Структурные компоненты системы духовной безопасности

Исследователи подчеркивают, что духовная безопасность может обеспечиваться тремя основными способами:

  • прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз;
  • упреждающей нейтрализацией источников опасности;
  • развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих субъектов безопасности.

Реализация этих способов в существенной мере зависит от того, каким образом представлена структура духовной безопасности. В исследовании проблем духовной безопасности выделяют два основных подхода: традиционный и социологический. В рамках традиционного подхода под духовной безопасностью России понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних угроз. В другом варианте традиционного подхода акцент делается на способности к защите, сохранению и укреплению нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Социологический подход к духовной безопасности состоит в определении ее конкретного места в системе национальной безопасности и обществе в целом, а также в анализе вполне определенных специфических функций, выполняемых ею в общественной жизни. В традиционном подходе акцентируется внимание на защите от определенных рисков, вызовов и угроз, иначе говоря, безопасность рассматривается как защита «от кого-то либо чего-то» в социологическом подходе внимание уделяется определенному внутреннему состоянию системы безопасности, определяемому взаимодействием ее элементов (субъектов), которое должно обеспечить нормальное функционирование этой системы, а также функционирование и развитие общества в целом вне зависимости от наличия тех или иных угроз. Иначе говоря, при таком подходе выявляется система безопасности «для кого-то либо для чего-то».

Таким образом, с позиций обеих подходов духовная безопасность – это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. В дальнейшем изложении темы предпримем попытку синтеза обоих подходов. Убедительная, на наш взгляд, попытка представления основных блоков и элементов системы духовной безопасности предпринята А.А. Возьмителем. В дополненном и переработанном с учетом положений настоящей главы виде она представлена на рис. 1.

Объектом обеспечения духовной безопасности выступает духовная жизнь личности, общества и власти. В качестве субъектов духовной жизни рассматриваются личность, общество, а также совокупность таких профессиональных групп, совокупность которых может быть обозначена как власть, не только политическая, но и экономическая.

Итогом многообразной деятельности указанных субъектов выступают духовно-нравственный облик личности, определенные состояния массового и специализированного сознания, представляющие собой основные элементы системы духовной безопасности. Дадим краткую характеристику этих компонентов.

Структурные компоненты системы духовной безопасности

Духовный облик личности. Этот компонент системы духовной безопасности включает в себя жизненные установки личности, ее духовные ориентиры и разделяемые ею ценности, определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также ее базовые духовно-нравственные качества, благодаря которым в значительной мере как раз и формируются жизненные установки человека. Очевидно, что та или иная жизненная позиция личности может либо содействовать укреплению духовной безопасности, либо противодействовать ей.

При этом содействует духовной безопасности не только позиция духовного борца, принадлежащего к элите общества, но и позиция обывателя в том случае, если он разделяет ценности патриотизма и нормы «простой» человеческой нравственности: порядочности, честности, ответственности, стремления к добру и справедливости. Эти нормы нравственности, с одной стороны, формируют для такого обывателя, как гражданина своей страны, систему базовых духовно-нравственных качеств; с другой стороны, взятые применительно ко всей совокупности граждан, они формируют основу массового сознания.

Массовое сознание занимает особое место в структуре духовной безопасности и представляет собой реально функционирующее сознание широких масс народа, нации, в котором специфически сочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления, экономические, социальные, политические, духовно-нравственные, правовые и т. п. установки, стереотипы, разделяемые массами людей.

Состояние массового сознания можно охарактеризовать с помощью ряда показателей. Во-первых, это духовная атмосфера общества как совокупность духовно-нравственных оценок, отношений и установок, характеризующих: уровень сплоченности общества, его религиозности (или атеистичности); состояние социального оптимизма или социального пессимизма; отношение к злободневным социально-экономическим и политическим проблемам, затрагивающим жизненно важные интересы людей.

Духовная атмосфера – это наиболее подвижный компонент массового сознания, гибко откликающийся на актуальные политические, экономические, социальные события в жизни общества.

