Структура педагогического мастерства учителя физической культуры

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В качестве научного метода, позволяющего нам описать структуру педагогического мастерства учителя физической культуры, использован метод классификации.

I. Кластерное описание структуры педагогического мастерства учителя

1. Кластер «Качества личности»

Педагогическое мастерство в этом кластере рассматривается как комплекс качеств личности педагога, обеспечивающие высокий уровень педагогического мастерства.

Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство учителя, принадлежит единству мотивационно-ценностной составляющей (профессионально-педагогической направленности) и индивидуально-психологических особенностей (общих и профессионально-педагогических способностей) педагогического мастерства.

Существует достаточно обширный перечень тех личностных качеств, которые обеспечивают высокий уровень педагогического мастерства. Целостность личности предполагает ее структурное единство, наличие тех системных свойств, которые объединяют все другие и являются основанием ее целостности.

В структуре личности преподавателя такая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А. Сластенина, образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства личности педагога (См. рис. 9).

Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя выступает система ее ценностных отношений к педагогической деятельности, закрепленная в профессионально-ценностных ориентациях.

Наличие у личности общественно и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству. Отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.

Выполняя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально-ценностные ориентации позволяют преподавателю выстроить модель своей деятельности, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.

Педагогическое самосознание определяет знание о себе как о специалисте, эмоциональное отношение к себе как педагогу, самооценку.

При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна лишь тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе.

Таким образом, педагогическое самосознание является фильтром качеств личности, которые становятся для учителя значимыми в процессе повышения педагогического мастерства.

Среди огромного количества качеств личности, оказывающих влияние на повышение педагогического мастерства, следует выделить социальные качества личности, обеспечивающие мастерство педагогического взаимодействия, интеллектуальные качества, оказывающие влияние на успешность когнитивных процессов, и нравственные качества, определяющие ориентиры педагогической деятельности.

2. Кластер «Педагогические способности»

Основной предпосылкой педагогического мастерства учителя является наличие педагогических способностей. Ю.Д. Железняк  указывает, что педагогические способности являются условием успешного выполнения педагогической деятельности (См. рис.10).

Структура педагогических способностей тренера и учителя физической культуры в наиболее развернутом виде представлена в работах В.А. Крутецкого и Ю.Д. Железняка, которые выделяют следующие виды педагогических способностей:

1. Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе.

2. Конструктивные способности помогают анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив, что позволяет предвидеть результаты деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума.

3. Дидактические способности позволяют доходчиво передавать излагаемый материал, адаптируя его к особенностям воспитанников.

Профессиональное мастерство учителя физической культуры включает способность сделать материал не только доступным, но и стимулировать самостоятельность, управлять познавательной активностью.

4. Речевые способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражении своих мыслей, знаний, чувств. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью.

Особое значение имеют культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических ошибок, умение говорить экспромтом.

5. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти к ним правильный подход, установить целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Для развития коммуникативных способностей важную роль играет эмпатия, т.е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей.

6. Организаторские способности – это способность организовать коллектив, сплотить его, а также умение планировать и контролировать собственную деятельность. Они включают умение оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их выполнения.

Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание детей и т.п.).

7. Академические способности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.

Следовательно, педагогическое мастерство учителя физической культуры в соответствии с кластером проявляется в уровне развития педагогических способностей.

3. Кластер «Педагогические функции»

Функция в философии понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого.

Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование). Для социальных процессов функция предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Педагогические функции рассматривает Н.В. Кузьмина как компоненты профессиональной деятельности учителя. По мнению автора, состав и последовательность действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач, и является психологической структурой деятельности.

«Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, – пишет Н.В. Кузьмина, – возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся, они обусловливают движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого устойчивость, их жизнестойкость, выживаемость.

В педагогических системах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный и функциональные компоненты».

