Специфика предмета дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика как раздел педагогической науки изучает процессы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, цели, задачи, содержание, формы и методы организации образовательного процесса в детском саду.

Предмет дошкольной педагогики – это круг вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей дошкольного возраста от трёх до семи лет.

Задачи дошкольной педагогики:

  • организовать процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО;
  • изучать инновационные образовательные процессы в дошкольном образовании и внедрять их в образовательную деятельность детского сада;
  • разрабатывать новые подходы в воспитании и обучении детей-дошкольников.

Дошкольная педагогика, являясь отраслью общей педагогической науки, имеет методологическую основу. Метод в методологии рассматривается как способ достижения поставленной цели.

Методы исследования нацелены на изучение образовательной практики. Наиболее часто используются методы анализа научной и методической литературы и практического педагогического опыта, наблюдения за субъектами образовательного процесса, беседы и анкетирования, изучения продуктов деятельности детей и педагогической документации.

Особое место занимает эксперимент, который делится на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Функции дошкольной педагогики:

  • описательно-прикладная, которая заключается в соединении науки и практики, в описании новых подходов и технологий, разработке образовательных программ и методики их реализации в образовательный процесс детского сада;
  • прогностическая – представляет проектирование эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
  • творчески-преобразовательная – предусматривает педагогическое творчество в деятельности воспитателей в процессе реализации традиционных и инновационных технологий дошкольного образования.

Источниками дошкольной педагогики являются: история педагогики (опыт семейного воспитания наших предков), народная или этнопедагогика, религиозная педагогика (воспитание на христианских заповедях), сравнительная педагогика (теория и практика развития образования за рубежом), актуальная педагогическая деятельность, научные педагогические идеи воспитания и развития детей.

Большое значение имеют смежные науки, особенно психология, анатомия и физиология, основы педиатрии и гигиены.

В методологии дошкольной педагогики также используются общепедагогические подходы: исторический, культурологический, аксиологический (ценностный), системный, деятельностный, творческий, личностный и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)