Становление прав и свобод человека в СССР и современной России: от тоталитаризма к демократии

Права человека и выборы в Российской империи в начале ХХ в. были признаны под влиянием и давлением масс и в предельно ограниченных размерах. Первая русская революция 1905–1907 гг. привела к созданию Государственной Думы и принятию. Основных государственных законов Российской империи 1906 г.

Некоторые либералы начала ХХ в. называли Основные государственные законы 1906 г. конституцией. Однако так думали не все. Уступки, на которые пошел Николай II под напором революционного движения, были минимальными. В Основные законы была включена глава вторая «О правах и обязанностях российских подданных».

Следует отметить, что изначально все граждане России назывались подданными, и в первую очередь в этой главе перечислялись их обязанности по отношению к престолу: воинская повинность (ст. 28 Основных государственных законов Российской империи 1906 г.), отбывание других повинностей, уплата налогов и сборов (ст. 29). Затем в данной главе закреплялись права человека, которые уже были признаны европейским и мировым сообществом и оспаривать которые российское самодержавие не решалось.

Признавались следующие права: неприкосновенность жилища (ст. 33) и частной собственности (ст. 35), свобода передвижения (ст. 34), свобода мирных собраний (ст. 36) и организаций (ст. 38), свобода мысли и печати (ст. 37), свобода веры (ст. 39).

Также устанавливалось, что никто не может преследоваться за преступное деяние иначе как по закону (ст. 30), никто не может быть задержан иначе как по закону (ст. 31), закон не имеет обратной силы, если только вновь изданные законы не исключают совершенных деяний из числа преступных (ст. 32)3.

В главе четвертой Основных государственных законов 1906 г. определялась деятельность Государственной Думы и Государственного Совета, которые были существенно ограничены в своей свободе Государем императором. Порядок выборов в Государственную Думу определялся Положением о выборах в

Государственную Думу от 6 августа 1905 г. и Узаконениями об изменении Положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г.5 Лица, принимавшие участие в выборах, были неравноправными. Такое положение избирателей было следствием куриальной системы.

Положение о выборах в Государственную Думу предусматривало подразделение избирателей на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей, уполномоченных от волостей станиц (крестьянская курия). Для вхождения в первые две курии был введен высокий имущественный ценз: участвовать в съезде уездных землевладельцев могли только лица, владеющие наследственными земельными участками от 125 до 800 десятин или недвижимым имуществом на сумму не менее пятнадцати тысяч рублей.

Чтобы быть участником съезда городских избирателей, необходимо было владеть недвижимостью на сумму не менее 1 500 рублей в уезде или не менее 3 000 рублей в городе либо торгово-промышленным предприятием, с которого уплачивался налог не менее 50 рублей в год.

Узаконения от 11 декабря 1905 г. добавляли к трем выше обозначенным куриям еще одну – рабочую. Определенное число выборщиков от каждой курии избирали депутатов Думы. Количество выборщиков отнюдь не было пропорционально количеству населения, относящегося к той или иной социальной группе. Так, 4 млн землевладельцев имели право на 31 % выборщиков, а 21 млн рабочих – всего на 3 %3.

Следовательно, голоса избирателей были весьма разной силы. Один выборщик в землевладельческой курии приходился на 2 000 человек, в городской – на 4 000, в крестьянской – на 30 000, в рабочей – на 90 000 человек. В силу этого один голос рабочего «весил» в три раза меньше, чем голос крестьянина, в 20 с лишним раз меньше, чем голос буржуа, в 45 раз меньше, чем голос помещика.

Лишались избирательных прав женщины, молодежь моложе 25 лет, учащиеся, воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе, рабочие, которые трудились на предприятиях с числом рабочих менее 50 человек.

Государственная Дума как представительный орган формировалась не непосредственно избирателями, а многоступенчатоспециально избираемыми выборщиками, притом иногда в несколько этапов: одни выборщики избирали других, другие – третьих и только последние формировали представительный орган.

Для помещиков выборы в Думу были двухстепенными: они выбирали выборщиков, а те – депутатов Думы. Тот же порядок был определен и для буржуазии. Выборы от рабочих имели три ступени. Рабочие по предприятиям выделяли уполномоченных, те определяли выборщиков, а уже последние – депутатов Думы. Что же касается крестьян, то для них добавлялась еще одна ступень. На сельских сходах избирался волостной сход, на нем определялись уполномоченные, которые, в свою очередь, выдвигали выборщиков, а они – кандидатов для выборов в Думу.

Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. еще больше ограничивало круг избирателей. Изменение избирательного закона было проведено с нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г., по которому «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы».

Не голосовали по-прежнему женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, воинские чины, рабочие небольших предприятий. Были перераспределены места в Государственной Думе между куриями. В соответствии с Положением землевладельческая курия получила почти половину выборщиков, крестьянская – чуть больше 22 %, а рабочая – всего 2,13 %3.

При такой ситуации один выборщик в землевладельческой курии приходился на 230 избирателей, в первой городской – на 1 000 избирателей, в крестьянской – на 60 000, а в рабочей – даже на 125 000 избирателей. То есть голос рабочего ценился более чем в 500 раз «дешевле» голоса помещика.

В ходе Февральской революции 1917 г. на гребне революционной волны Временное правительство в своей Декларации от 3 марта провозгласило немедленную амнистию всех политических заключенных, свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

Было объявлено о немедленной подготовке к созыву Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования. Таким образом, в результате Февральской революции в России были установлены демократические права и свободы и началась подготовка к выборам в Учредительное собрание.

Октябрьская революция 1917 г. изменила очень многое. Была установлена советская власть. Советская избирательная система сохранила преемственность по отношению к законодательству Временного правительства. Первым конституционным актом Советской республики стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Проект Декларации написал В. И. Ленин, и 3 (16) января 1918 г. ее первоначальный проект был принят ВЦИК. 5 (18) января 1918 г. на заседании Учредительного собрания от имени фракции большевиков Я. М. Свердлов огласил Декларацию. Большинство делегатов учредительного собрания отказались ее рассматривать, на следующий день Учредительное собрание было распущено.

В измененной редакции (из которой в числе прочего убиралось упоминание Учредительного собрания) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918 г.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата и ее политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

Декларация провозглашала, что Советская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций.

России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях» (гл. 4, ст. 8).

Избирательные права предоставлялись с 18 лет без различия пола, национальности и вероисповедания. Но на выборах действовал строго классовый подход: Советы рабочих депутатов избирались преимущественно рабочими. Действовал классовый подход к деятельности Советов. Эта идея была закреплена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа: «…в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (гл. 4, ст. 7).

Декларация в течение какого-то времени выполняла функции конституции советского государства. Она была как бы малой, краткой, временной конституцией. На III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Основного закона была обозначена. 30 марта 1918 г. Центральный комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Конституции.

Комиссия была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошли еще несколько членов. Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем – М. Н. Покровский, секретарем – В. А. Аванесов.

Проект первой советской Конституции с некоторыми изменениями и дополнениями был единогласно принят V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.3 Срок действия закона определялся как «переход от капитализма к социализму». Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров (СНК).

Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Таким образом, разделения властей по Конституции 1918 г. не было.

Нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную часть Конституции 1918 г. Они наряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в разделе Основного закона «Общие положения».

Конституция предоставила гражданам широкий для того времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16)2. При этом каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся классовых, в законе нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг» (ст. 14).

Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться – «Не трудящийся да не ест!», а ст. 19 – всеобщую воинскую обязанность. В Конституции РСФСР 1918 г. избирательному праву посвящен четвертый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.
Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права (глава тринадцатая).

Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Специально отмечается в избирательном праве равноправие женщины с мужчиной. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз – возрастной, притом очень низкий – 18 лет. Более того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это прежде всего нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство.

Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной деятельности: служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств «лишенцы» – преступники и умалишенные.

Советское избирательное право складывалось как неравное и для трудящихся. В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов – рабоче-солдатская и крестьянская, каждая со своими нормами представительства.

При слиянии этих систем выработавшиеся нормы представительства автоматически сохранились. Так, Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125 000 жителей (ст. 25).

Примерно так же строилось представительство и на областные, губернские, уездные съезды Советов (ст. 53)3. Как видим, представительство от городского населения, преимущественно рабочих, в несколько раз превышает представительство от крестьян, т. к. в стране была установлена диктатура пролетариата, следовательно, и представительство этой категории населения в органах власти было выше.