Оптимистическая духовная атмосфера укрепляет духовную безопасность общества, пессимистическая – снижает ее уровень, поскольку общественное сознание становится более открытым для воздействия духовных угроз. Во-вторых, это распространенность в обществе определенных реально функционирующих нравственных представлений, принципов и норм (гражданственности, патриотизма, эгоизма, коллективизма, индивидуализма и т. п.); наличие общепринятой (или, по крайней мере, широко распространенной) системы представлений о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о норме и отклонении от нее.

Именно нравственность отличает человека от всякого другого творения природы, а конкретные представления о природе добра и зла, о принятом и недопустимом в системе человеческих отношений, представления об иерархии социальных ценностей отличают одну культуру от другой. Так, представитель восточной цивилизации с трудом воспринимает идеи о первоочередной ценности прав человека (тесно связанных с идеей свободы), поскольку для восточной культуры высшее место в иерархии ценностей (берущей начало еще от Конфуция) занимает долг; поэтому и для человека Востока естественным является состояние долженствования, а не свободы.

В-третьих, состояние национального сознания: «архетип народа (коллективное бессознательное) складывается веками, и его по чьемуто желанию не изменить. Идея величия страны прочно вошла в психологию народа, стала частью его национального характера и менталитета. Более того, она стала составной частью его представления о качестве жизни, что не свойственно большинству других народов. Можно, конечно, ерничать по поводу мысли, высказанной словами песни “была бы страна родная…”, но средний русский человек, россиянин не может чувствовать себя счастливым, если в беде находится его страна».

В-четвертых, развитие массового правосознания. Роль этого компонента в структуре массового сознания современного общества постоянно повышается. Структура массового правосознания в условиях глобализации правовой культуры заметным образом усложняется, в частности, возрастает его роль как фактора активной жизненной позиции личности в отстаивании своих прав и свобод.

Специализированное (профессиональное) сознание представителей власти характеризуют два важнейших показателя:

  • теоретическое (теоретико-политическое, теоретико-правовое, теоретикоэкономическое и др.) сознание социальных групп, занятых разработкой идеологии, национальной идеи и др.;
  • практическое нравственно-правовое сознание представителей властных структур (администраций разного уровня, законодателей, сотрудников силовых органов, авторитетных представителей бизнеса и др.), которое способствует или, напротив, препятствует ответственному выполнению ими своего служебного долга.

Внешние угрозы духовной безопасности. На рисунке 1 выделены направления угроз, влияющие на духовную безопасность непосредственно: информационные, духовные, идеологические. Наиболее острой формой проявления этих угроз являются психологические, идеологические, информационные войны. В период политического противостояния двух мировых систем, возглавляемых, с одной стороны, США, а с другой – СССР, идеологическая война между этими системами была повседневной реальностью. Несмотря на развал социалистической системы и, казалось бы, исчезновение объективных оснований для такого противостояния, пережитки «холодной» идеологической войны в отношении России не только сохраняются, но с приходом к власти в США администрации Д. Трампа – существенно усилились.

Субъекты внешних угроз духовной безопасности разнообразны:

  • это идеологическая деятельность государственных органов, транснациональных корпораций;
  • национальные и международные информационные синдикаты, контролирующие деятельность средств массовой информации;
  • специализированные сайты Интернета, в том числе сайты международных террористических организаций;
  • организации, осуществляющие международный культурный и информационный обмен, и др.

На схеме выделены также угрозы, реализующие негативное влияние на духовную безопасность опосредованно, через свою идеологическую и психологическую составляющую. Так, система военно-политических угроз включает в себя совокупность военных доктрин, концептуальное обоснование конкретных актов военной агрессии; система экономических угроз в качестве своего обоснования может иметь теоретическую концепцию экономической экспансии и т. д.

Внутренние факторы духовной безопасности в одних случаях могут содействовать ее укреплению, в других ситуациях – трансформироваться во внутренние угрозы такой безопасности. Ведущую роль здесь играет идеологическая деятельность государства, конкретизируемая, как правило, в конкретных документах, таких как концепции (или доктрины) национальной, военной, информационной безопасности, национальные программы в различных сферах общественной жизни и др.

