Научная безопасность в информационном обществе

В конце ХХ – начале ХХI в. в современной науке развернулась дискуссия о природе современного общества, в ходе которой появились теории, отражающие различные его грани. Среди них предложенная американским социологом П. Дракером теория «общества знаний». П. Дракер подчеркивает, что новое знание способно породить новое общество, которое изменит природу труда, высшего образования и способ функционирования всего общества как сложной взаимосвязанной машины.

Повышение роли научной безопасности в жизни современных обществ. Роль знания как основной движущей силы экономического и социального развития отмечается еще в трудах автора теории «постиндустриального общества» Д. Белла, который указывал, что в грядущем обществе знание станет основным экономическим ресурсом и источником инноваций.

Это общество характеризуется становлением принципиально новых отношений и связей в науке, промышленном производстве, социальной сфере, интеллектуализацией основных факторов производства. С начала XXI в. на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

Конкуренция становится неотъемлемой частью происходящих в мире процессов глобализации. В свою очередь, интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в существенной мере определяет уровень экономического развития, и в глобальной конкуренции побеждают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований, укрепляют собственную научную безопасность.

Безопасность Российской Федерации в сфере науки связана, прежде всего, со способностью России противостоять современным «вызовам истории», найти свое место в международном разделении труда, оставаясь в лидирующей группе стран по темпам научно-технического и технологического развития. Рассматриваемый вид национальной безопасности тесно связан с другими видами безопасности, и прежде всего с экономической безопасностью.

Действительно, экономика через научно-техническую сферу влияет на науку, стимулируя научные исследования в различных сферах, позволяющих самой экономике динамично развиваться, способствуя повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Наука (в первую очередь, через содействие развитию современных производственных технологий и технического базиса многообразных производственных отраслей) обеспечивает развитие тех сфер экономики, в которых находят практическое воплощение результаты научных исследований: перспективных, фундаментальных и прикладных. Таким образом, возникает система обратных связей в системе «экономика – техника – технология – наука».

Эта система связей наглядно демонстрирует влияние научно-технического и технологического развития на безопасность страны. Сегодня реальное положение любого государства в мире определяется не только и не столько уровнем его обороноспособности, сколько наличием и состоянием передовых (с точки зрения используемых технологий) отраслей современной экономики: микроэлектроники, компьютерной и коммуникационной техники, биотехнологии, производства новых материалов, нанотехнологий, аэрокосмической техники и др.

При высоких темпах разработки и внедрения современных технологий отставание хотя бы на несколько лет приводит к неизбежной потере конкурентоспособности в области высоких технологий. Таким образом, забота государства о развитии наукоемкого производства становится одним из ключевых направлений обеспечения научной, технической и технологической безопасности.

Интересно
Современные глобальные вызовы диктуют необходимость опережающего развития специфичных направлений научных исследований и технологических разработок (экологически чистая энергетика, нанотехнологии, новые технологии в сельском хозяйстве и т. д.), по многим из которых в нашей стране нет существенных заделов.

Вместе с тем наукоемкое производство для своего развития требует значительных затрат. С одной стороны, такое производство нуждается в привлечении самого дорогостоящего товара – научных и технологических знаний, с другой стороны – это производство нуждается в привлечении высококвалифицированных специалистов.

В конце ХХ в. американские исследователи привели сравнение, в силу своей наглядности широко распространившееся в научных текстах о постиндустриальном обществе: в этот период в США 1 кг стали требовал затрат порядка 7 центов, 1 кг автомашины – 7 долларов, 1 кг современного самолета 700 долларов, а 1 кг интегральных схем – 7000 долларов1. Речь идет об интегральных схемах, разработанных 20–30 лет назад. Очевидно, что килограмм схем, используемых в современной технике, как минимум, на два порядка дороже.

Современное постиндустриальное общество именно потому и характеризуется как «информационное», что информационные технологии, применяемые как в гражданском, так и в военном секторе экономики, выступают ключевым фактором технологического развития общества. Таким технологиям придается особое значение в формировании нового мирового информационного порядка. Место страны в системе информационного порядка существенно влияет на безопасность стран-участниц.