Психологическая структура педагогической деятельности Н.В. Кузьминой была дополнена и развита А.И. Щербаковым, который выделил информационную функцию (обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи); воспитательно-развивающую функцию, являющуюся предпосылкой единства воспитания, обучения и развития (управление перцептивными, мыслительными, эмоционально-волевыми и другими процессами в учебной деятельности); ориентационную функцию (развитие ценностных ориентаций); мобилизационную функцию (актуализация знаний и жизненного опыта учащихся); исследовательскую функцию (научный подход к изучению педагогических явлений).

Педагогические функции деятельности учителя физической культуры определяются спецификой физической культуры, поскольку учитель выполняет и функции тренера. Функции педагогической деятельности в сфере ФКС выделяет Ю.Д. Железняк.

1. коммуникативные функции: учитель должен знать своих учеников, их познавательные интересы, способности, склонности, темперамент, отношение родителей к занятиям физической культурой и спортом; уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить специальные беседы о моральном облике спортсмена, вести культурно-массовую работу.

2. Организаторские функции включают: функции отбора, учебно-тренировочные функции, функции планирования, контроля за учебно-тренировочным процессом, судейские и секундантские.

Функции отбора предполагают следующие знания: основных закономерностей развития организма – морфологических, физиологических, психических, физических; модельных характеристик спортсмена; принципов, средств, форм и методов отбора; спортивной специализации.

Учитель должен уметь прогнозировать и предвидеть спортивные результаты; проводить отбор в учебно-тренировочные группы спортивной секции.

Учебно-тренировочные функции тренера подразумевают: знание принципов, средств, форм и методов обучения; знание специальной терминологии; умение диагностировать способности ученика, черты характера, интеллектуальный уровень, степень развития творческого мышления, отношение к выполнению тренировочной работы; умение обучать наиболее рациональной технике и тактике; формирование определенных физических, психических качеств.

Эффективность функций планирования определяет знание и прогнозирование конечной цели подготовки, целей и задач ее этапов и периодов, а также подбор наиболее подходящих для решения поставленных промежуточных задач, средств и методов.

Функции контроля за учебно-тренировочным процессом подразумевают знание и корректное применение средств и методов управления и контроля в физической культуре и спорте.

Судейская функция выражается в знании правил соревнований и выполнении при необходимости обязанностей судей на любом участке судейской работы.

Секундантская функция заключается в обязанности тренера знать своих учеников, их положительные и отрицательные качества, внешние признаки проявления эмоционального состояния, признаки различных предстартовых психических состояний и способы управления ими; в умении создавать оптимальный настрой у спортсмена на выполнение упражнения.

Научно-исследовательская функция предполагает знание и применение средств и методов исследования; обработку и интерпретацию полученных данных с использованием последних достижений науки и техники.

3. Гностические функции направлены на реализацию учителем своих профессиональных обязанностей. Он должен обладать определенными педагогическими способностями, которые определяются его личностными качествами и совокупностью знаний, умений и навыков.

Таким образом, кластерное описание позволяет представлять педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, совокупность педагогических способностей и функций педагогической деятельности.

II. «Ролевая структура» педагогического мастерства

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности.

Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда выполняет определенные функциональные роли, которые и определяют уровень его педагогического мастерства.

Педагог – мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской и педагогической психологии, выполняет функциональную роль фасилитатора.

Педагогическое мастерство фасилитатора проявляется в организации и педагогическом сопровождении учебной и внеклассной деятельности.

Педагогическая фасилитация как процесс, по мнению О.Н. Шахматовой, – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом.

Функциональная роль наставника реализуется в педагогическом мастерстве передачи знаний и формирования опыта деятельности.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Мастерство владения педагогической техникой обеспечивает функциональная роль методиста.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства методиста можно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  • организация учебной деятельности учащегося;
  • владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  • структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Высший уровень педагогического мастерства проявляется в процессе реализации функциональной роли творца.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.

Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, следовательно, самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Таким образом, описание ролевой структуры педагогического мастерства позволяет определить, что деятельность профессионала-мастера следует рассматривать как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптимальную.