Уездные и районные съезды Советов формируются сельскими Советами, здесь выборы двухстепенные. Такой формат выборов в принципе установлен и для губернских съездов Советов. Но здесь допустима уже и третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Следует подчеркнуть, что для многостепенных выборов характерно избрание депутатов депутатами. То есть здесь нет категории специальных выборщиков, как это было в царском избирательном праве, единственная задача которых – избрать представительный орган или даже следующую коллегию выборщиков.

Депутаты всех съездов Советов избираются депутатами нижестоящей ступени Советов. Конституция не фиксирует строгого порядка выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70)1. Единого для всей страны, даже для губернии, а порой и уезда, дня выборов не устанавливалось, никакой, по сути дела, избирательной кампании не проводилось.

Конституция не определяла порядок голосования, оставляя его, как и другие вопросы производства выборов, на усмотрение местных Советов. Голосование, следовательно, могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования. Конституция закрепила и принцип права отзыва депутатов Советов. Статья 78 Конституции, закрепившая это право, говорит об отзыве депутата из Совета. Со съездов Советов отозвать делегата практически невозможно.

Принципы избирательного права, закрепленные Основным законом РСФСР, были восприняты конституциями других советских социалистических республик, а также и некоторыми зарубежными странами. Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией государства диктатуры пролетариата.

Она закрепила наиболее демократичную для своего времени избирательную систему. В какой-то мере Конституция 1918 г. повлияла и на первый Основной закон СССР 1924 г. Однако все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось их беспощадное подавление.

Конституция РСФСР имела громадное международное значение. Во многих конституциях того времени мы видим несомненные сдвиги: снижался возрастной ценз, особенно для активного избирательного права, предоставлялись избирательные права женщинам (Веймарская Конституция 1919 г., 19-я поправка к Конституции США 1920 г., Конституция Чехословацкой Республики 1920 г., Конституция Польской Республики 1921 г. и др.).

После создания Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1922 г. была принята Конституция СССР. Конституция СССР 1924 г. – первый Основной закон Союза, утвержденный Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г.1 Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. Тем не менее правам и свободам человека в общесоюзной Конституции не уделялось должного внимания.
Более подробно вопрос прав и свобод человека был рассмотрен в Конституции РСФСР 1925 г.

Причинами замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции». Преемственность положений этой Конституции и положений Конституции 1918 г. значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. В отличие от Основного закона 1918 г. Конституция 1925 г. не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако в ней записано, что она исходит из основных ее положений и воспроизводит многие из них.

Не отказываясь от классового принципа, Конституция 1925 г. существенно смягчает формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, а положения о мировой революции и интересах всего человечества вообще исключаются из ее текста. Конституция стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Основному закону 1918 г.

Права человека, провозглашенные в Конституции 1925 г., во многом похожи на те права, которые уже были закреплены в Конституции 1918 г., но юридически они лучше сформулированы. Тем не менее все эти права по-прежнему предоставлялись только трудящимся, основная цель закона оставалась неизменной – искоренение нетрудовых элементов.

Так, в ст. 4 закреплялась свобода совести в точно такой же формулировке, как и в ст. 13 Конституции 1918 г.1 В ст. 52 закреплялась свобода выражения мнений только для рабочего класса и крестьянства, уничтожалась зависимость печати от капитала, т. е. и эта статья новой Конституции в точности копировала ст. 14 Конституции 1918 г.

Статьи 6 и 7 Конституции 1925 г. предоставляли всем рабочим и крестьянам свободу собраний и союзов3. В Конституции 1918 г., в ст. 15 и 16, эти же свободы предоставлялись только для рабочих и беднейших крестьян. Статья 8 Конституции 1925 г. ставит задачу обеспечить всем трудящимся полное всестороннее и бесплатное образование.

В статье 17 Конституции 1918 г. право на образование предоставлялось только рабочим и беднейшим крестьянам. Таким образом, права человека по Конституции 1925 г. были несколько расширены на все трудящиеся слои. Классовый подход к правам человека оставался: преимущества рабочих и крестьян были налицо, но Конституция несколько смягчила их, и в общем- то любой трудящийся мог приобрести данные права.

Все политические права в РСФСР имели и иностранные граждане, если они принадлежали к классу трудящихся (ст. 115, в Конституции РСФСР 1918 г. – ст. 20), также в РСФСР всем преследуемым за политические или религиозные убеждения предоставлялось право убежища (ст. 126, в Конституции РСФСР 1918 г. – ст. 21).

