Самореализация личности в сфере физической культуры как проблема педагогической акмеологии
Переориентация научных исследований в сфере физической культуры и спорта от глобальных проблем к самореализации личности объективно, с одной стороны, эволюцией и логикой науки, а с другой – логикой развития общества, потребностью поиска достойных ответов на «вызовы» истории.
В силу этих обстоятельств выделяются такие факторы, как:
- рост интереса к пространству вообще и конкретным местам, локальным сообществам;
- усиление интереса к телу, в рамках которого социология тела инспирирует социологию пространства;
- помимо тенденций к глобализации идет тенденция образования новых государственных образований, самоопределения и создания новых идентичностей;
- развитие всемирной коммуникации есть еще и «большие пространства», которые сложно определить адекватно понятиям «место» или «место мест», рефлексируемым в сознании и обусловливающим массовые социальные действия.
Включение физической культуры и спорта в контекст индивидуально личностного и социально организованного бытия человека позволяет обнаружить социальные свойства пространства, влияющие на характер поведения людей, их образ жизни и строй мысли.
Глубокому анализу физической культуры в ее культурологическом измерении посвящены работы И.М. Быховской.
Отмечая полисемантичность понятия «физическая культура», И.М. Быховская выделила наиболее значимые типологические подходы к его интерпретации:
- физическая культура как реальность, которая включает всю материальную среду, преобразованную и сформированную человеком в соответствии со своими потребностями, возможностями, ценностями. Сюда же включается и сам человек как элемент в единой системе связей этого материального мира;
- физическая культура как система ценностей, деятельностей и их результатов, связанных с различными видами физической активности человека (в том числе, и его физическим трудом, оздоровлением и пр.);
- физическая культура как комплекс различных видов человеческой моторики, встроенной в другие виды социальной деятельности, в процесс социализации индивида, его обучение, овладение различными навыками и умениями;
- физическая культура как набор упражнений, средств воздействия на телесную природу человека, как инструмент ее модификации;
- физическая культура как спортивная деятельность, связанная с состязательностью, соревновательностью и выявлением максимальных возможностей человека.
Физическая культура и спорт представляют особые сферы деятельности, в которых человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов.
Благодаря высокой конкуренции эта деятельность обладает высочайшей мотивацией, четким оцениванием результатов, требует высокой активности человека.
Она связана с большим физическим и психическим напряжением, необходимостью преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные слабости. Освоение спортивной деятельности сопряжено с педагогическим процессом подготовки кадров, с реализацией научно-технического потенциала и достижений науки о человеке.
Сложность этого процесса бесспорна, особенно если он предполагает активность самого человека, его избирательность по отношению к средствам и условиям освоения деятельности, т.е. самореализацию, ценностные ориентации и др. (См. рис. 13).
В современных отечественных исследованиях проблема самореализации личности в области физической культуры представлена на философском, психологическом, педагогическом, социологическом уровнях осмысления.
Философский уровень проблемы самореализации личности отражен в работах Л.А. Коростылевой.
Поэтому, с одной стороны, самореализация обозначает сущностную (эссенциальную) характеристику личностного самоосуществления, с другой – определяет соответствующую технологию развертывания этой сущности, т.е. выступает оптимальным, целостным способом самоосуществления личности, неся в себе интенции самой сущности и технологии ее развертывания в культуре настоящего, прошлого и будущего.
Самореализация личности в области физической культуры связана с формированием двигательных способностей человека.
Успешность самореализации в таком случае определяется целенаправленными, осознанными воздействиями на телесную природу человека, развитием и совершенствованием физических качеств, навыков, умений человека.
Вследствие этого результатом самореализации становится физическое совершенство, а объектом – человеческая телесность.
Телесность, как считает Р.В. Маслов, – определенный тип целостности, характеризующаяся полярными категориями: «бытия в себе и для себя», «Я» и «Другого», «Я» и «Иного», реального и виртуального и т.д. Сопоставление внутренней и внешней целостности проводит М.М. Бахтин. Внешнее тело «оформлено» внешними, зрительными и осязательными ощущениями.
Внутреннее тело представляет собой момент самосознания как совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира. В основе психологии телесности, по мнению М.М. Бахтина, находится экзистенциальная онтология «Я» и «Другого».
Под влиянием «Значимого другого» происходит телесное переживание и осознание телесности. Следовательно, самореализация личности специалиста по физической культуре представляет собой реализованные потребности и способности личности к совершенствованию своей телесности на основе принципов культуросообразности. Самореализация личности в спорте невозможна без осознания тела как личностной и социальной ценности.
Таким образом, на философском уровне самореализация личности в сфере физической культуры понимается как опредмечивание человеком своей телесности. Результатом такого опредмечивания становится физическое совершенство.
Совершенством, по мнению М.А. Носоченко, можно назвать пределом становления, конечной точкой процесса развития, имеющего закономерный и прогрессивный характер. Оценочные мотивы деятельности заставляют личность осознавать совершенство как исключительность, великолепие, превосходство.
В спортивной деятельности преобладают мотивы, отражающие определенный момент неискаженного развития, достижение оптимального состояния, раскрытие потенциала, поэтому совершенство в понимании специалиста по физической культуре предполагает законченность, завершенность, цель.
Мы согласны с М.А. Носоченко, что совершенство означает предельную актуализацию возможностей. Совершенство – наиболее полное осуществление возможного, исполнение предназначения, реализация цели.
В этом смысле совершенство тождественно целесообразности, а если говорить о совершенстве как о результате развития, то реализованной целесообразности. Таким образом, самореализация личности в сфере физической культуры и спорта – это, прежде всего, движение к цели, движение к совершенству.
Педагогический уровень проблемы самореализации личности в области физической культуры и спорта отражен в работах Н.Н. Зволинской, И.А. Зимней, Е.П. Каргаполова, В.Е. Клочко, В.Г. Тютюкова, Н.Ш. Фазлеева, В.Д. Шадрикова и др.
Подготовка специалиста по физической культуре – процесс и результат овладения системой научных знаний, умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности.
Как отмечает М.Я. Виленский, возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде профессиональной деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовку в области гуманитарных, естественных дисциплин и базовых видов двигательной активности.
Современный специалист должен быть социально активным, способным воздействовать на рынок труда, формировать его.
По определению В.Г. Тютюкова, профессиональное физкультурное образование представляет собой специально организованный процесс обучения в учебных заведениях, направленный на приобретение человеком профессии (квалификации).
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и обычно являющийся источником существования.
Поэтому педагогический аспект самореализации личности в сфере физической культуры связан с проблемой профессионального становления личности.
Самореализация личности в профессиональной сфере предполагает следующие этапы: профессиональное самоопределение (выбора и направленности деятельности), становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.
В процессе последующего профессионального становления уточняется адекватность осуществления профессионального выбора.
Профессиональное самоопределение (выбор профессии) постепенно переходит в первичное профессиональное становление в процессе обучения, овладения профессией.
В ходе профессионального самоопределения, выбора профессии может возникнуть определенное противоречие между реальными установками выбора профессии и последующими устремлениями в плане определения жизненных перспектив.
При профессиональном становлении могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имеющиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии).
При этом личность либо доопределяется и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы.
Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.
Этап профессионального роста включает развитие профессиональной компетентности и последующую адаптацию уже не себя к профессии, а профессии к себе. Безусловно, существует преемственность, плавный переход между этапами профессионального становления и профессионального роста.
Потребность в профессиональном росте соответствует высокому уровню самореализации личности – уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности).
Развитие профессиональной компетенции рассматривают И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков. Проблеме исследования профессионально-психологической компетентности специалиста по физической культуре и спорту посвящены работы И.А. Бавтрюкова, Ю.В. Варданяна, Е.Н. Гогунова, И.А. Григорьянца, В.Н. Пищулина и др.
Большинство ученых считают, что профессиональная компетентность – это интегративная личностно-деятельностная характеристика человека, основанная на личностном (владение комплексом личностных качеств) и деятельностном (освоение различных моделей поведения) опыте и позволяющая ему эффективно действовать в сфере, относящейся к его компетенции.
Н.М. Костихина, рассматривая профессионально-педагогическую подготовку специалиста по физической культуре и спорту, отмечает, что профессиональная компетентность предполагает совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.
Проектирование профессионально-психологической компетентности должно основываться на стремлении выявить ключевые психологические характеристики профессионала, дающие ему возможность квалифицированно действовать в условиях психологического комфорта и дискомфорта.
Поэтому в моделируемом пространстве профессиональной компетентности необходимо представить:
- определенное информационное поле (теоретические знания);
- область практических навыков и умений (практический опыт);
- перечень профессионально значимых черт личности (личностно-деятельностные качества).
В.Д. Шадриков в русле компетентно-ориентированного подхода рассматривает процесс подготовки педагога по физической культуре как формирование системы компетенций: социально-личностных, общепрофессиональных, специальных. Социально-личностные компетенции определяют не только взаимодействие будущего специалиста с другими людьми, но и обусловливают умение учиться.
Общепрофессиональные компетенции связаны с получением и обработкой информации, способностью решать профессиональные задачи, умением быть востребованным на рынке труда.
Кроме того, выпускник должен обладать специальными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций.
В таком случае цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать будущему специалисту возможность справляться с деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе.
Профессионально-педагогическая подготовка должна способствовать целостному развитию и саморазвитию личности студентов, овладению приемами смыслообразования и личностному росту студентов, необходимыми компетенциями.
Компетенция – это «личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений и навыков, которая имеет универсальное значение», то есть может быть использована в разных видах деятельности».
Самореализация является важным показателем жизнедеятельности личности, ее профессионального становления, поэтому результатом самореализации человека становится понятие мастерства и профессионализма.
Понятие «профессионализм» трактуется как «занятие чем-нибудь как профессией» или «степень умения, мастерства, свойственного профессионалу».
Проблема профессионализма, отражающая меру готовности и способность специалиста по физической культуре полноценно реализовывать свои функции при решении практических задач, во многом зависит от уровня интегральной подготовленности. К
ак правило, понятие «профессионализм» отождествляется с понятием «мастерство». Для педагогической литературы характерно понятие «педагогическое мастерство» или «мастерство педагога».
В.А. Кан-Калик считает, что педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.
Педагогическое мастерство, по мнению С.Б. Елканова, – это постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.
Оно предполагает наличие педагогических способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.
К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника.
Мастерство учителя физической культуры, как считает Н.М. Костихина, базируется на педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах, а также на интегральной характеристике этих компонентов – авторитете.
Установлено, что наиболее важным системообразующим компонентом формирования у студентов основ профессионального мастерства выступает высокий уровень профессионализма преподавательского состава.
Таким образом, в педагогике самореализация личности в области физической культуры – это процесс формирования профессиональной компетентности, достижения профессионального мастерства и высокого уровня профессионализма.
Рассмотрим социологический уровень проблемы самореализации личности в системе физической культуры.
На социологическом уровне, например в работах Л.В. Соханя, рассматриваются пути и способы самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, в качестве объекта рассмотрения выступает физическая культура как конкретная общественная структура.
В социологическом аспекте самореализация анализируется в контексте социально-психологических предпосылок, условий и механизмов личностного самоосуществления. Утверждается взгляд на человека как на автора и субъекта собственной жизни.
Самореализация личности и самоосуществление могут иметь место, если, во-первых, соответствуют сущностным характеристикам человеческой жизни как социального феномена, во-вторых, строятся в соответствии с прогрессивными требованиями своего времени, в-третьих, обеспечивают полноту жизненных проявлений личности и способствуют ее многостороннему развитию.
Таким образом, самореализация способствует осуществлению возможного развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, совместной деятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.
Отечественные психологи большое внимание уделяют рассмотрению вопроса социальной обусловленности процесса самореализации.
Культура может оказывать на самореализацию не просто позитивное влияние, общество не просто условие самореализации, а ее объективная предпосылка, так как в пространстве общественных отношений человек распредмечивает предметные формы культуры, обретает на их основе сущностные силы.
Именно в процессе социализации происходит развитие «потенций» человека (свернутая, сжатая в некоторых ограниченных рамках возможность) до уровня «потенциала» (развернутая, готовая к действию форма возможностей), которая затем в процессе самореализации переходит в «действительность».
В качестве важного условия самореализации рассматривается конструктивный диалог, общение с другим человеком (А.С. Ахиезер, М.Я. Бубер, В.И. Слободчиков, В. Франкл), социально обусловленные формы самореализации, а также «индивидуальные смыслы личности» (по Е.Б. Весне) как источники ее самодетерминации и самореализации (они индивидуальные по форме, но социальны по содержанию).
Культура как совокупность норм, ценностей, идеалов выступает «сферой образцов» и возможностью для индивидуальной самореализации.
Для успешного процесса самореализации необходима постоянная обратная связь с обществом, иначе результаты деятельности личности могут остаться невостребованными.
