Структура личностной готовности к обучению дошкольников в школе

По определению С. А. Козловой, психологическая готовность – это уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной программы.

В школе меняется деятельность ребенка с игровой на учебную. Старший дошкольник должен быть готов принять учебную деятельность как систематический интеллектуальный труд. Для этого требуется концентрация всех личностных сил ребенка.

Под личностной готовностью к обучению понимается сформированность такого уровня психологического и социального развития ребенка, которое соответствует основным требованиям, предъявляемым к ребенку в ходе школьного обучения.

Структура личностной готовности к обучению в школе состоит из целого ряда показателей:

  • осознание ребенком внутренней позиции школьника;
  • четкая дифференциация половой принадлежности;
  • навыки самообслуживания;
  • умение подчинять себя обстоятельствам.

Чтобы найти свое место в коллективе, включиться в общую деятельность, ребенок должен считаться с мнением других, знать нормы поведения, положительно относиться к этим нормам, осмысленно их выполнять.

В.А. Петровский определил три ведущих компонента готовности:

  • личностная готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • развитая зрительно-моторная координация.

Личностная готовность связана с желанием учиться, выполнять обязанности школьника, общаться в школьной среде.

Интеллектуальная готовность отражает определенную зрелость познавательных процессов.

Зрительно-моторная координация является показателем готовности тонкой моторики пальцев и руки ребенка к письму.

Н. Я. Михайленко расширила понятие готовности ребенка к обучению в школе, в личностный показатель включила сформированность его отношения к школьному обучению, учителю, учению как деятельности, обозначив структурные компоненты готовности.

Когнитивный компонент относится к интеллектуальной сфере и познавательной деятельности в развитии ребенка.

Основные критерии когнитивного компонента:

  • знание общечеловеческих норм и правил взаимоотношений, в первую очередь в детском коллективе, этические знания в ситуации морального выбора;
  • адекватное восприятие общечеловеческих ценностей, принципов поведения и общения, которые выступают ориентирами действий и поступков;
  • знание правил культуры поведения и общения, особенности их проявления;
  • понимание необходимости творчески подходить к решению практических заданий.

Эмоционально-мотивационный компонент определяет направленность личности дошкольника на обучение в школе, в его стремлении к новому образу жизни, новым видам деятельности в школе.

Эмоционально-мотивационный компонент формирует у дошкольника потребность в признании его в новой учебной деятельности, развитие ответственности и самолюбия.

Сюда же относится уровень сформированности эмоционального интеллекта ребенка (эмпатия, сопереживание, сочувствие и др.). Сформированные эмоции (коммуникативные, альтруистичные, эстетичные) являются регулятором поведения и общения в коллективе сверстников.

Коммуникативно-регулятивный компонент оценивает готовность ребенка к обучению со стороны самостоятельности, способности к саморегуляции, активности.

Показателями этого компонента выступают:

  • степень самостоятельности ребенка;
  • овладение основами контрольно-оценочных умений в поведении и деятельности;
  • общая гуманистическая направленность активности ребенка, умение придерживаться в поведении нормативных требований и правил.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими людьми, умение подчиняться интересам коллектива.

Деятельностно-практический компонент предусматривает наличие определенных умений, навыков, действий, поступков, поведения, которые являются основой пребывания ребенка в школе.

Интересно
Данный компонент обеспечивает реализацию норм морали в действии, управление своими эмоциями, внимательность, справедливость, толерантность, сдержанность, благодаря чему происходит формирование сознательной позиции ребенка в межличностных взаимоотношениях.

Компонент «школьной зрелости» выделяется в качестве элемента личностной готовности ребенка: нахождение своего места в детском социуме, построение социального образа-Я, осознание себя субъектом познания.

К концу дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, включающая систему потребностей, связанную с учением. Внутренняя позиция рассматривается как социальная идентичность, соотнесение ребенком себя со школьником.

Окончательное обретение дошкольником школьной идентичности выпадает на начало учебы в школе, когда ребенок начинает действовать в новой социальной ситуации.

Саморегулятивный компонент предусматривает готовность дошкольника к самовоспитанию, наличие позитивной «Я-концепции», осознание необходимости совершенствования в реализации цепочки «нужно» – «хочу» – «могу». При осуществлении личностью самореализации интенсивнее происходит развитие ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)