Политические партии и общественные организации реализуют свою роль в системе духовной безопасности как через свои программы, доктрины, концепции и другие идеологические, теоретико-политические документы, так и через непосредственную информационную, идеологическую, культурно-воспитательную деятельность.

Существенную роль в становлении и развитии системы духовности современных государств играет деятельность религиозных организаций. Трудно переоценить в этом смысле роль Русской православной церкви. Опираясь на традицию, обладающую большой притягательной силой, Церковь сегодня выступает в качестве важного социального механизма, реально сдерживающего прорыв в духовно-нравственное пространство России чужеродных идеалов, норм и ценностей.

Учитывая многоконфессиональный характер российского общества, следует отметить специфическую роль в системе безопасности не только духовной деятельности конкретных церквей (мусульманских, иудейских, буддистских и др.), но и состояние межцерковных, межконфессиональных отношений. С другой стороны, не следует абсолютизировать идущую от Н. Бердяева идею о тождестве русскости и православия, поскольку это может быть верным только в историческом и, в известном смысле, культурном смысле. Для сегодняшнего дня такая идея – анахронизм.

По результатам опроса, проведенного в июне 2017 г. Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», продолжается увеличение численности тех, кто считает себя верующими или скорее «религиозными людьми». За три года эта цифра увеличилась с 35 до 53%, главным образом за счет размытой массы не слишком «уверовавших» или колеблющихся в определении степени своей религиозности (около половины – 44% респондентов говорят о себе как о «в какой-то мере религиозных»). Лишь небольшой процент опрошенных считает себя «очень религиозным» (9%); треть опрошенных считает себя «не слишком религиозным» (33%). За три года (с декабря 2013 г.) среди опрошенных резко сократилось число атеистов и неверующих – с 26 до 13%.

Интересно
Особую роль в формировании духовности молодого поколения играет система образования, в частности, уровень и качество ее гуманитаризации. Это тем более важно, что ныне вошли во взрослую жизнь поколения, воспитанные в ситуации «идеологического вакуума», не знающие иных ценностей и идеалов, кроме индивидуального благополучия и потребительского достатка.

Трудно переоценить роль средств массовой информации, которые в современном мире, по сути дела, сформировали непрерывное во времени и пространстве информационное поле, воздействующее на каждого человека, на каждого гражданина государства. Учитывая негативный пример событий на Украине, исследователи подчеркивают, что «сегодня практически «не выходя из кабинета», можно разрушить духовно, обанкротить экономически и потом подчинить себе политически целые страны и, таким образом, по существу, закабалить целые народы. Это называется современная информационная, а в целом – гибридная война».

На российском радио и ТВ место властителей дум зачастую занимают высокооплачиваемые «звезды», активно включившиеся в решение задачи оболванивания народа и возбуждения у него «комплекса удовольствия». Лишь немногие телеканалы и радиостанции, такие как «Культура» и «Звезда», последовательно решают задачу формирования национальной духовности и патриотизма. Российское государство и гражданское общество должно активнее влиять на деятельность СМИ с целью повышения их позитивной роли в формировании духовности российской нации, в утверждении ценностей российской культуры.

Процесс обеспечения духовной безопасности совпадает с процессом возрождения российской духовности. Объектом духовной безопасности выступает духовная жизнь российского общества во всем ее многообразии. Существенным компонентом духовной безопасности является национальная идентичность. Специфическим фактором, в условиях которого реализуется защита духовной безопасности современных обществ, является глобализация.

Система внешних угроз духовной безопасности многообразна и включает как факторы, непосредственно ослабляющие духовную без опасность, так и факторы, опосредованно реализующие негативное влияние на духовную безопасность. Наиболее острой формой воздействия на духовную безопасность выступают идеологические, психологические, информационные войны. Широко распространенной формой ослабления духовной безопасности и национальной идентичности является распространение низменных образцов массовой культуры.

В числе внутренних факторов духовной безопасности наиболее существенную роль играют: идеологическая деятельность государства, политических партий и общественных организаций; духовная деятельность религиозных конфессий; развитие гуманитарного образования; деятельность средств массовой информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)