Профессиональное самосовершенствование личности в контексте педагогической акмеологии

Самосовершенствование учителя является процессом социально и личностно обусловленным, имеющим свою логику развития.

В работах М.Р. Битяновой, М.Я. Виленского, С.Б. Елканова, Г.М. Коджаспирова, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина и др. рассматриваются теоретические и прикладные аспекты профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития, самосовершенствования учителя.

Для педагога самосовершенствование – это не простое подражание, приспособление, адаптация действий к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в профессиональной деятельности, психологическим механизмом которого является постоянное преодоление внутренних противоречий между наличным уровнем педагогического мастерства и потенциально возможным.

В качестве источников профессионально-педагогического самосовершенствования, по мнению Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, Ф.Н. Гоноболина, выступают нормативно-законодательные документы в сфере образования, составляемые профессиограммы, произведения классиков педагогической мысли, методологическая и психолого-педагогическая литература.

Только при осознанном принятии и позитивном отношении к предъявляемым внешним требованиям учитель будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность самосовершенствования находит свой предмет в образе «идеального учителя» и становится мотивом в работе над собой.

А.Б. Орлов указывает, что процесс воспитания подразумевает то, что воспитатель должен самосовершенствоваться. Этот процесс состоит в развертывании своей индивидуальности по пути ненасилия, который способствует достижению целей путем соответствующих усилий на грани желанного, эмоционально принимаемого.

Процесс самосовершенствования педагога рассматривается К.М. Левитаном как преломление влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога.

Поэтому процесс самосовершенствования педагога, с одной стороны, творческий, индивидуализированный процесс, с другой – исполнительский, стандартный.

Отношение педагога к себе как субъекту, «как к источнику изменений профессиональной деятельности», позволяет ему не ограничивать рамками повышения квалификации, а ориентироваться на потенциальные возможности.

Поэтому самосовершенствование педагога связано с наличием противоречия между поставленной целью и привычным, усвоенным способом деятельности, со способностью увидеть профессиональные проблемы в новой системе отношений и связей.

Традиционно в психолого-педагогической литературе профессиональное самосовершенствование педагогов рассматривается в двух взаимосвязанных формах – самовоспитание и самообразование.

М.Р. Битянова подчеркивает, что именно целостность личности педагога обуславливает единство самовоспитания и самообразования, которым отводится доминирующая роль в процессе профессиональной подготовки и развития личности педагога.

С.Б. Елканов рассматривает самовоспитание как сознательную и целенаправленную деятельность по совершенствованию личности, а именно ее качеств. Но не каждая активная, в том числе и инициативная, самостоятельная деятельность есть деятельность по самовоспитанию.

Самовоспитание, по С.Б. Елканову, есть деятельность по преобразованию как окружающей действительности, так и самого себя, исключающее приспособление поступков педагога к внешним требованиям.

Автор разводит понятия «самовоспитание» и «самообразование», резонно полагая, что процесс самообразования, с одной стороны, может выступать как важное условие и средство самовоспитания, а с другой, может и не выступать в этом качестве, если оно – самоцель (знать, уметь), безотносительно к тому, ради чего.

А.А. Гусейнов в результате осмысления содержания понятий «самовоспитание» и «самосовершенствование» приходит к выводу, что самосовершенствование является более высокой ступенью развития человека, чем самовоспитание.

Суть различий, по мнению ученого, заключается, во-первых, в том, что самовоспитание, как и воспитание, кристаллизует собственное «Я» человека, в результате чего он становится личностью, трудолюбивым работником, дисциплинированным гражданином, послушным сыном и т.п.

Самосовершенствование же выводит, трансцендирует индивида за собственные границы, ставит в критическую позицию по отношению к самому себе: не удовлетворяясь тем, каков он есть, такой человек начинает вырабатывать из себя то, каким он должен быть.

Во-вторых, совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование, когда субъект является в то же самое время и объектом, который меняется по суверенному замыслу, по собственному намерению, тогда как самовоспитание является лишь моментом воспитания, то есть его продолжением.

