Процессуальные особенности рассмотрения Конституционным Судом РФ дел по жалобам граждан и их объединений

Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации дел по жалобам граждан и их объединений представляет собой определенную последовательность процессуальных действий Суда и иных участников конституционного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела.

Конституционный судебный процесс носит формализованный характер, так как все действия участников процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме. Правовое регулирование конституционного судебного процесса по жалобе гражданина осуществляется согласно Конституции Российской Федерации, Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламенту Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционное судопроизводство по жалобе гражданина является движением дела в Конституционном Суде, совокупностью осуществляемых в определенной последовательности этапов его рассмотрения и разрешения. Эти этапы именуются стадиями процесса. Стадия судебного процесса – это определенная его часть, совокупность действий и решений, направленных на выполнение цели данного этапа судопроизводства.

Дело по конституционной жалобе проходит следующие стадии:

  • предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд, Секретариатом Конституционного Суда;
  • предварительное изучение жалобы судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда;
  • принятие Конституционным Судом жалобы к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства;
  • назначение и подготовка дела к слушанию по жалобе, принятой к рассмотрению;
  • рассмотрение дела Конституционным Судом по существу;
  • принятие итогового решения по делу;
  • разъяснение решения Конституционного Суда (альтернативная стадия);
  • исполнение решения Конституционного Суда правоприменительными органами.

Разбирательство дела не всегда проходит все перечисленные стадии. На первой стадии, во время предварительного рассмотрения жалобы Секретариатом, возможно отрицательное заключение Секретариата Конституционного Суда, которое убеждает заявителя своей аргументированностью, и он больше не обращается в Конституционный Суд.

Производство по делу может быть закончено на третьей стадии, когда Конституционный Суд выносит решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, или на следующей стадии в связи с прекращением производства по делу.

Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации, начинается с их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее – Инструкция по делопроизводству) порядке. Регистрация осуществляется сотрудниками отдела по приему граждан и работе с письмами. Например, из 18 214 обращений, поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации в 2010 г., они рассмотрели (с предоставлением ответов заявителю) 8 878 обращений Секретариата Конституционного Суда.

Дата регистрации обращения имеет значение для отсчета времени, в течение которого должно быть завершено предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда. Согласно ст. 41 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения.

После регистрации жалоба передается на рассмотрение специалистам соответствующих управлений Секретариата. Итогом рассмотрения является заключение профильного управления (отдела) Секретариата, содержащее вывод относительно допустимости и подведомственности жалобы. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может вынести решение o недопустимости и неподведомственности обращения Конституционному Суду Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может вынести отрицательное решение, если:

  • обращение явно неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
  • по форме не отвечает требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  • исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 июля 2013 г. № 1078-О, ст.ст. 40 и 111 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предписывают Секретариату Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении поступающих обращений проверять в предварительном порядке их соответствие требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Уведомление заявителя о несоблюдении тех или иных требований при подаче жалобы является обязанностью Секретариата по обеспечению деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и не может рассматриваться как ограничение права заявителя на обращение. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

При этом необходимо обратить внимание на то, что Секретариат не отказывает в принятии обращения к рассмотрению, а уведомляет о несоответствии обращения требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Более того, уведомление Секретариата сопровождается указанием на то, что нужно сделать, чтобы обращение соответствовало установленным требованиям (нередко указание сопровождается приложением соответствующих выдержек из текста Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В случае, если заявитель не устранил обозначенные в уведомлении Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации нарушения, Суд праве отклонить вопрос о принятии жалобы к рассмотрению1. После устранения недостатков, связанных с формальным несоответствием обращения требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» или неуплатой государственной пошлины, заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации2. При этом необходимо отметить, что закон никак не ограничивает возможность качественного совершенствования подаваемых обращений.

Подразделение Секретариата Конституционного Суда с согласия руководителя Секретариата вправе подготовить проект «отказного» определения Конституционного Суда и передать его на изучение судей и последующее вынесение для рассмотрения в заседании Суда.

Согласно § 24 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если заявитель не согласен с содержащимся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата выводом о несоответствии обращения требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и требует принятия Судом решения по этому вопросу, вопрос о соответствии обращения требованиям данного Закона выносится на рассмотрение в заседании Суда.

Заседания Суда по соответствующим вопросам проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц. При этом не позднее чем за 10 дней до даты заседания всем судьям вручаются для изучения копии выносимых на рассмотрение обращений, приложений к ним, а также проекты определений Конституционного Суда Российской Федерации.

При признании обращения не соответствующим требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Суд выносит определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Соответствующие определение или (при вынесении определения в протокольной форме) выписка из протокола заседания Конституционного Суда направляются заявителю.

Если оснований для вышеперечисленных действий не имеется, обращение с заключением (справкой) передается руководителю Секретариата Конституционного Суда. Руководитель Секретариата Конституционного Суда передает заключение (справку) Председателю Конституционного Суда для решения вопроса о направлении его судьям.

В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо определение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным ст.ст. 43 и 68 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в заседании Конституционного Суда принимается определение о прекращении переписки с указанным заявителем. Ему направляется заверенная копия соответствующего определения. Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

Распределение обращений между судьями для предварительного изучения производится Председателем Конституционного Суда. Исходя из сложившихся деловых обыкновений при распределении дел учитываются нагрузка судей, сложность и объем дел. Как правило, предварительное изучение обращения проводится одним судьей, хотя известен случай, когда обращение изучалось тремя судьями Конституционного Суда. По жалобе П. Ф. Енборисовой предварительное заключение по делу составляли судьи Н. С. Бондарь, Г. А. Гаджиев и О. С. Хохрякова.

Итогом предварительного изучения судьей обращения является заключение по результатам его предварительного изучения, которое докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По сложившейся практике это может быть как устное заключение (доклад), которое докладывается на пленарном заседании Суда, так и письменное заключение, которое рассылается вместе с материалами формирующегося дела заблаговременно всем судьям (§ 37 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации).

В содержательном плане изучение обращения судьей и последующее составление заключения представляют собой аналитическую деятельность, направленную на выявление таких обстоятельств, которые обусловливают отказ в принятии обращения к рассмотрению, исходя из положений ст. 43 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Рассылка судьям внесенных в повестку дня обращений, иных связанных с ними документов и материалов (а если судья, проводивший изучение обращения, предлагает отказать в принятии его к рассмотрению – также проекта определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению) производится не позднее чем за пять дней до дня заседания.

Решение Конституционного Суда o принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, принимаемое по предложению судьи, излагается в виде отдельного документа и должно быть мотивированным (§ 28 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации).

Решение о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения судьей (судьями) его предварительного изучения. В соответствии с Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации именно на судью (судей), завершившего предварительное изучение переданного ему обращения, возлагается обязанность инициировать включение данного обращения в повестку дня заседаний Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о принятии обращений к рассмотрению. Заседания Суда по вопросу о принятии обращений к рассмотрению проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

По сложившейся традиции рассмотрение вопроса по каждому из включенных в повестку дня заседаний Конституционного Суда Российской Федерации обращений начинается с краткого сообщения судьи (судей), проводившего его предварительное изучение, о фактической стороне жалобы или запроса, требованиях заявителя и основанном на их конституционно-правовой оценке том или ином возможном варианте решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.

Затем присутствующие на заседании судьи вправе задать судье, проводившему предварительное изучение обращения, уточняющие вопросы и высказать свои суждения и (или) предложения. После завершения обсуждения проводится голосование по всем поступившим от судей предложениям по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.

Вместе с тем не исключено, что Суд может прийти к выводу о необходимости продолжить предварительное изучение обращения, посчитав имеющуюся в его распоряжении информацию недостаточной для принятия соответствующего решения. В этом случае окончательное решение вопроса о принятии к рассмотрению обращения переносится на одно из следующих заседаний Конституционного Суда Российской Федерации.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не предусматривает возможности участия заявителя, направившего обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, или его представителя, а равно других заинтересованных лиц в заседании Суда по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.

Данное обстоятельство даже послужило основанием для оспаривания конституционности подобного законодательного регулирования как препятствующего реализации конституционного права граждан на защиту своих конституционных прав и свобод, права на доступ к правосудию, нарушающего принципы открытости судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон и тем самым противоречащего ст.ст. 45 (ч. 2), 46 (ч. 2), 47 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 123 (чч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации.

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 мая 2006 г. № 179-О разъяснил, что решение вопроса о соответствии обращения требованиям Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» осуществляется в процедуре предварительного рассмотрения обращения, которая не предполагает обязательного приглашения сторон, их участия в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку позиция заявителя изложена в его обращении.

На этой стадии конституционного судопроизводства не принимается решение по существу поставленных вопросов, а проверяется, относится ли разрешение данных вопросов к компетенции Суда и является ли обращение допустимым. Что касается прав заявителя знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе о заслушивании показаний свидетелей и заключений экспертов, то они относятся к процессуальным стадиям, следующим за принятием обращения к рассмотрению, поскольку только после такого решения может идти речь о наличии в производстве Конституционного Суда Российской Федерации соответствующего дела и о правах сторон в этом деле.
Назначение и подготовка дела к слушанию означает принятие жалобы к рассмотрению Конституционным Судом.

В ходе этой стадии решаются следующие задачи:

  • выявляется уровень подготовленности материалов дела к рассмотрению в судебном заседании;
  • устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;
  • определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело.

Подготовку дела к слушанию осуществляет судья-докладчик, который назначается с учетом загруженности судей и их специализации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации судьей-докладчиком не назначается. Для подготовки особо сложных и объемных дел может быть назначено несколько судей-докладчиков.

Назначенный ранее судья-докладчик может быть заменен Судом в случае его обращения к Председателю Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности в течение длительного времени исполнять свои обязанности и с просьбой назначить другого судью-докладчика, а также в случае его отстранения от участия в рассмотрении дела по основаниям, указанным в ст. 56 Закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», приостановления или прекращения полномочий судьи.

Поскольку сведений, содержащихся в обращении, принятом к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, а также в приложенных к нему судебных постановлениях, иных материалах, недостаточно для всестороннего, полного и объективного разрешения дела Судом, на судью-докладчика возложены полномочия по истребованию необходимых документов и иных материалов, даче поручений о проведении исследований и экспертиз, направлению запросов.

Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Список приглашенных лиц обязательно указывается во вводной части решения Конституционного Суда Российской Федерации. В статьях 52–53 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указаны органы или лица, являющиеся сторонами в конституционном производстве, а также те, кто может быть их представителями. Участниками процесса в Конституционном Суде Российской

Федерации считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
  • органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • государственные органы, компетенция которых оспаривается. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. Например, для рассмотрения вопросов по делам на заседания Конституционного Суда Российской Федерации были приглашены представители Государственной Думы Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Генерального прокурора Российской Федерации, Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации.

До начала слушания дела либо разрешения дела без проведения слушания оригиналы обращения, всех приложенных к нему документов, отзывов на обращение, копии направленных требований и запросов Конституционного Суда, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к рассмотрению, оформляются аппаратом судьи-докладчика в судебное дело. Судебное дело создается, пополняется и хранится в бумажной и электронной формах.

В обязанности судьи-докладчика входят также изложение материалов дела на заседании Суда и составления проекта итогового решения. Данный проект решения, написанный судьей на основании информации, содержащейся в обращении, приложенных материалов, сведений, полученных в ходе подготовки дела к слушанию, никакой юридической силой не обладает и является лишь основой, базисом итогового решения Суда, которое будет вынесено после публичного слушания и совещания судей в совещательной комнате.

Назначение дел к слушанию осуществляется в заседании Конституционного Суда. Конституционный Суд определяет очередность рассмотрения дел с учетом дат принятия обращений к рассмотрению. Дата и время начала слушания дела определяются при назначении его к рассмотрению в заседании Конституционного Суда. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

В число обязанностей Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации входит размещение в средствах массовой информации, а также на официальном интернет-портале Конституционного Суда информации о назначении дела к слушанию, а также о дате и времени начала его слушания.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Это могут быть дела как по жалобам граждан и их объединений, так и по запросам судов или других органов власти.

В качестве примера приведем постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 10-П. Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина С. А. Первова и запрос мирового судьи судебного участка № 43 города Кургана. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.

Поскольку жалоба и запрос касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь ст. 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает две основные формы конституционного судопроизводства: разрешение дел в заседаниях Суда с проведением слушаний и в заседаниях без проведения слушаний. Рассмотрение дел с проведением слушаний возможно в открытых и закрытых заседаниях.

В соответствии с § 48 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании Конституционного Суда, допускаются в зал судебных заседаний до начала слушания дела или во время перерыва при наличии свободных мест по предъявлении паспорта или иного надлежащим образом удостоверяющего личность документа, если иное не установлено федеральным законодательством и Регламентом.

Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты – по списку, подготовленному Секретариатом Конституционного Суда.

На открытых заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, как правило, присутствуют представители юридической общественности, студенты юридических вузов и факультетов, представители средств массовой информации. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, осуществляется прямая трансляция публичных заседаний Конституционного Суда в целях освещения хода рассмотрения дела в Представительстве Конституционного Суда Российской Федерации в г. Москве. Видеозапись судебного заседания размещается на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации.

Проведение Конституционным Судом Российской Федерации судебного заседания в закрытом режиме означает безусловный запрет на кино- и фотосъемку, видеозапись, прямую радио- и телетрансляцию заседания, а также, недопущение публики в зал заседания (на все время заседания либо на его часть). При этом по решению председательствующего в судебном заседании присутствие на закрытом заседании свидетелей, экспертов, переводчиков, а также сотрудников Секретариата Суда, непосредственно обеспечивающих ход заседания, может быть ограничено.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Суда о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда Российской Федерации возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания. Конституционный Суд Российской Федерации может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытые заседания в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители.

Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

В соответствии с § 51 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации заседания проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда.

При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.

Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: «Уважаемый Суд», «Уважаемый Председатель Конституционного Суда», «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья». При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указываются также фамилия соответствующего участника процесса либо (если, исходя из состава присутствующих на заседании, достаточными для понимания адресата являются имя и отчество соответствующего участника процесса) его имя и отчество.

В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.

Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.

Местом судебного разбирательства является место нахождения Конституционного Суда Российской Федерации – город Санкт-Петербург, Сенатская пл., д. 1. По общему правилу заседания Конституционного Суда Российской Федерации начинаются в 10 часов утра в назначенный день. Обычно сначала оглашается постановление по рассмотренному ранее делу, а в 11 часов начинается слушание нового дела.

Заседание Конституционного Суда Российской Федерации открывается председательствующим при наличии кворума. В соответствии со ст. 30 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Суд правомочен принимать решение в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, т. е. кворум в заседаниях должен составлять не менее 13 судей.

Согласно ч. 2 ст. 57 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.

Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность. Права и обязанности сторон, подлежащие разъяснению председательствующим, закреплены в ст. 53 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

К ним относятся права знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к делу, знакомиться с отзывами другой стороны. К обязанностям сторон относятся дача объяснений и ответы на вопросы.

После разъяснения председательствующим сторонам их прав и обязанностей Суд переходит непосредственно к исследованию вопросов дела. Председательствующий объявляет состав суда, сообщая, кто является судьей-докладчиком по делу. Исследование вопросов дела по существу – основная стадия рассмотрения конституционно-судебных дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, начинающаяся после подготовительной части судебного разбирательства с сообщения судьи- докладчика и продолжающаяся до стадии вынесения судебного решения.

Данная стадия включает два основных этапа: судебное исследование и заключительные выступления сторон.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Российской Федерации дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению.

Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Российской Федерации. Если по делу назначено несколько судей-докладчиков, сообщение в Суде делает один из них, а другие вправе вносить дополнения в основное сообщение. Могут также заслушиваться сообщения всех судей-докладчиков по делу.

После этого председательствующий оглашает предлагаемый порядок исследования вопросов и просит стороны и судей дать свои предложения по уточнению данного порядка. Затем Суд принимает решение о порядке исследования вопросов дела, оформляемое в виде протокольного определения.

Исследование Конституционным Судом Российской Федерации вопросов дела начинается с выступления сторон. Обычно первым слово предоставляется заявителю как инициатору конституционно-судебного разбирательства и (или) его представителю. Затем выступает вторая сторона.

В делах об оспаривании нормативных правовых актов второй стороной выступают органы, принявшие (издавшие) оспариваемый нормативный правовой акт. В делах об оспаривании федеральных законов это палаты Федерального Собрания и Президент Российской Федерации, от имени которых в Суде выступают их представители. Стороны дают пояснения по существу рассматриваемого вопроса и приводят правовые аргументы в обоснование своей позиции. После выступления одной из сторон председательствующий предлагает другой стороне и судьям задать ей свои вопросы.

Если в процесс приглашены эксперты, свидетели, то выступают и они после приведения их к присяге. Эксперты оглашают свои заключения. Свидетели дают показания. Затем Суд переходит к заслушиванию мнений по существу рассматриваемого вопроса приглашенных в заседание представителей государственных органов, если они пожелают выступить.

После этого по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены и приобщены к материалам дела новые документы и материалы. На этом завершается этап судебного исследования и начинаются заключительные выступления сторон. В своих заключительных выступлениях стороны не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Судом.

После заключительных выступлений сторон председательствующий уточняет у сторон и судей, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, или исследования новых доказательств в порядке ст. 67 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В завершение Конституционный Суд Российской Федерации признает исследование вопросов дела завершенным и слушание дела оконченным.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.

Согласно п. 2 § 50 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, протокол заседания Суда, на котором осуществляется слушание дела, должен содержать:

  • указание места, даты заседания, времени его начала и окончания;
  • фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них;
  • данные об участниках процесса;
  • формулировки рассматриваемых вопросов;
  • запись обо всех действиях Суда в том порядке, в каком они имели место;
  • отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге;
  • решения, принятые Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим в заседании;
  • изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.

Согласно п. 3 § 58 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, протокол закрытого совещания должен содержать:

  • дату совещания и время его начала и окончания;
  • фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них;
  • вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим в заседании Суда результаты голосования по ним.

По общему правилу протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками его Секретариата, которые могут присутствовать и на закрытых совещаниях судей, и в совещательной комнате, если они обеспечивают протоколирование и стенографирование (п. 1 § 50, п. 1 § 58 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации).

Если Конституционным Судом принято решение провести закрытое совещание без участия сотрудников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и стенографирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда, а его стенографирование не осуществляется. Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда Российской Федерации и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме.

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела. Важность принятия решения об окончании слушания дела состоит в том, что оно завершает исследовательскую часть судопроизводства1.

После объявления слушания дела оконченным судьи удаляются в совещательную комнату для обсуждения вопроса о содержании итогового решения, которое должно быть вынесено по результатам данного слушания на основании произведенных в судебном заседании выступлений сторон, экспертов и свидетелей и исследованных материалов.

Совещание судей проходит по правилам, указанным в ст. 70 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Как правило, итоговое решение по делу, рассмотренному Конституционным Судом Российской Федерации в публичном заседании, принимается в течение месяца с момента окончания слушания дела.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в закрытом совещании.

В нем участвуют только судьи Конституционного Суда Российской Федерации, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судьи Конституционного Суда Российской Федерации вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

Наличие к началу совещания проекта, отражающего концептуальную позицию судьи-докладчика (судей-докладчиков) по вопросу о конституционности (неконституционности) оспариваемых нормативных предписаний или избранный им подход к их истолкованию в свете положений Конституции Российской Федерации и правовых позиций, ранее выраженных Судом, отнюдь не свидетельствует о заблаговременной готовности решения в окончательном виде.

Направленные судьям материалы, безусловно, могут быть приняты за основу для дальнейшей работы в качестве проекта итогового решения. В то же время не исключен и такой вариант, когда сообразно результатам первого или последующих обсуждений судье-докладчику будет поручена разработка нового проекта.

Судья-докладчик продолжает работу над текстом проекта независимо от того, насколько его мнение совпадает с мнением большинства судей. Свое принципиальное несогласие с принятым решением или, например, его мотивировкой судья-докладчик, равно как и любой другой судья Конституционного Суда Российской Федерации, участвовавший в рассмотрении данного дела, может отразить в особом мнении или мнении.

Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе предлагать поправки к проекту итогового решения Конституционного Суда, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения. По требованию любого из судей поправки представляются в письменном виде.

По требованию любого из судей проект итогового решения Конституционного Суда или поправки к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям. Итоговое решение Конституционного Суда не может быть принято без проведения голосования, даже если все участвующие в закрытом совещании судьи с ним согласны.

Согласно пп. 6–7 § 57 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, после того как председательствующий в заседании Конституционного Суда объявил о начале голосования по поправке или по части проекта итогового решения Конституционного Суда, никто из участвующих в закрытом совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования.

Поправка к проекту итогового решения Конституционного Суда считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта итогового решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом.

Принятый за основу проект редактируется с учетом мнения большинства судей, высказанных ими предложений и аргументов в пользу принятия соответствующего решения. После голосования по частям проекта итогового решения Конституционного Суда проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок.

Итоговое решение Конституционного Суда принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится лишь в том случае, если этого требуют не менее пяти судей. Во всех случаях председательствующий в заседании Конституционного Суда голосует последним.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и его результаты. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Конституционный Суд не связан сроками по принятию итогового решения, завершающего окончание слушания дела. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не устанавливает сроков принятия Конституционным Судом решений по обращениям. Упомянутый закон также не фиксирует четко структуру итогового решения Конституционного Суда. Обычно в решении Конституционного Суда выделяют четыре части: вводную; описательную; мотивировочную; резолютивную.

Вводная часть начинается с наименования решения и заканчивается после слов «Конституционный Суд Российской Федерации установил». В этой части решения содержатся данные о месте и времени рассмотрения дела, составе суда, сторонах и приглашенных на заседание лицах, участвовавших в рассмотрении дела, формулируются предмет жалобы, повод и основания к рассмот- рению дела.

В описательной части излагаются обстоятельства дела и позиция заявителя, при необходимости – позиция другой стороны, а также содержатся указание на некоторые процедурные правила рассмотрения дел, например, об их соединении в одном производстве. Конституционный Суд не обязан буквально воспроизводить требования заявителя по жалобе и их обоснования, важно максимально точно передать их смысл.

После описательной следует мотивировочная часть, которая содержит доводы в пользу принятого решения. Именно эта часть решения является одной из важнейших его частей, поскольку приведенные в ней выводы призваны убедить в конституционности и обоснованности решения, доказательности аргументов.

Со слов «Исходя из изложенного… Конституционный Суд Российской Федерации постановил» («определил») начинается резолютивная часть. Эта часть судебного решения заканчивается подписями судей, участвовавших в принятии решения. Резолютивная часть считается квинтэссенцией всего судебного решения, так как в ней содержится базирующаяся на мотивировочной части окончательная оценка оспоренной нормы: соответствует (не соответствует) Конституции Российской Федерации.

Статья 71 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает следующие виды решений Конституционного Суда Российской Федерации: постановление, заключение, определение и решения. Постановлением именуется итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Постановления выносятся именем Российской Федерации. Заключением именуется итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Таким образом, по жалобам граждан и их объединений Конституционный Суд Российской Федерации может принять в качестве итогового решения постановление и определение. Решение Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение.
Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлены требования, предъявляемые к решениям Конституционного Суда. Согласно ст. 74 решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» или решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со ст. 78 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)