Структура личностной готовности к обучению дошкольников в школе
По определению С. А. Козловой, психологическая готовность – это уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной программы.
Под личностной готовностью к обучению понимается сформированность такого уровня психологического и социального развития ребенка, которое соответствует основным требованиям, предъявляемым к ребенку в ходе школьного обучения.
Структура личностной готовности к обучению в школе состоит из целого ряда показателей:
- осознание ребенком внутренней позиции школьника;
- четкая дифференциация половой принадлежности;
- навыки самообслуживания;
- умение подчинять себя обстоятельствам.
Чтобы найти свое место в коллективе, включиться в общую деятельность, ребенок должен считаться с мнением других, знать нормы поведения, положительно относиться к этим нормам, осмысленно их выполнять.
В.А. Петровский определил три ведущих компонента готовности:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- развитая зрительно-моторная координация.
Личностная готовность связана с желанием учиться, выполнять обязанности школьника, общаться в школьной среде.
Зрительно-моторная координация является показателем готовности тонкой моторики пальцев и руки ребенка к письму.
Н. Я. Михайленко расширила понятие готовности ребенка к обучению в школе, в личностный показатель включила сформированность его отношения к школьному обучению, учителю, учению как деятельности, обозначив структурные компоненты готовности.
Когнитивный компонент относится к интеллектуальной сфере и познавательной деятельности в развитии ребенка.
Основные критерии когнитивного компонента:
- знание общечеловеческих норм и правил взаимоотношений, в первую очередь в детском коллективе, этические знания в ситуации морального выбора;
- адекватное восприятие общечеловеческих ценностей, принципов поведения и общения, которые выступают ориентирами действий и поступков;
- знание правил культуры поведения и общения, особенности их проявления;
- понимание необходимости творчески подходить к решению практических заданий.
Эмоционально-мотивационный компонент определяет направленность личности дошкольника на обучение в школе, в его стремлении к новому образу жизни, новым видам деятельности в школе.
Эмоционально-мотивационный компонент формирует у дошкольника потребность в признании его в новой учебной деятельности, развитие ответственности и самолюбия.
Сюда же относится уровень сформированности эмоционального интеллекта ребенка (эмпатия, сопереживание, сочувствие и др.). Сформированные эмоции (коммуникативные, альтруистичные, эстетичные) являются регулятором поведения и общения в коллективе сверстников.Коммуникативно-регулятивный компонент оценивает готовность ребенка к обучению со стороны самостоятельности, способности к саморегуляции, активности.
Показателями этого компонента выступают:
- степень самостоятельности ребенка;
- овладение основами контрольно-оценочных умений в поведении и деятельности;
- общая гуманистическая направленность активности ребенка, умение придерживаться в поведении нормативных требований и правил.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими людьми, умение подчиняться интересам коллектива.
Деятельностно-практический компонент предусматривает наличие определенных умений, навыков, действий, поступков, поведения, которые являются основой пребывания ребенка в школе.
Компонент «школьной зрелости» выделяется в качестве элемента личностной готовности ребенка: нахождение своего места в детском социуме, построение социального образа-Я, осознание себя субъектом познания.
К концу дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, включающая систему потребностей, связанную с учением. Внутренняя позиция рассматривается как социальная идентичность, соотнесение ребенком себя со школьником.Окончательное обретение дошкольником школьной идентичности выпадает на начало учебы в школе, когда ребенок начинает действовать в новой социальной ситуации.
Саморегулятивный компонент предусматривает готовность дошкольника к самовоспитанию, наличие позитивной «Я-концепции», осознание необходимости совершенствования в реализации цепочки «нужно» – «хочу» – «могу». При осуществлении личностью самореализации интенсивнее происходит развитие ребенка.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу