Стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе

Система дошкольного образования направлена на всестороннее развитие ребёнка в процессе специфичных видов детской деятельности.

С позиций Конвенции о правах ребенка с раннего возраста личности гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты:

  • возможность посещать образовательное учреждение;
  • создание условий, необходимых для образовательной деятельности;
  • реализация содержания образования, осуществляющего подготовку ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами;
  • отношения между участниками образовательного процесса должны быть основаны на уважении человеческого достоинства ребенка.

Система дошкольного образования является одним из факторов развития общества, так как выполняет социальный заказ, что позволяет совершенствоваться и самой системе дошкольного воспитания.

Система дошкольного образования состоит из учреждений разного вида:

  • детский сад с приоритетным направлением развития (интеллектуального, эстетического, физического, экологического и др);
  • детский сад компенсирующего вида по коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей;
  • детский сад присмотра и оздоровления с осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий;
  • детский сад комбинированного вида, куда входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы;
  • центр развития ребенка – с ведущей развивающей функцией в физическом и психическом развитии и оздоровление детей.

Таким образом, дошкольная система образования включает разнообразные виды детских садов, которые имеют свои отличительные особенности, связанные с содержанием образовательного процесса на основе образовательной программы.

Все виды дошкольных образовательных учреждений осуществляют принцип светскости образования в реализации задач воспитания, обучения и развития детей.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав – это документ, определяющий содержание работы учреждения, его цели и задачи, основные направления, вариативность образовательных программ.

В Уставе же определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, возможность реализации дополнительных платных образовательных услуг.

В детский сад принимаются дети от двух месяцев до семи лет на основании медицинского заключения. Здесь же определяется порядок комплектования детского сада, количественный состав групп по возрасту.

В разделе «Участники образовательного процесса» указываются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Отношения между детсадом и родителями регулирует родительский договор.

Здесь четко определен стиль взаимоотношений между ребенком и педагогом – сотрудничество, уважение личности ребенка и предоставление ему свободы в соответствии с индивидуальными особенностями.

Интересно
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. Все работники детского сада проходят аттестацию. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» определены функции органов самоуправления: совета учреждения, педагогического совета, порядок избрания, компетенции. Административное руководство осуществляет заведующий.

Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования. Нормативно-правовая основа дошкольного образования реализует потребность общества в воспитании и развитии детей с раннего возраста.

Детский сад несет ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности федеральному государственному образовательному стандарту.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)