В статье 91 Конституции 1925 г., как и в ст. 18 Конституции 1918 г., труд провозглашался обязанностью всех граждан РСФСР. Также всеобщими обязанностями признавались защита социалистического отечества и всеобщая воинская повинность (ст. 10)2. Аналогичная статья (19) имелась и в Конституции 1918 г.

Как и в Конституции 1918 г. (ст. 22), в Конституции 1925 г. (ст. 13)3 провозглашалось равенство всех граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, но права национальных меньшинств были существенно расширены: отдельные национальности получили право на выделение по решению их съездов Советов в автономные советские социалистические республики.

Также за гражданами РСФСР признавалось право свободно пользоваться своим родным языком и получать образование на родном языке в школе. Все эти права делали РСФСР и СССР в целом максимально привлекательным государством для народов всего мира. Не забывайте, что в США, например, равноправие белокожих и чернокожих американцев будет признано только Актом о гражданских правах 1965 г.

Но в статье 144, как и в статье 23 Конституции 1918 г., говорилось о том, что РСФСР может лишить отдельные лица и отдельные группы прав, если они будут пользоваться ими в ущерб интересам социалистической революции.

Получается, что все вышеизложенные права – на свободу печати, собраний, организаций и др. – могли быть существенно ущемлены, если использовались против власти большевиков. Таким образом, РСФСР, как и в 1918 г., продолжала оставаться государством диктатуры пролетариата, где к 1925 г. фактически была установлена однопартийная система и все партии, кроме Всероссийской коммунистической партии (большевиков), были ликвидированы.

Начала складываться тоталитарная система (от лат. tоtal – всеобщий), при которой контролю со стороны партии подлежали все стороны человеческой жизни: экономическая, политическая, социальная и личная. При этом руководящая и направляющая роль ВКП(б) в этой Конституции еще не была закреплена.

Избирательные права граждан по Конституции 1925 г. (раздел 4)1 не изменились и полностью соответствовали аналогичным правам по Конституции 1918 г. (раздел 4).
Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий.

Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. В обсуждении участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил новую советскую Конституцию. Она была официально опубликована 6 декабря в «Известиях ЦИК СССР и ВЦИК» (№ 283). Конституция содержала 13 глав и 146 статей. Новый Основной закон СССР должен был закрепить основы победившего «социалистического строя», придать легитимные формы сформировавшейся тоталитарной системе, но одновременно создать видимость подлинной демократии, отвлечь внимание граждан СССР и мирового общественного мнения от репрессий, имевших место в стране в 1936–1939 гг.

В Конституции СССР 1936 г. исчезло упоминание об эксплуататорских классах и всякого рода «лишенцах». Теперь все население СССР трактовалось как однородная масса «трудящихся города и деревни». Им и принадлежала «вся власть… в лице Советов депутатов трудящихся» (ст. 3).

Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. В ней четко определялось, что экономическую основу Союза составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах: государственной и кооперативно-колхозной (ст. 5).

Наряду с социалистической системой хозяйства, «являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускалось законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда» (ст. 9)1. Впервые упоминалось право личной собственности граждан, хотя ее объем ограничивался достаточно узкими и весьма неопределенными рамками.

Личная собственность распространялась на «трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства». Одновременно провозглашается, что «право наследования личной собственности граждан охраняется законом» (ст. 10).

По сравнению с Конституцией 1924 г. новая Конституция существенно изменила систему органов Советской власти. Упразднялись областные и республиканские съезды Советов. На базе ЦИК СССР был создан Верховный Совет СССР, который по своему статусу являлся единственным законодательным органом власти.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза (депутаты избирались по территориальным округам) и Совета Национальностей (формировался на основе пропорционального представительства союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов).

Вместо Президиума ЦИК был создан постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке. Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. Все Советы, которые раньше назывались Советами рабочих и крестьянских депутатов, стали именоваться Советами депутатов трудящихся, чтобы показать, что в СССР создано однородное социалистическое общество.

Конституция СССР 1936 г. закрепила более демократичную избирательную систему – ей посвящена глава 11 Конституции. Избирательное право стало всеобщим, равным и прямым при тайном голосовании (были сняты классовые ограничения для участия в выборах). Впервые утверждается принцип, согласно которому один человек обладает только одним голосом. Избирательное право предоставляется гражданам СССР с 18 лет.