В связи с обществом самореализация обретает свой объективный смысл. Однако общество может не только способствовать процессу самореализации человека, когда общественные отношения вступают в противоречие с тенденциями развития и реализации сущности человека.
Важной составляющей подготовки специалиста является адаптация к вхождению в особую социокультурную среду – профессиональный коллектив.
Как правило, такой коллектив живет в особых специфических обстоятельствах, – своеобразие ценностно-целевых приоритетов, норм и стандартов поведения, внутриколлективных, межличностных отношений, морально-психологическая атмосфера, характер и содержание выполняемой деятельности – все это накладывает отпечаток на ощущения, переживания, жизненные цели, стремления, перспективы личного бытия человека.
Профессиональная деятельность занимает много времени, и мера удовлетворения этой деятельностью существенно влияет на самоощущение, на степень творческой самореализации человека.
На психологическом уровне проблема самореализации личности представлена в работах И.Б. Дермановой, А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой, Д.А. Леонтьева, Е.В. Селезневой и др.
Методологической основой анализа самореализации в отечественной психологии являются принципы психического развития, сформулированные в культурно-исторической теории происхождения психики и сознания Л.С. Выготского, психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, концепции личности как активного субъекта жизни и деятельности К.А. Абульханово-Славской, С.Л. Рубинштейна.
В работах С.Л. Рубинштейна самореализация личности рассматривается как феномен, проходящий через всю жизнедеятельность человека. В частности, Б.Г. Ананьев подходил к исследованию самореализации личности с точки зрения ее социальной активности, выделяя при этом фазный характер ее развития.
В работах Л.А. Коростылевой рассматриваются механизмы самореализации. Факторы, влияющие на самореализацию, рассматривает Г.Б. Горская.
Итак, в психологии самореализация личности рассматривается как процесс, обусловленный не только качествами личности, но и конкретными социально-историческими условиями. На этом уровне объектом рассмотрения выступает индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и обществом в целом.
Е.Н. Городилова отмечает, что в психологических исследованиях самореализация личности рассматривается как цель, как состояние и как результат.
Самореализация как цель рассматривается в исследованиях самоактуализации личности, где изучаются достижения как метаценность. Самореализация как состояние – в связи с вопросом удовлетворенности самореализацией.
Так, в тесте смысложизненных ориентаций, адаптированном Д.А. Леонтьевым, оценивается удовлетворенность самореализацией как ощущения того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни. Самореализация как результат чаще исследуется как определенный уровень личностного развития по критерию успеха – неуспеха.
Под успешным понимается результат, который получен путем приложения адекватных усилий. Результатом самореализации может стать наличие свойств, способствующих самоосуществлению личности.
Самореализация как итог может рассматриваться в исследованиях, направленных на осмысление цельных (итоговых) временных отрезков жизненного пути (например, в период средней зрелости) либо при оценке прожитой жизни в целом (для лиц пожилого возраста). Самореализация как средство нередко рассматривается в философских работах.
Поэтому личности, самореализующейся в области физической культуры и спорта, присуща внутренняя автономность.
Г. Олпорт определяет автономию личности как главный мотив, обеспечивающий постоянство в стремлении человека к соответствию своему внутреннему образу и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.
В основе его лежат стремление к целям и ценностям (при этом данные усилия не нуждаются в постоянных вознаграждениях), а также восприятие мира через эти усилия и ценности и чувство ответственности за свою жизнь.
Таким образом, автономность может служить одним из условий личностной зрелости и, соответственно, высокого уровня самореализации личности.
Таким образом, самореализация – это основной лонгитюдный процесс, в котором, реализуя свои цели и проекты жизни в будущее, человек раскрывает и наиболее полно реализует свои возможности, способности, самого себя. Самореализация – это всегда сумма того, что реализовано на сегодняшний день и того, что содержится как некоторая возможность последующего развития.
- Актуализация субъективного опыта учителя
- Структура педагогической технологии формирования физической культуры личности студентов
- Принципы формирования физической культуры личности
- Основные положения технологии повышения педагогического мастерства учителя
- Профессиональное самосовершенствование личности в контексте педагогической акмеологии
- Профессионализм педагога как категория акмеологии
- Профессиональная карьера как категория акмеологии
- Профессиональное становление как категория акмеологии
- Педагогическое мастерство учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу