Актуализация субъективного опыта учителя

Опыт – философская категория, которая отражает целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли.

В содержание субъективного опыта входят: предметы (предметы познания и деятельности); представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); эмоциональные коды (личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы).

Все эти составляющие могут быть представлены по-разному. Структура субъективного опыта определяется соотношением входящих в него элементов, их иерархий.

Функции субъективного опыта в познании состоят в том, что с позиции этого опыта, через своеобразную избирательность упорядочивается восприятие информации, обеспечивается индивидуальное видение мира.

В субъектном опыте отражаются: биография личности, различные влияния (семейные, национальные, социокультурные), результаты ее повседневной жизнедеятельности и реального взаимоотношения с окружающим миром, что делает процесс познания личностно значимым постижением этого мира.

В субъективном опыте фиксируется ценностное отношение к миру, и, как всякое отношение, оно всегда имеет эмоциональную окрашенность. Актуализация субъектного опыта позволяет формировать субъектность личности учителя.

Субъектность учителя – это особое состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; в его потребности в проявлении активности, самостоятельности.

Рассмотрим, каким образом происходит актуализация субъектного опыта. Во-первых, опираясь на собственный опыт, учитель оказывается субъектом конструирования собственной профессиональной деятельности.

Во-вторых, в профессиональную деятельность включаются ее ценностные составляющие, преобразуя личностно-нейтральный процесс познания в ценностно-отнесенный, обусловленный индивидуальностью личности.

Ценностное восприятие окружающей действительности открывает возможности индивидуального видения в процессе профессиональной деятельности, создает условия для ценностного выбора и обоснования собственного мировоззрения.

Субъектный опыт, по точному определению И.С. Якиманской, – это опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно и чего он хочет.

Обратившись к анализу субъектного опыта (благодаря которому человек обретает возможность ставить себе задачи, выбирать из числа задач, навязываемых ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения).

А.К. Осницкий выявил пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов:

  1. Ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений) ориентирует усилия человека.
  2. Опыт рефлексии (накапливаемый путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами) помогает увязывать ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта.
  3. Опыт привычной активизации (предполагающий предварительную подготовленность, оперативную адаптацию к изменяющимся условиям работы, расчет на определенные усилия и определенный уровень достижений успеха) ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач.
  4. Операциональный опыт (включающий общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции) объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей.
  5. Опыт сотрудничества (складывающийся при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности) способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.

Совокупность именно этих компонентов субъектного опыта, как показали исследования, может считаться необходимой и достаточной для актуализации субъектного опыта учителя.

В исследованиях Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, С.Л. Франка и др. наметилась тенденция соотносить развитие субъектности с духовным ростом, со степенью осознания жизненных целей, с уровнем осмысления жизненного пути, с ценностными ориентациями личности, с саморазвитием и самореализацией.

Результатом развития субъективного опыта является субъективная позиция.

В общеупотребительном значении позиция (от лат. positio – положение) означает «положение, расположение чего-либо», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действия, поведение, обусловленные этим отношением». Многие исследователи применяли понятие позиции личности, которое впервые было предложено в этом смысле А. Адлером.

Субъектная позиция характеризует учителя как личность, которая сознательно и деятельностно относится к профессиональной деятельности, прилагает активные усилия для повышения педагогического мастерства.

Субъектная позиция педагога фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется его профессиональная деятельность, т.е. в которое он включен объективно, и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению.

Таким образом, субъектная позиция как система отношений характеризует учителя многоаспектно в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

Субъектная позиция учителя реализуется только в особом типе деятельности – диалогической.
Основным условием повышения педагогического мастерства учителя является организация диалогического взаимодействия.

Вследствие того, что в процессе обучения индивид не просто «присваивает» определенную сумму знаний, а сам становится создателем оригинального продукта, необходима социальная апробация полученных результатов, психологически принимающих форму обращения к другому человеку, к самому себе, к тексту.

Обратимся к первому аспекту диалогической деятельности – диалогу с собой.
Для нас важны работы Г.Н. Кучинского, в которых большое внимание уделяется роли внутреннего и внешнего диалога в мышлении. Диалог, по мнению исследователя, является взаимодействием выраженных в речи различных смысловых позиций.

Внешний диалог представляет собой такую форму субъект-объектного взаимодействия, при котором различные смысловые позиции развиваются и отражаются разными говорящими, а при внутреннем диалоге смысловые позиции развиваются одним говорящим.

Внутренний диалог большинство исследователей склонны рассматривать как особый вид «диалогического мышления». Рефлексивный компонент диалогического мышления проявляется в вопрос-ответной структуре мышления, предполагающей разработку двух и более взаимодействующих смысловых позиций, точек зрения по отношению к предмету мысли.
Диалог возможен при решении проблемных задач, имеющих принципиально одно решение.

Такой диалог будет диалогом верной и неверной точек зрения, рационального и нерационального способа решения. Однако существует категория проблем, которые принципиально не имеют единственно верного решения. Такие проблемы сформулированы в форме проблемных вопросов и являются дидактическим средством развития диалогического мышления.

Последовательный ряд, состоящий из вопросов «что?», «кто?», «где?», «какими средствами?», «почему?», «как?», «когда?» позволяет охватить всю диалогическую проблемную ситуацию. Однако включение в диалог рефлексивных механизмов требует введение поисковых вопросов нового типа.

Такие вопросы призваны прояснить, по мнению С.В. Емельянова, факты, чувства, желания, препятствия, время действия, средства в представлении участников диалогического взаимодействия.

Каковы факты, относящиеся к актуальной ситуации? Задавая себе этот вопрос, нужно заставить себя придерживаться в размышлении только фактов, а не того, что может быть выдано за них. Вследствие данного вопроса происходит включение рефлексивной позиции «Я в ситуации».

Вопрос «Что я чувствую по отношению к ситуации в целом?» помогает нам открыть сущность своего поведения по отношению к фактам. Когда внутренний диалог обогащается способностью спрашивать себя о том, что чувствуешь в данный момент, то рефлексивное управление переходит в сферу эмоций.

Человек обретает власть над своим настроением.

Вопрос «Чего я хочу в действительности?» должен стать постоянным ориентиром внутреннего диалога. Ответ на этот вопрос помогает установить согласие с самим собой, выработать рефлексивную стратегию поведения.

Вопрос о препятствиях «Что мне мешает?», с одной стороны, связан с реальными жизненными препятствиями, а с другой – с внутренними «зажимами», т.е. с препятствиями морального характера.

Для того чтобы расширить и обеспечить непрерывный диалог, по нашему мнению, необходимо использовать «зеркальные» вопросы. Этот тип вопросов позволяет выходить за рамки смыслового поля, созданного собеседником. «Зеркальные» вопросы помогают избавиться от стереотипных представлений, ложных идей, поспешных мнений.

Технически зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение со стороны.

Обратимся к примеру.

  • Я никогда не подам ему руки!
  • Никогда?
  • Сейчас я не могу этого сделать.
  • А не сейчас?

«Зеркальный» вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его суждений, создавать в беседе новые элементы диалога. Это дает неизмеримо больший эффект, чем круговорот вопросов «почему?», которые создают защитные реакции, отговорки, поиски мнимой причинности и в результате приводят к конфликту.

Во внутреннем диалоге «зеркальный» вопрос выполняет функцию цензуры: прежде, чем высказать какую-нибудь идею, нужно произнести ее про себя.

Диалог не может существовать вне ситуации общения. Этот термин используется в двух смыслах – в локальном, указывающим на место, время, и поведенческом, включающим постоянные модели поведения, возникающие при общении людей.

Следовательно, диалогическое взаимодействие в контексте повышения педагогического мастерства позволяет сформировать эстетически значимую личностно оформленную ценностно-смысловую позицию.

Диалог с собой, с другим, оформляют событийно-содержательное наполнение профессиональной деятельности. Выделенные в ситуации диалогического взаимодействия разноплоскостные отношения создают смысловую ткань педагогического мастерства.

Благоприятные предпосылки для повышения педагогического мастерства учителя имеет креативность.

Креативность позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренний потенциал личности, совершенствоваться и не бояться нового.

Креативность представляется как «высшая стадия развития личности» (К.А. Абульханова-Славская), «способ бытия личности» (Г.Г. Панкова), «сущностная характеристика человека» (А.Г. Шумилина).

В настоящее время знание о креативности характеризуется многоаспектностью, представляет собой множество различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических представлений. Количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, бесчисленно, так как «… процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

Разнообразные определения и подходы к изучению проблемы креативности показывают существование различных позиций как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Проблема креативности традиционно рассматривается в рамках когнитивного, деятельностного и личностного направления. В русле когнитивного направления изучение креативности происходит в тесной связи с исследованием когнитивных процессов. Данное направление получило широкое распространение благодаря работам Дж. Гилфорда и П. Торренса.

Авторы рассматривают креативность во взаимосвязи с дивергентным мышлением и выделяют основные параметры креативности: оригинальность – способность продуцировать необычные ответы, отдаленные ассоциации; семантическая (обозначающая) гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое применение; образная (адаптивная) гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности; семантическая (спонтанная) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

В рамках теории деятельности креативность рассматривается как активная деятельность личности, регулируемая ее потребностями, мотивами и целями. Важная роль при этом отводится процессам смыслообразования и межличностного взаимодействия.

Так, Л.С. Выготский отмечал, что творческой можно назвать такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

C.Л. Рубинштейн под творческой деятельностью подразумевает «деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.».

В рамках личностного направления креативность рассматривается как «характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношения с миром». Данная проблема изучается исследователями во взаимосвязи с чертами личности, мотивацией, самоактуализацией и свободой реализации своих способностей.

Представители гуманистической ориентации А. Маслоу и К. Роджерс также рассматривают креативность как сущностное свойство личности, понимая под ней естественную тенденцию к личностному балансу и самоактуализации.

Как отмечает А. Маслоу, не столько реальные личностные характеристики, «объективно» измеренные, сколько представление человека о себе обусловливают его поведение, являясь прогностически важным показателем сознательного отношения человека к окружающему, становясь частью личности человека, включаясь в его «Я-образ».

Концепция креативности как уникальной познавательной творческой способности получила популярность в исследованиях Дж. Гилфорда, который выделил 6 параметров креативности:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности.

Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Таким образом, креативность учителя – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и креативностью учителя, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь.

Следовательно, для развития креативности учителя необходимо пробуждение и развитие творческого потенциала, а также превращения творчества в потребность. Тем самым, развитие творческого потенциала, обеспечивающего более эффективную подготовку профессиональных качеств, переходит на одно из первых мест.

В плане данного подхода к рассмотрению проблемы креативности учителя представляет интерес рассмотрение уровней развитости творческого потенциала личности, которые определяют ее активность.

И если под творческим потенциалом понимать интегральное качество, отражающее меру актуализации сущностных творческих сил личности на практике, то тогда сама личность предстанет перед нами как системная целостность со сложной характеристикой взаимопроникновения и взаимообусловленности всех ее элементов, реагирующая на систему отношений и воспринимающую ее неоднозначно.

Именно творческий потенциал личности отражает свойство личности «взаимоувязывать», интегрировать ее действия по целенаправленному преодолению конкретного противоречия с целью выхода за пределы обычного, достигнутого.

Становление творческой индивидуальности является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Таким образом, наиболее важным личностным качеством, необходимым для полноценной профессиональной деятельности, является креативность.

Креативность, как присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводит к появлению нового, новаторского продукта, что для учителя является важной составляющей личностного и профессионального роста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)