Профессионализм педагога как категория акмеологии
Одно из центральных понятий педагогической акмеологии − понятие профессионализма педагога.
Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение несколькими видами профессиональной деятельности и наличие сочетания профессионально важных психологических качеств, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся.
В.А. Сластенин отмечает, что профессионализм учителя – это «качественная характеристика его как субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности и личностной готовности к продуктивному решению педагогических задач».
Под профессионализмом В.А. Сластенин также подразумевает сложное системное образование, состоящее из двух взаимосвязанных подсистем, – профессионализма личности и профессионализма деятельности. Профессионализм как система обладает такими качествами, как интегративность и динамичность.
Система интегративна, так как мастерство и наличие профессионально важных личностных качеств являются составляющими категориями понятия «профессионализм» и не могут существовать друг без друга.
По мнению А.К. Марковой, структура личности профессионала включает:
- мотивацию личности (ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы);
- свойства личности (педагогические способности, характер, психические состояния личности, уровень развития отдельных психических функций: воли, интеллекта, речи и др.);
- интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, креативность, индивидуальный стиль), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.
А.А. Петренко, изучая вопросы профессионализма учителя, выделяет следующие компоненты:
- образовательный компонент (интеллектуальные знания и умения педагога);
- ценностный компонент (целевые, духовно-нравственные ориентиры); методический и технологический компоненты (средства и способы управления развитием образования);
- рефлексивный компонент (самоанализ и самооценка профессиональной деятельности);
- информационно-коммуникативный компонент (владение алгоритмом работы с информацией, знания и навыки использования современной техники и информационных технологий).
По мнению А.К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев:
- объективные критерии, отражающие эффективность педагогической деятельности (основных ее видов − обучающей, развивающей, воспитывающей, а также вспомогательных в труде педагога − диагностической, коррекционной, консультационной деятельности);
- субъективные критерии, связанные с устойчивой педагогической направленностью (желание оставаться в профессии), пониманием ценностных ориентаций профессии педагога, позитивным отношением к себе как профессионалу, удовлетворенностью трудом;
- процессуальные критерии, направленные на использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;
- результативные критерии как достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности обучаемых, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).
В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность.
Исследования в контексте педагогической акмеологии направлены на определение уровней и этапов профессионализма деятельности и зрелости личности педагога.
Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:
- уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение педагогом норм, необходимых приемов, технологий;
- уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к обучаемым, методами передачи знаний; осуществления личностно ориентированного обучения и др.;
- уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности;
- уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые методы обучения и воспитания.
Таким образом, педагогическая акмеология – новое направление в педагогике, которое рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые означают продвижение к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер.
Во внешнем плане педагогическое мастерство выступает как стремление осуществлять свои личный цели и интересы в непосредственном соприкосновении с миром; во внутреннем плане педагогическое мастерство выступает как процесс опредмечивания сущностных сил учителя, трансляция его индивидуальности через результаты труда, а также через изменения в себе самом и в других людях.
- Актуализация субъективного опыта учителя
- Структура педагогической технологии формирования физической культуры личности студентов
- Принципы формирования физической культуры личности
- Основные положения технологии повышения педагогического мастерства учителя
- Самореализация личности в сфере физической культуры как проблема педагогической акмеологии
- Профессиональное самосовершенствование личности в контексте педагогической акмеологии
- Профессиональная карьера как категория акмеологии
- Профессиональное становление как категория акмеологии
- Педагогическое мастерство учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу