Принципы формирования физической культуры личности

Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей. Представим классификацию принципов формирования физической культуры личности в виде схемы (См. рис. 16).

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в педагогике предполагает признание ценности личности, создание условий для развития творческого потенциала личности, сопровождение профессионального самоопределения.

Принцип гуманизма реализуется через гуманистическое мировоззрение и гуманность. С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах.

Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере.

Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций (Г. Олпорт, А. Маслоу), вера в себя и возможность достижения «Я-идеального» (К. Роджерс).

Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности в процессе повышения педагогического мастерства, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманистическая ориентация повышения педагогического мастерства учителя физической культуры может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.

Принцип культуросообразности

Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребенка.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что педагогический процесс должен основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).

Цели, содержание, методы профессиональной подготовки культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

В соответствии с принципом культуросообразности в процесс обучения вводится понятие «физическая культура личности».

Раскрывая содержание физической культуры личности, В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева выделяют в ее структуре три основные составляющие:

  1. знания (физкультурная образованность);
  2. двигательные достижения и
  3. мотивацию двигательной активности.

Все перечисленные элементы системы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физкультурного воспитания.

В физической культуре личности каждого отдельного человека В.К. Бальсевичем выделены и поставлены на первое место уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности и т.д.

Физическая культура личности определяется совокупностью его личных физических двигательных достижений (физические качества, двигательные умения и навыки, работоспособность и т.д.).

И, наконец, уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность.

По мнению В.М. Выдрина, физическая культура личности включает в себя все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что дала ему природа, другими словами, все то, что стало в этом плане результатом его собственной деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование.

Принцип синергичности

Процесс повышения профессионального мастерства позволяет проектировать не результат этого процесса, а сам процесс.

Новизна и суть синергетического принципа заключается в следующих положениях:

  • сложноорганизованным системам, в частности процессу повышения педагогического мастерства, нельзя навязывать пути развития, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить систему на эти пути;
  • всегда существует несколько возможных, альтернативных путей повышения педагогического мастерства учителя; настоящее состояние педагогического мастерства определяется не столько прошлыми достижениями, сколько будущими возможностями;
  • синергетика раскрывает закономерности, условия протекания процессов саморазвития и самоизменения.

Синергетический принцип повышения педагогического мастерства учителя основывается на признании субъективности человеческого знания и интересов личности, которые являются потенциалом саморазвития и самоорганизации личности. Мера способности человека к саморазвитию – важнейший признак его культуры.

Самодвижение, саморазвитие являются характеристиками любых открытых самоорганизующихся систем.

Синергия в обучении дает эффект повышения педагогического мастерства за счет взаимосвязи и взаимодействия различных воздействий в предметном обучении, поэтому условиями реализации принципа синергичности являются:

  1. способность учителя видеть в процессе повышения педагогического мастерства источник саморазвития личности, способный трансформироваться в личностные качества субъектов педагогического процесса;
  2. уважать права участников педагогического процесса на свою альтернативную позицию.

Специфические принципы

Принцип субъектности

В психологии основы субъектного подхода были заложены С.Л. Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию.

А.Н. Леонтьев предпочитал говорить о субъекте, который реализует в совокупности деятельностей свои отношения, и отмечал, что основной задачей психологического исследования является «изучение процесса объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате которого формируется его личность».

Показателями субъектности являются способность к самовоспитанию, самосознанию и саморазвитию. Самовоспитание – это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Самовоспитание – это управляемое человеком саморазвитие, являющееся высшей формой, т.к. оно осуществляется осознанно и последовательно.

Самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств личности человека происходит под влиянием, как воспитания, так и самовоспитания.

Реализация принципа субъектности предполагает организацию продуктивного педагогического взаимодействия, осознание учителем ответственности за создание условий своего профессионального развития.

В педагогике субъектность рассматривается, как правило, в условиях реализации субъект-субъектных отношений, т.е. формирование диалога между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия (Н.М. Таланчук) и объект-субъектного преобразования личности: превращение человека из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъект, господствующий над обстоятельствами. (С.М. Годник).

Следовательно, субъектность учителя связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в предмет практического преобразования и совершенствования. В таком случае реализация принципа субъектности осуществляется в рамках определенной среды – воспитательного пространства.

Принцип идентификации

Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение короткого или длительного периода могут служить «образцами» для растущего человека. Поэтому формирование идентичности включает культурный, этнический и общественный аспекты.

Таким образом, человек приобретает идентичность в ходе индивидуального развития, психологического процесса идентификации, личностной интеграции, социализации и т.п. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни.

Обладать идентичностью – это, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, означает переживание прошлого, настоящего и будущего как единого целого; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной «непрерывностью» и признанием этой «непрерывности» другими людьми.

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я–идентичности», то есть ощущения своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это.

Реализация принципа идентичности в процессе повышения педагогического мастерства предполагает «принятие на себя роли другого» или «принятием отношения других к самому себе», например, «Я–учитель». Важным является положение о том, что человек в групповом взаимодействии, примеряя роли и ценностные установки обобщенных других, вырабатывает «Образ «Я».

Таким образом, реализация принципа идентификации позволяет рассматривать процесс повышения педагогического мастерства учителя не только в соответствии с требованиями педагогической профессии как социальной роли, но и с образами «идеального и реального» учителя, сформировавшимися в течение профессиональной деятельности педагога.

Принцип прогнозирования

В теории построения движений и действия «действие детерминировано прошлым и «образом потребного будущего», которые сличаются с настоящим и экстраполируются на будущее».

По Н.А. Бернштейну, вся деятельность подчинена цели, направляется закодированной в мозге «моделью потребностного будущего» и регулируется принципом целесообразности, отвечая не только на вопросы «как» и «почему» (по своему содержанию направленные на прошлое и настоящее время), но и на вопрос «для чего», в котором акцент ставится на будущем.

Реализация принципа прогнозирования предполагает формирование плана будущего, определение цели. Л.А. Регуш считает, что будущее представлено жизненными целями, планами, ориентациями и перспективами.

Посредством постановки значимых целей оно оказывает решающее влияние на настоящее и прошлое, обеспечивая их качественной деятельностью и информативными воспоминаниями.

«Будущее – это своеобразное психологическое образование, результат внутренней работы личности, направленной на создание непрерывной личной истории, целостности «Я», перспективы жизненного пути».

Представляя будущее «началом индивидуального времени», ученый обосновывает его потенциальную изменяемость и свободу построения: «человек не властен над объективным временем, зато свое психологическое время он структурирует свободно».

Механизм психологического прогнозирования будущего как более общий вид вероятностного прогнозирования включает в себя и механизм его проектирования личностью.

Это позволяет во временной перспективе будущего более точно определить поле действия личного будущего в той его части, которую человек может преобразовывать. Проектирование предполагает применение различных форм активности по построению образа себя в будущем, гибкому планированию своей будущей жизни.

Проектирование себя в будущее (построение своего личного будущего) как активный процесс работы воображения, самосознания является важнейшим механизмом повышения педагогического мастерства учителя.

Дидактические принципы

Принцип партисипативности

Реализация принципа партисипативности предполагает организацию особой совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на совместное принятие решений; делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий; возможность создать надлежащие условия и установки.

Партисипативность предполагает субъект-субъектное взаимодействие (а не воздействие) тьютора и студентов для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы.

Механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности слушателей.

В этой связи, можно говорить о четырех основных парадигмах: доктрине научной организации труда, доктрине человеческих отношений, доктрине ценностных ориентаций и доктрине контрактации индивидуальной ответственности.

Принцип реализации обратной связи

Принцип реализации обратной связи является одним из основных принципов повышения педагогического мастерства учителя. В науке имеются различные точки зрения на категорию «обратная связь». Как считает И.Н. Решетень, принцип обратной связи предусматривает информационное обеспечение образовательного процесса.

С ее точки зрения «трансляция информации о воздействии результатов обучения должна быть стабильной, а ее использование – оперативным».

Таким образом, реализация обратной связи придает управляемому процессу педагогического сопровождения устойчивость, так как в случае отрицательной обратной связи сопоставление информации о ходе или результате того или иного процесса с заранее известной нормативной моделью дает основание для оценки и коррекции управляемого процесса.

Актуальность принципа реализации обратной связи в процессе повышения педагогического мастерства обусловлена также тем, что по сути осуществление обратной связи является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса.

В то же время отсутствие обратных связей между обучаемой и обучающей сторонами не дает возможности внести своевременные изменения в педагогический процесс, что может привести к получению побочных и незапланированных результатов и снижению эффективности деятельности учителя.
Принцип фасилитации

Термин «фасилитация» (производное от глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать) трактуется как тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задания в присутствии других людей. Фасилитацию можно рассматривать как усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога (Э.Ф. Зеер).

Педагогическая фасилитация – целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, способствующее жизненному, профессиональному самоопределению и саморазвитию личности, гуманизации ценностно-смысловой сферы и изменению субъектных позиций.
Реализация принципа фасилитации направлена на создание условий для пробуждения глубокого интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения.

Таким образом, избранные нами принципы многомерны и задают идеалы и цели повышения педагогического мастерства учителя, а также систему координат в движении по проведению этих целей в жизнь.

В конечном итоге, цель, превращаясь в средство, становится детерминирующим принципом по реализации цели. Все эти принципы взамосвязаны, дополняют друг друга, раскрывая основные грани исследуемого процесса.

Содержательно-смысловой центр технологии повышения педагогического мастерства образуют понятия «педагогическое мастерство», профессионализм, профессиональная компетентность, которые мы рассмотрели в Главе 1.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)