Самосовершенствование есть духовно-нравственная деятельность, оно поднимает человека до всечеловеческих высот. Самовоспитание свидетельствует о принадлежности человека определенному обществу, самосовершенствование – о его включенности в историю.

Таким образом, различия между самосовершенствованием и самовоспитанием, как показывает анализ идей А.А. Гусейнова, заключается в том, что самосовершенствование, являясь духовно-нравственной деятельностью, нацелено на изменение человеком своей личности.

При этом человек возвышается над повседневностью, внутренне освобождается от различного рода зависимостей, как материальных, так и социальных. Самовоспитание, в свою очередь, понимается как процесс, также направленный на самоизменение, но ориентирующийся на формирование личности, необходимой обществу.

Осмысление двух точек зрения С.Б. Елканова и А.А. Гусейнова относительно соотношения между самовоспитанием и самосовершенствованием показывает, что если различия между ними и существуют, то назвать их существенными нельзя.

Самовоспитание, как и самосовершенствование, предполагает работу над собой, ориентированную на изменение личности в лучшую сторону с учетом поставленных целей.

Следовательно, особенность процесса педагогического самосовершенствования в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что самосовершенствование личности определяется уровнем физического самосовершенствования.

Исследуя проблему физического самосовершенствования личности в теории и практике педагогики, неизбежно приходится оперировать различными понятиями, такими как: «саморазвитие», «самоконтроль», «самостоятельность», «самоанализ», «самопознание», «самодиагностика», «самовоспитание». Все эти понятия являются взаимосвязанными и являются структурными компонентами физического самосовершенствования.

Педагогический процесс должен ориентироваться на воспитании у человека деятельного отношения к физической культуре, так как ее особенность заключается в том, что человек, с одной стороны, создает эту культуру, а с другой – является непосредственным объектом ее воздействия, ее носителем.

Вопросы физического самосовершенствования широко рассматривались в педагогических трудах древности. Физическое совершенство того времени неотделимо связано с понятиями красоты тела, могучей силы, выносливости.

В Древней Греции организм человека развивался под воздействием таких упражнений, как метание копья, стрел и диска, бег, прыжки, борьба, кулачный бой, разнообразные игры.

В гимназиях Древней Греции старались воспитывать граждан сильных как физически, так и духовно.

Физическое совершенство личности было тесно связано с развитием духовных качеств человека, выступало его неотъемлемым компонентом.

Своеобразным подтверждением этого служат подвиги Геракла, в которых его физические качества (огромная сила, ловкость, выносливость) неразрывно связаны с духовными (доброта, чуткость, готовность прийти на помощь).

Целью совершенствования граждан Древней Греции выдвигалась калокагатия – «гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека».

Важную роль в понимании здорового образа жизни человека, его физического и духовного совершенствования играет религия. Библия призывает человека прежде всего к нравственному совершенству, но не умаляет и важности здоровья, силы, ловкости, объединенных на основе требований высокой морали.

Отдельные аспекты физического совершенствования человека рассматривались в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Рабле и др.

Существуют различные точки зрения относительно понятий «физическое совершенство», «физическое совершенствование», «физическое самосовершенствование».

Л.П. Матвеев трактует понятие «физическое совершенство» обобщенно, как представление об оптимальной мере гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья.

Потребность в здоровье и высокой физической активности является базовой потребностью человека. Именно поэтому на протяжении многих столетий складывались представления о физическом совершенстве.

Понятие «физическое совершенство» (См. табл.) рассматривается неоднозначно. Выделяют три его основных определения:

  1. исторически обусловленный уровень всестороннего физического развития и дееспособности, обеспечивающий возможность приспособления к условиям производства, военного дела; бытие, долголетие;
  2. мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека по отношению к требованиям трудовой и других сфер его жизни;
  3. это состояние человека, соответствующее требованиям сфер его жизнедеятельности.

Первый подход в определении понятия физического самосовершенствования базируется на том, что школьнику достаточно освоить определенный набор знаний и умений, знать и уметь выполнять комплексы физических упражнений, правильно дозировать объем физической нагрузки, использовать средства физической культуры для самотренировок.