Именно поэтому, прогнозируя ближайшее будущее международных отношений, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации подчеркивает: «Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы… Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей».

Научная безопасность выступает одной из ключевых составляющих национальной безопасности в целом. Это понятие не является единственным для обозначения безопасности государства в сфере науки. Так, в официальных государственных документах (например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации) используется термин, близкий по содержанию научной безопасности, но не совпадающий полностью с ним, – «национальная безопасность в сфере науки, технологий и образования».

Часто используется понятие «научно-техническая безопасность», как «один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле – обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах». Употребляется и понятие «безопасность научно-образовательной сферы».

Интересно
Как и другие сферы безопасности, являясь сложным и многоплановым явлением, научная безопасность может быть рассмотрена с разных точек зрения. Через понятие «защищенность». Как и любое другое направление национальной безопасности, научная безопасность характеризует, прежде всего, уровень защищенности национальной науки и технологий от внешних и внутренних угроз.

Через понятия «состояние» и «устойчивость». Научную безопасность определяют как взаимосвязанное состояние научных институтов, научно-исследовательской деятельности, системы внедрения результатов научных исследований в различные сферы общества, системы подготовки кадров науки, характеризующееся устойчивостью к воздействию негативных внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование науки как важнейшего национального института общества.

Через понятие «независимость». Научная безопасность – совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной науки, техники, технологии, национального образования, их стабильность и устойчивость, способность к непрерывному развитию. Она обеспечивает возможность самостоятельно, без какого-либо значимого внешнего воздействия формировать научно-технологические основы деятельности человека и общества в целом в социальной, экономической и других сферах, исходя из национальных интересов. На этом направлении развитие науки обеспечивает разработку широкого спектра импортозамещающих технологий, что приобрело особо важное значение в условиях санкционной политики западных государств в отношении Российской Федерации.

Через понятие «интересы». Научная безопасность – это такое состояние науки и результатов ее исследований, которое обеспечивает гарантированную защиту национально-государственных интересов, социальную направленность политики, достаточный оборонный потенциал.

Через понятие «ресурсы». Научная безопасность – это совокупность ресурсов, используемых в процессе научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для производства инновационной продукции, удовлетворяющей актуальные общественные потребности. Сами результаты НИОКР являются ресурсом для обеспечения актуальных потребностей общества во всех сферах его жизни.

Через понятие «потенциал». Взаимосвязанная целостная совокупность ресурсов, обеспечивающая эффективное функционирование национальной науки, может быть представлена как научный потенциал. В свою очередь, научная безопасность может быть представлена как уровень научно-инновационного потенциала, количественные и качественные характеристики которого обеспечивают надежное противостояние комплексу внутренних и внешних угроз.

Через понятие «институт» может быть охарактеризован механизм обеспечения научной безопасности, поскольку реальные научные результаты обеспечиваются конкретной деятельностью взаимосвязанной системы социальных институтов. Институциональная структура научной безопасности представлена на рис. 21.

Показанные проявления научной безопасности представляют собой взаимосвязанную систему:

  • устойчивость научно-технического развития в существенной мере определяется системой качественных и количественных характеристик научно-инновационного потенциала;
  • устойчивое научно-техническое развитие, в свою очередь, выступает важнейшим условием независимости национальной науки;
  • устойчивое и независимое научное развитие, базирующееся на необходимом уровне научно-инновационного потенциала, отвечает совокупности национальных интересов государства и общества.

Научная безопасность в информационном обществе

Для выявления конкретного уровня научной безопасности выде-ляется система ее индикаторов (измерений).

В числе важнейших индикаторов выделим:

  • общие расходы на развитие науки и их структура;
  • инвестиции в НИОКР и подготовку кадров;
  • состояние и эффективность использования научно-технического инновационного потенциала;
  • кадровый состав науки и его структура;
  • соотношение средней зарплаты занятых в научной сфере со средней зарплатой в стране;
  • уровень правовой поддержки науки;
  • процент наукоемкой продукции в экспорте и др.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)