В этом случае педагогическое мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.

III. Критериальная структура педагогического мастерства

Выбор критериев является важнейшим этапом исследования структуры и содержания педагогического мастерства учителя.

Критерий выделяет сущностные характеристики изменения в развитии объекта или знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Е.Ю. Туник аргументированно описывает критерии педагогического мастерства преподавателя физического воспитания, к которым относит:

I. Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса:

1. Обеспечение общих условий эффективности занятия: предварительные указания по плану занятия (цель, задачи, основные этапы, лаконичные, четкие), учебные пособия, эксперимент, ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу и обеспечивающие рациональное начало занятия без пауз, задержек, поиска инвентаря.

2. Адаптация обучения учащихся: соответствие обучения возрасту, учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к выбору заданий, организация групповой работы как формы взаимопомощи.

II. Компетентность преподавателя:

1. Владение учебным предметом и методами обучения: применение современных (оригинальных) приемов, методов обучения (новейших педагогических технологий).

2. Организация учебной деятельности, последовательность в достижении цели урока, закрепление, подведение итогов, интеграция.

III. Техника объяснения:

1. Рассказ и показ, опора на все виды памяти (слуховую, зрительную, механическую).

2. Дополнительное разъяснение материала нуждающимся учащимся. IV. Учебное взаимодействие:

1. Контроль и коррекция деятельности учащихся: объективная оценка деятельности занимающегося, независимо от личного отношения преподавателя к данному ученику, отказ от прямых указаний и коррекции деятельности занимающихся, побуждение студентов к самооценке, самокоррекции, оценке и коррекции деятельности друг друга.

2. Использование предложенных учащимися инициатив, тактичная корректировка идей учащихся, их разработка и использование в учебно-воспитательном процессе.

V. Создание благоприятного климата на занятии, способствующего производительной продуктивной деятельности:

1. Стимулирование интереса учащихся: использование необычных, интересных аспектов урока, юмора, примеров из жизни, практической деятельности.

2. Оказание помощи в выработке положительной самооценки студента: отсутствие в речи педагога сарказма, насмешке, упреков; поощрение конкретной работы и конкретных учащихся, помощь педагога и поддержка тех учащихся, которые испытывают затруднения, неуверенность в своих знаниях и способностях.

VI. Поддержание должной дисциплины на занятии.

Другие критерии педагогического мастерства можно выделить в соответствии с организацией урока.

Так, в организацию урока Л.Т. Охитина включает:

1. самоорганизацию учителя:

  • творческое рабочее самочувствие;
  • психологический контакт с классом;

2. организацию учителем познавательной деятельности учащихся:

  • организацию восприятия и наблюдения;
  • организацию внимания;
  • тренировку памяти;
  • формирование понятий; д) развитие мышления;
  • воспитание воображения;
  • формирование умений и навыков.

Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной – организованность самих учащихся, т.е.:

  1. уровень умственного развития учащихся;
  2. отношение учащихся к учебе;
  3. самоорганизация умственного труда;
  4. обучаемость.

Автор справедливо подчеркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению.

Следовательно, по Л.Т. Охитиной, педагогическое мастерство учителя связано с активизиацией познавательной сферы учащихся и оценивается по следующим вопросам:

  • как учитель добивается нужной изобретательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогает им отличать инвентарные признаки от вариантных;
  • какие установки и в какой форме использует (убеждение, внушение);
  • как добивается устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;
  • какие формы работы использует для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).

Таким образом, профессиональное мастерство, способности учителя, педагогический опыт, уровень образования, квалификация, общекультурный уровень, эрудиция, профессиональная устойчивость, включенность в работу, ценностные ориентации и т.д. являются компонентами педагогического мастерства.

Каждый из названных факторов является структурным элементом относительно самостоятельной системы, формирующей свои устойчивые внутренние взаимосвязи и взаимодействия, которые мы включили в кластерные, ролевые или критериальную структуру педагогического мастерства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)