Профессионализм педагога как категория акмеологии

Одно из центральных понятий педагогической акмеологии − понятие профессионализма педагога.

Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение несколькими видами профессиональной деятельности и наличие сочетания профессионально важных психологических качеств, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся.

В.А. Сластенин отмечает, что профессионализм учителя – это «качественная характеристика его как субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности и личностной готовности к продуктивному решению педагогических задач».

Под профессионализмом В.А. Сластенин также подразумевает сложное системное образование, состоящее из двух взаимосвязанных подсистем, – профессионализма личности и профессионализма деятельности. Профессионализм как система обладает такими качествами, как интегративность и динамичность.

Система интегративна, так как мастерство и наличие профессионально важных личностных качеств являются составляющими категориями понятия «профессионализм» и не могут существовать друг без друга.

По мнению А.К. Марковой, структура личности профессионала включает:

  • мотивацию личности (ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы);
  • свойства личности (педагогические способности, характер, психические состояния личности, уровень развития отдельных психических функций: воли, интеллекта, речи и др.);
  • интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, креативность, индивидуальный стиль), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.

А.А. Петренко, изучая вопросы профессионализма учителя, выделяет следующие компоненты:

  • образовательный компонент (интеллектуальные знания и умения педагога);
  • ценностный компонент (целевые, духовно-нравственные ориентиры); методический и технологический компоненты (средства и способы управления развитием образования);
  • рефлексивный компонент (самоанализ и самооценка профессиональной деятельности);
  • информационно-коммуникативный компонент (владение алгоритмом работы с информацией, знания и навыки использования современной техники и информационных технологий).

По мнению А.К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев:

  1. объективные критерии, отражающие эффективность педагогической деятельности (основных ее видов − обучающей, развивающей, воспитывающей, а также вспомогательных в труде педагога − диагностической, коррекционной, консультационной деятельности);
  2. субъективные критерии, связанные с устойчивой педагогической направленностью (желание оставаться в профессии), пониманием ценностных ориентаций профессии педагога, позитивным отношением к себе как профессионалу, удовлетворенностью трудом;
  3. процессуальные критерии, направленные на использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;
  4. результативные критерии как достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности обучаемых, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность.

Исследования в контексте педагогической акмеологии направлены на определение уровней и этапов профессионализма деятельности и зрелости личности педагога.

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

  1. уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение педагогом норм, необходимых приемов, технологий;
  2. уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к обучаемым, методами передачи знаний; осуществления личностно ориентированного обучения и др.;
  3. уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности;
  4. уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые методы обучения и воспитания.

Таким образом, педагогическая акмеология – новое направление в педагогике, которое рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые означают продвижение к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер.

Таким образом, процесс повышения педагогического мастерства представляет собой противоречивое движение человека к раскрытию своего потенциала в профессиональной педагогической деятельности. Содержание акмеологического развития учителя следует рассматривать в нескольких планах.

Во внешнем плане педагогическое мастерство выступает как стремление осуществлять свои личный цели и интересы в непосредственном соприкосновении с миром; во внутреннем плане педагогическое мастерство выступает как процесс опредмечивания сущностных сил учителя, трансляция его индивидуальности через результаты труда, а также через изменения в себе самом и в других людях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)