Исходя из этого, работа педагога по подготовке к физическому самосовершенствованию личности учащегося состоит в следующем:

  • сообщение необходимых знаний;
  • обучение соответствующим умениям;
  • приучение школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Второй подход по подготовке к физическому самосовершенствованию заключается в самостоятельном овладении школьниками определенными умениями и навыками.

Таким образом, работа педагога предполагает:

  • научить школьников самостоятельно выделять систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения двигательных действий;
  • создать условия для успешного овладения способами обучения.

Физическое самосовершенствование личности можно определить как деятельность индивидуума по позитивному самостоятельному преобразованию, направленному на формирование у себя физических качеств, предполагающее решение задач телесного, интеллектуального, психологического, нравственного, эстетического плана.

Педагогический процесс включает две взаимосвязанные фазы:

  1. внешняя – это собственно воспитательное воздействие, педагогическая его организация; школьник – объект действий учителя, тренера;
  2. внутренняя – это уже деятельность самого ребенка по совершенствованию своих физических качеств.

А.А. Ухтомский указал на самые важные для человека доминанты поведения, которые необходимо воспитывать: доминанту постоянного нравственного совершенствования, доминанту творчества, искания истины.

Концепция доминанты саморазвития требует для регуляции определенных условий:

  1. осознания школьником целей, задач и возможностей своего развития, самосовершенствования;
  2. участия в самостоятельной творческой деятельности;
  3. наличия соответствующих задач стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания, уклада жизни.

Продуктивная деятельность, по А.А. Ухтомскому, имеет решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности. Одно из необходимых условий формирования умений физического самосовершенствования – самостоятельность и творческие способности личности.

А.А. Ухтомский считает, что требуется создать такую среду, которая бы стимулировала самосовершенствование личности, формировала умения и навыки, корректировала доминанты в нужном направлении.

Анализируя проблему формирования умений физического самосовершенствования личности, можно сделать следующие выводы:

  • проблема формирования умений физического самосовершенствования является недостаточно разработанной в теории и практике физкультурно-спортивной деятельности;
  • в педагогических публикациях основное внимание при формировании умений физического самосовершенствования личности уделяется развитию телесного компонента, без учета интеллектуального, психологического, нравственного, эстетического компонента;
  • существует необходимость детальной разработки проблемы формирования умений физического самосовершенствования личности в системе общего и дополнительного образования.

Самосовершенствование как центральная форма саморазвития означает, что человек сам стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и личностные качества, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.

Процесс самосовершенствования является сознательным управлением личностью развитием своих качеств и способностей, т.е. обладает направленностью личности на улучшение самой себя; это динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство развития всех сфер индивидуальности, выступающее регулятором социальных и индивидуальных притязаний личности, способствующее осознанному подходу к выбору ее жизненной позиции, анализу потребностей, возможностей и их совершенствованию.

Таким образом, в структуре профессионального самосовершенствования учителя физической культуры отчетливо выделяются два взаимодополняющих друг друга компонента: физическое самосовершенствование и личностное самосовершенствование.

Компоненты физического самосовершенствования учителя физической культуры подробно рассматриваются на дисциплинах ТОФК, ПФСС, поэтому мы обратим внимание на методы личностного самосовершенствования учителя (См. рис. 12).

На начальном этапе профессионального самосовершенствования наиболее действенным методом является метод самоубеждения как создание притягательных целей, рисование в своем воображении перспектив самосовершенствования, будущих успехов.

Самоубеждение – это всегда спор с самим собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели; выбор линии поведения на основе борьбы мотивов.

Как правило, у человека всегда есть два основных мотива, нередко противоположных по значению, но дающих возможность «тщательно взвесить все за и против». Самоубеждение требует активной мыслительной работы. Оно может завершаться принятием определенного решения и самоприказом – выполнить его.

Одновременно с этим методом можно использовать самовнушение, направленное на саморегуляцию, то есть на управление психическими процессами. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизведения определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей.

Для учителя физической культуры важна выработка определенных психических и физических навыков путем выполнения упражнений на внимание, путем оперирования чувствительными образами, словесных внушений в виде настроя на предстоящую деятельность.

Самоодобрение – это обращение к самому себе для укрепления веры в себя. Этот метод предполагает использование приемов на самоуспокоение, внушение уверенности в успехе дела, уверенности в себе.

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека.

По существу, это то же самое самоубеждение, но используемое как приказ для достижения притягательных целей и задач. Разновидностью самоприказа может рассматриваться самоинструкция.

Она определяется как сознательно данная самому себе установка на то, как в конкретной ситуации строить свое поведение. Часто этот метод используется педагогом для того, чтобы настроить себя на проведение первого учебного занятия в аудитории или на проведение воспитательного мероприятия.

Все методы профессионального самосовершенствования тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Так, начинающий педагог, стремящийся в ходе профессиональной деятельности развить свои коммуникативные умения, убеждает себя в том, что у него все хорошо получится, что он будет испытывать радость от общения, при этом останется требовательным, внимательным и пр.

Он внушает себе определенную положительную установку на предстоящее общение, когда в реальной ситуации ему вдруг приходится остаться с группой учащихся на дополнительное время, когда накопилась усталость от длительного общения и уже не хватает душевных сил.

В этих условиях он вынужден приказать себе оставаться терпеливым, коммуникабельным, способным продолжать профессиональное общение.

Такие ситуации позволяют раскрыть возможности человека, а ресурсы личности неисчерпаемы. Их максимальному использованию способствует особый метод самосовершенствования – метод аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходят мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, развитие умения контролировать непроизвольную умственную активность. Все это необходимо для повышения эффективности значимой для человека деятельности.

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в процессе самовоспитания и самообразования. Результатом самоконтроля является коррекция программы по самосовершенствованию. Различают следующие два вида самоконтроля: непреднамеренный и преднамеренный.

При этом самоконтроль предполагает наличие идеала, эталона. Им может быть выдающийся педагог, государственный или общественный деятель, но чаше всего это собирательный образ, в котором отражаются представления о профессионально-педагогической деятельности. От осведомленности в данной области будет зависеть качество эталона.

Потому так важно постоянно пополнять свои знания о сущности, структуре, путях осуществления педагогической деятельности, о требованиях профессии. Эффективность самоконтроля повышается, если он дополняется самоотчетом, который рождается на основе логического самоанализа.

Самоотчет – это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, о собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной или письменной речи, так же, как самообязательство в виде специальных дневников.

Результатом работы по самовоспитанию и самообразованию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебной, методической деятельности, достижение значительных успехов в профессиональной деятельности в сфере физической культуры.

В работе по самосовершенствованию используются определенные средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Другим мощным средством самосовершенствования являются специальные упражнения по развитию памяти, мышления и речи.

Важно отметить, что самосовершенствование – интеллектуальный процесс, предполагающий определенную осознанность человеком себя, своей деятельности, своего места в мире.

Одновременно это и волевой процесс, позволяющий человеку настойчиво продвигаться вперед к достижению поставленной цели и охватывающий всю жизнедеятельность: от конкретной ситуации до всего образа жизни человека.

Интеллектуальная и волевая стороны тесно переплетаются с эмоционально-нравственной, составляя сложную картину самоизменения личности. Именно в процессе самосовершенствования проявляется и духовный мир человека: его нравственность, интеллект, воля и эмоции.

У духовно развитой личности оценка значимости, самоутверждение происходит на уровне самооценки и самоопределения, и уже на высшем уровне потребность в самоутверждении переходит в стремление к самосовершенствованию.

Процесс самосовершенствования может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств, в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности.

Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, присущих ему ранее.

Таким образом, к результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что человек справляется со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самосовершенствование побуждается чаще всего стремлением превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести значимые для себя качества личности. Это постоянная работа над собой с целью позитивного изменения, приближения к некоторому идеалу «Я», реализации тенденции к личностному росту.

Важно отметить, что самосовершенствование предполагает процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Кроме того, процесс обучения в вузе – это сенситивный период для саморазвития, затрагивающего все внутренние сферы личности. Основными новообразованиями этого периода являются сформировавшееся мировоззрение, целостное представления о себе, способность к самоутверждению, самопознанию, самореализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)