую очередь, лексическим для развития правильной и образной речи. В-четвёртых, использовать лучшие образцы исторических художественных текстов для пополнения словарного запаса выразитель- ными средствами в целях воспитания языкового чутья к изящности и красоте русского языка.

Наконец, в 3–4 классах стимулировать младших школьников к овладению первоначальными приёмами научно-критического исследования.
Таким образом, современная методология и методика преподавания русского языка постепенно приходят к пониманию неизбежности тесного взаимодействия синхронического и диахронического подходов, что позволит расширить и сделать более богатой языковую картину школьника, хотя потребует от учителя прочной историко-лингвистической научной базы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)