Факторы формирования политической безопасности

Во втором десятилетии XXI в. политическая безопасность вышла на первое место в системе национальной безопасности. Это обусловлено целым рядом условий и причин, которые обобщенно можно назвать факторами безопасности.

Отметим некоторые из них:

  • Первое. Возрастает определяющая роль государственной власти в обеспечении социально-экономического и культурного развития народов, в обеспечении выгодного взаимодействия с другими странами, в упрочении всеобщего мира. Это наглядно демонстрирует история России: ослабление власти и нестабильное управление страной, как минимум, трижды приводили к национальным трагедиям, а по сути дела, к распаду государства: в 1568–1613 гг., в 1917–1920 гг., в 1990е гг.
  • Второе. Власть и ее органы становятся все более уязвимыми для проникновения в их состав таких сил, которые заинтересованы не в процветании страны, а в реализации собственных узкокорыстных, зачастую – откровенно антигосударственных интересов. Достаточно ярким примером такого рода является деятельность руководителей Минобороны России в 2005 – 2012 гг., превративших военный бюджет в кормушку для ближайших родственников.
  • Третье. Широкое применение в системе государственного управления компьютерных и информационных систем, реализация программ, подобных программе «Электронная Россия», открывает реальные технические возможности для преступных кругов по электронному проникновению во власть. Многие исследователи и практические политики полагают, что «кибернетическая война», «информационная война» в XXI в. станут одной из главных угроз миру и безопасности народов.
  • Четвертое. И внутри государства, и на мировой арене все более жесткой становится борьба за ресурсы и за влияние, которая может привести к опасным политическим последствиям – социально-политическим кризисам, войнам, вооруженным конфликтам, подрывным и террористическим актам, изнурительной конфронтации различных социальных сил и др. Так, в Стратегии НБ специально подчеркнуто, что обостряются противоречия, «связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями». Ограниченность ресурсов ведет к усиливающемуся разрыву между богатыми и бедными странами, при этом разрешение экономических и политических кризисов далеко не всегда реализуется в пользу бедных стран. Так, государством должником фактически стал Кипр. К этому же состоянию движется Украина.
  • Пятое. Начиная со второй половины XX в., многократно возросли силовые ресурсы власти по отношению к собственным народам в сравнении со способностью самих народов влиять на власть в благоприятном направлении. Действительно, в распоряжении власти целая система инструментов давления: силовые структуры, всепроникающие средства массовой информации, компьютерные технологии контроля над обществом и гражданами. Так, власти Испании ответили мощными силовыми актами на рефрендум о самостоятельности Каталонии в октябре 2017 г.

Более двух десятилетий постсоветского развития показали, что задачей первостепенной важности для Российской Федерации является расширение возможностей народа, гражданского общества и граждан влиять на власть, подчинять ее своим интересам, обеспечивать защиту от эгоистической власти, как на федеральном уровне, уровне субъектов, так и на местах. Таким образом, содержание политической безопасности не исчерпывается только защитой государства от внешних и внутренних угроз, но включает в себя также защиту граждан от возможных угроз со стороны государства и его органов.

Именно осмысление этой стороны политической безопасности стало одной из предпосылок процесса выработки и принятия в 1940-1970 гг. Международного Билля о правах человека, который включает: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Международный пакт «О гражданских и политических правах», два факультативных протокола к нему.

В преамбуле Международного пакта «О гражданских и политических правах» подчеркивается, что «идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами». Именно этот критерий выступает в качестве основного для различения тоталитарных и демократических государств.

Конституция РФ основные идеи и правовые нормы Международного Билля о правах отражает в целом ряде статей, в их числе:

  • ст. 45 – «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»;
  • ст. 46 – «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод…»;
  • ст. 52 – «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба»;
  • ст. 53 – «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами».

Российские демократические институты нуждаются в сбалансированности по отношению к другим конституционным ценностям: подчинению праву как высшему порядку, единству законности, системности государственной власти, юридической ответственности, в конечном итоге – политической безопасности.

Шестое. В системе политической безопасности современных государств возрастает роль политической культуры, поскольку формирование гармоничного политического взаимодействия государства и гражданского общества возможно лишь при неукоснительном соблюдении принятых «правил игры» – системы норм политического поведения. Такие нормы могут быть писаными.

К ним в первую очередь относятся нормы правовые: Конституция, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также нормы неправового характера:

  • ставы партий,
  • движений,
  • объединений,
  • общественные соглашения различного рода.

Важную роль играют неписаные нормы политического поведения: политические традиции, обычаи, мораль, правовая культура населения. Взаимосвязанный комплекс неписаных норм политического поведения может быть охарактеризован как политическая культура. В свое время классики западной политологии Г. Алмонд и С. Верба выделили патриархальную, подданническую культуры и культуру участия1. Развитие политической культуры участия является актуальной задачей российского гражданского общества. Этот тип культуры называют также рационально-активистским, поскольку он предполагает, с одной стороны, активное участие в политической жизни страны (в том числе участие в избирательных кампаниях), с другой стороны, такое участие является осознанным, предполагающим, что обладатель такого типа культуры понимает сущность политики, ее основные закономерности и разумно участвует в политической деятельности.

Внутренний стержень политической культуры образует система политических ценностей. Именно эта система является одним из важнейших стимулов политического поведения личности. По мнению целого ряда исследователей, основу политических ценностей России составляют две концептуальные идеи: государственно-патриотические начала и социальная справедливость.

Седьмое. Следует учитывать демографические детерминанты политической безопасности. Исследователи обращают внимание на негативную роль политической индифферентности молодежи: «Политический нигилизм проявляется и в политических ориентациях молодежи, и в ее отношении к структурам власти, и в игнорировании ею молодежных движений».

Актуальной задачей в рамках обеспечения политической безопасности выступает формирование активной политической позиции молодежи как важнейшего элемента молодежной политической культуры. Политическая активность молодежи прямо связана с безопасностью общества.

Восьмое. Формирование и укрепление национальной безопасности непосредственно зависит от национальных интересов, которые она призвана защищать.

В Стратегии НБ указаны национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу:

  • укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
  • укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
  • сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира (ст. 30).

По каким показателям можно судить об уровне и состоянии политической безопасности?

В числе наиболее важных показателей могут быть выделены:

  • отсутствие препятствий и ущемлений политических прав и свобод граждан;
  • наличие политической оппозиции;
  • справедливость и соответствие государственно-политического устройства национальным интересам;
  • политическая мощь и геополитический статус страны;
  • эффективность политики и государственного управления, выражающаяся в способности энергично преодолевать кризисы, обеспечивать восстановление и устойчивое развитие;
  • доверие и добровольная поддержка власти большинством общества; оптимальная политическая стабильность;
  • рост внутренних и иностранных инвестиций в развитие страны.

Во втором десятилетии XXI в. особо актуальны политические угрозы Российской Федерации. Политическая угроза – это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Обстоятельное представление о системе таких угроз дано в ст. 43 Стратегии НБ.

Проанализировав данную статью, можно выделить следующие угрозы государственной и общественной безопасности:

  • разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения;
  • нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
  • деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозноэкстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовнонравственных ценностей;
  • деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности и др.

Что касается Российской Федерации, то она выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торговоэкономического сотрудничества с иностранными государствами и является ответственным участником многосторонней торговой системы.

Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира (ст. 28). В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию, прежде всего, политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными (ст. 29).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)