Вместо многостепенных выборов вводятся прямые, когда депутаты выбираются непосредственно избирателями. Осуществляется переход от открытого голосования к тайному. Кроме того, Конституция декларирует всевластие Советов как органов представительной демократии. Вместе с тем в ст. 126 Конституции впервые закрепляется особая руководящая роль ВКП(б).

Впервые за всю советскую историю в текст Конституции была включена специальная глава, устанавливающая основные права и обязанности граждан (гл. 10). В ней были закреплены многие социальные права человека. Декларировались права граждан на труд (ст. 118), на отдых (ст. 119), на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности (ст. 120), на образование (ст. 121).

Право на труд предусматривало гарантированность получения работы с оплатой труда, зависящей от количества и качества этого труда. И в СССР действительно создавалось достаточное количество рабочих мест. Право на отдых предполагало сокращение рабочего дня для большинства рабочих до 7 часов, а также установленные ежегодные отпуска с сохранением заработной платы.

Право на материальное обеспечение в старости и в случае болезни и потери трудоспособности до этого было совершенно неизвестным в России. Трудящимся предоставлялись бесплатная медицинская помощь, широкая сеть курортов, социальное страхование. Право на образование обеспечивалось общеобязательностью начального образования, его бесплатностью (включая высшее), системой стипендий для студентов. Включение этих прав в Конституцию привлекало к СССР внимание передовой общественности, т. к. в то время ни одна из конституций мира не гарантировала своим гражданам таких широких социальных прав.

Демократические права, такие как свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125)1, неприкосновенность личности, невозможность подвергнуться аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора (ст. 127)2, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 128)3, были также закреплены в Конституции 1936 г. На практике, однако, большинство из этих прав постоянно нарушалось. Свободы слова, собраний и шествий осуществлялись только под контролем ВКП(б).

В отдельной статье (ст. 122)4 было закреплено равноправие мужчины и женщины. Подчеркивалось равноправие полов в хозяйственной, государственной, общественно-политической и культурной жизни. Обеспечивалось осуществление этих прав женщинами путем предоставления им равных с мужчинами прав на оплату труда, труд, отдых, социальное страхование и образование, предоставления содержания и отпусков при беременности, широкой сети родильных домов, детских яслей и садов.

Провозглашалось равноправие граждан вне зависимости от расы и национальности во всех областях жизни (ст. 123)5. Прямое или косвенное ограничение прав и свобод в зависимости от национальных, расовых признаков каралось законом. Отделением церкви от государства и школы от церкви обеспечивалась свобода совести (ст. 124)6. За всеми гражданами оставалась свобода отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды.

Прописывались в 10 главе Конституции 1936 г. также и основные обязанности граждан. Круг этих обязанностей расширился, изменилась и сама их формулировка. Так, обязанность трудиться помещена в главу 1 Конституции «Общественное устройство», которая гласит: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду человека по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду»» (ст. 12).

Обязанность нести воинскую службу разбита на две статьи главы 10 (ст.ст. 132 и 133). Одна из них провозглашает всеобщую воинскую обязанность, указывая при этом, что воинская служба в Рабоче-крестьянской Красной армии представляет собой почетную обязанность граждан СССР (ст. 132).

Статья 133 определяет наказание за «измену родине». «Защита отечества, – говорится в этой статье, – есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние».

Наряду с изменением формулировок обязанностей трудиться и нести воинскую повинность, закрепленных прежней Конституцией, появились и новые обязанности граждан. Первая из них сформулирована в ст. 130 следующим образом: «Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития».

Вторая обязанность была закреплена в ст. 131, в которой прописывалось, что каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную собственность5. Лица, покушающиеся на нее, назывались врагами народа. Таким образом, Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», которое в народе прозвали законом о пяти колосках, или указом 7/8, было закреплено конституционно.

Согласно этому постановлению, за хищение государственного (общественного), колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте закон предусматривал расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменен на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества.

В качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилия и угроз со стороны кулацких элементов предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Осужденные по этому закону амнистии не подлежали. Если крестьянка брала с колхозного поля хотя бы 5 колосков, чтобы прокормить своих детей, она отвечала по всей строгости данного закона.

Таким образом, Конституция СССР 1936 г. или, как ее еще называли, «Сталинская Конституция», являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

Разработка новой Конституции СССР началась в 1962 г., когда был сделан вывод о том, что страна, в основном построив социализм, переходит к новому этапу – формированию коммунистического общества. Первоначально Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущев.

С 11 декабря 1964 г. Председателем Конституционной комиссии стал Л. И. Брежнев. Конституция СССР 1977 г. была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. Ее текст отличался многословием, расплывчатостью юридических понятий и формулировок, но это была лишь маскировка, чтобы скрыть оставшуюся неизменной тоталитарную систему.

В преамбуле Конституции в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом со времен Октябрьской революции 1917 г. Была дана характеристика этого общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле было сказано, что Конституция 1977 г. сохраняет преемственность идей и принципов предыдущих советских конституций.

Статья 1 Конституции 1977 г. провозглашала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны», характеризуя Союз как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция подчеркивала все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность.

Согласно ст. 2, вся власть в СССР принадлежала народу. Прежнее понятие «трудящиеся» было заменено понятием «народ», что тоже указывало на большую степень консолидации общества. Однако ст. 6 противоречила ст. 2: она законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшуюся ядром политической системы СССР.

Более того, ч. 2 ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решали не Советы, а КПСС (практически – высшее руководство КПСС). О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; она признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

Большинство советских людей не замечали этого противоречия и искренно считали, что живут в самой демократической стране мира. Также в Конституции 1977 г. законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций (ст. 7)5, хотя на самом деле они целиком зависели от КПСС. В статье 95 закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании6.

Конституция 1977 г. большее внимание, чем предшествующие советские Конституции, уделяет правам граждан. В Основном законе был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав: главы 6 «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и главы 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Глава 7, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, содержит почти в два раза статей по сравнению с аналогичным разделом Конституции 1936 г. (с 16 до 31).

Значительно увеличился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. В статье 39 говорится о постоянном расширении прав и свобод в СССР и непрерывном улучшении условий жизни1. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользования достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма». Одним из важнейших прав, которым всегда гордились в СССР как завоеванием революции, являлось право человека на труд, закрепленное в ст. 402. Статья 41 гарантировала право на отдых.

Для рабочих и служащих устанавливалась рабочая неделя, не превышающая 41 часа, таким образом, у трудящихся увеличивалось время на отдых. Статья 45 гарантировала материальное обеспечение в старости.

Конституция провозглашала и совершенно новое право – право на охрану здоровья (ст. 42). Оно обеспечивалось бесплатностью здравоохранения, его доступностью, развертыванием научных исследований в области медицины. Еще одним новым правом стало право на пользование достижениями культуры (ст. 46).

Данное право впервые появилось в послевоенных конституциях ФРГ и Италии, и Советский Союз, чтобы не отставать от стран Европы, тоже провозгласил его в своем Основном законе. Это право обеспечивалось общедоступностью ценностей мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием средств массовой информации (телевидения и радио), книгоиздательского дела, сети бесплатных библиотек. И данное право стало приносить свои плоды: в 70–80-е гг. СССР был самой читающей страной в мире.

Нововведением стала ст. 471, предусматривающая право на свободное творчество и устанавливающая, что права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Здесь также имело место некоторое подражание послевоенным конституциям ФРГ и особенно Италии – СССР не хотел отставать от передовых стран. Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового права советских граждан – права на жилище (ст. 44). Конституция 1977 г. продолжила развивать такие институты, как неприкосновенность личности (ст. 54), жилища (ст. 55), тайна переписки (ст. 56).

Конституция 1977 г. не только закрепляла права и свободы, известные нам по прежним Конституциям, но и расширяла гарантии этих прав. Так, право на образование Конституции обеспечивало осуществление всеобщего обязательного среднего образования (ст. 45)6, тогда как прежний Основной закон гарантировал лишь всеобщее начальное образование.

Кроме того, ст. 45 Конституции 1977 г. говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в Конституции 1936 г. всего этого не было).

Вместе с ростом числа предоставляемых прав в Конституции 1977 г. увеличилось и количество обязанностей. Теперь обязанностям граждан вместо четырех статей было посвящено одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан, закрепленных в Конституции 1936 г.

Так, обязанность «соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития» была дополнена обязанностью «с достоинством нести высокое звание гражданина СССР» (ст. 59). Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность была дополнена «долгом» гражданина СССР «бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру».

«Враги народа» исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что «лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону» (ст. 61)2. Обязанность трудиться сохранилась, а «уклонение от общественно полезного труда» было признано несовместимым с «принципами социалистического государства» (ст. 60). Как почетные обязанности в Конституции 1977 г. были закреплены защита Родины и воинская служба (ст. 62, 63).

Некоторые статьи представляли собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст. 64 устанавливала, что «долг каждого гражданина СССР – уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства». Статья 65 обязывала гражданина «уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка».

Статья 66 возлагала на граждан обязанность «заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь»6. Статья 67 обязывала граждан «беречь природу, охранять ее богатства».

Статья 68 провозглашала долгом и обязанностью граждан СССР заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Наконец, ст. 69 возлагала на каждого гражданина СССР «интернациональный долг», который заключался в том, чтобы «содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира».

Как было показано выше, тексты конституций советского периода менялись по мере упрочения и стабилизации режима. Происходившие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа «диктатура пролетариата», «мировая революция», «пролетарский интернационализм» и т. п.) уступили место новым («общенародное государство», «развитое социалистическое общество» и т. п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию Конституции.

Классовый подход к правам личности в советских конституциях оставался неизменным. Кроме того, немаловажно будет отметить, что за гражданами признавалась возможность реализовать права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, права человека не связаны с идеологией. Статья 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». Статья 17 Конституции РФ гарантирует, что права и свободы человека в России соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. В части 2 статьи 17 подчеркиваются особые свойства прав и свобод человека – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

Право на равенство перед законом и судом устанавливает статья 19 Конституции РФ. Также эта норма гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. В части 3 статьи 19 декларируется, что мужчина и женщина в Российской Федерации имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Российская Конституция 1993 г. гарантирует несколько категорий прав человека. К числу личных прав (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству) относятся:

  • право на жизнь (ст. 20),
  • право на достоинство личности (ч. 1 ст. 21),
  • право на безопасность (ч. 2 ст. 21),
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22),
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23),
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23),
  • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека (ч. 2 ст. 24),
  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25),
  • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26),
  • право на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26),
  • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27)
  • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27),
  • свобода совести и вероисповедания (ст. 28),
  • свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29),
  • право на информацию (ч. 4 ст. 29).

Политические права возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц. По Конституции Российской Федерации это следующие права:

  • свобода мысли и слова (ст. 29),
  • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30),
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31),
  • право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32),
  • право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32),
  • право на обращение в государственные органы (ст. 33).

Социально-экономические права человека, включенные в Конституцию России:

  • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34),
  • право на частную собственность (ст.ст. 35, 36),
  • право наследования (ч. 4 ст. 35),
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37),
  • право на труд и отдых, защиту от безработицы (ст. 37),
  • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38),
  • право на социальное обеспечение (ст. 39),
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41),
  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42),
  • право на образование (ст. 43).

Культурные права человека:

  • свобода творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44),
  • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ч. 2 ст. 44),
  • доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Все права и свободы человека по действующей Конституции защищаются равным образом.

Согласно Основному закону, права гражданина Российской Федерации связаны с его обязанностями, которые заключаются в следующем:

  • соблюдение законов (ч. 2 ст. 15),
  • недопущение нарушений прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ч. 3 ст. 17),
  • забота о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38),
  • забота по достижении 18 лет о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38),
  • обязательный характер основного общего образования, обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43),
  • охрана исторических и культурных памятников (ч. 3 ст. 44),
  • уплата налогов (ст. 57),
  • охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58),
  • защита Отечества (ч. 1 ст. 59).

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет избранный Государственной Думой Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

Российской Федерацией подписаны и ратифицированы многие международные конвенции в области прав человека, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы хоть и являются зрелищем малоприятным, но проходят регулярно в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами при минимуме замечаний со стороны международных наблюдателей.

Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский Суд по правам человека (далее – Европейский Суд по правам человека, Европейский Суд, Страсбургский Суд). В стране функционирует около тысячи общественных правозащитных организаций. С 1996 г. действует мораторий на смертную казнь – фактически она отменена.

Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.

С другой стороны, несмотря на перечисленные политические успехи прав человека, в некоторых случаях эти права в России нарушаются. Регистрируются случаи фальсификации результатов выборов, происходят избиения, пытки арестованных в российских тюрьмах и следственных изоляторах.

Серьезной проблемой является дедовщина в армии: жестокое обращение старослужащих с новичками, только что прибывшими на службу. Очень остро стоят проблемы, связанные с обеспечением прав сирот, детдомовцев, бомжей, беспризорников.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)