Средства и пределы ограничения основных прав и свобод человека

В условиях проблем современности, кризисов и чрезвычайных обстоятельств ограничение прав человека приобретает особую значимость. Мир меняется, и время от времени возникают ситуации, когда та или иная страна оказывается перед необходимостью введения определенных ограничений на права и свободы своих граждан. Однако, предлагая новые, ограничивающие законы, власть должна представить обществу весомые аргументы в пользу их принятия.

Существует определенная проблема баланса свобод и ограничений. Еще в 2004 г. Владимир Владимирович Путин отмечал в своем послании Федеральному Собранию: «Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей – это самая главная наша задача. Но и самая сложная.

Главная – потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная – потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать». Отношения между государством и личностью должен регулировать прежде всего закон, который устанавливает разумный баланс между полномочиями властей и правами личности, без неоправданного ущемления интересов обеих сторон.

«Проблема ограничения прав и свобод граждан, при всей ее актуальности, является частным случаем более общей проблемы обеспечения на конкретной ступени развития общества баланса интересов личности и государства. Насколько успешно она решается, зависит от выбора приоритетов в правовой политике».

Сегодня данная проблема актуальна в России, так как, по мнению ряда правоведов, люди уверены, что они абсолютно беззащитны перед государством. Такой настрой граждан способствует расшатыванию демократических устоев, укоренению деструктивного отношения к государственному аппарату и в результате приводит к нарушению гражданского мира и согласия в стране.

В настоящее время существует два основания ограничения прав и свобод граждан – формальное и материальное. Формальные критерии означают средства оценки эффективности правотворческой деятельности уполномоченных государственных органов на предмет ее соответствия форме, юридической силе и порядку принятия правовых норм.

В этом качестве формальные критерии обеспечивают стабильность и упорядоченность правового регулирования. Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установить равновесие между правами отдельных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникнуть противоречия. Ограничению прав и свобод человека и гражданина посвящена ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Конституционная норма указывает на два основания допустимого ограничения прав и свобод: формальное (форма ограничения – федеральный закон, и только им может быть ограничено субъективное право) и материальное (наличие фактических обстоятельств (жизненных ситуаций), с которыми Конституция Российской Федерации связывает возможность ограничения федеральным законом субъективного права). Полный перечень таких обстоятельств дан в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Материальные основания ограничения прав и свобод личности определяются конституционными целями этого ограничения. Исходя из целей, ради достижения которых могут ограничиваться субъективные права, определяются те фактические обстоятельства, при наступлении которых возникает необходимость достижения соответствующей цели, в том числе путем ограничения субъективного права.

Принцип целевого характера ограничения субъективных прав получил свое нормативное закрепление на международном уровне в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой ограничения, допускаемые в отношении прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.

Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень случаев допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, а именно: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны, безопасности государства. Указанные конституционные предписания, определяющие материальные критерии допустимости ограничения субъективных прав, носят общий характер; вместе с тем они вполне определенны в контексте задачи их конкретизации на уровне нормативных актов, допускаемых посредством формальных критериев.

Для отдельных прав, например, права на объединение, Всеобщая декларация прав человека предусматривает особое основание ограничения по сравнению с остальными правами и свободами: это не только закон, но и обязательное решение суда. С одной стороны, такое правило предполагает индивидуальный подход к каждому случаю ограничения субъективного права на объединение и требует во всех случаях соблюдения специальной и достаточно длительной судебной процедуры ограничения этого права, которая сама по себе уже становится дополнительным препятствием ограничения.

С другой стороны, индивидуальность судебного решения не позволяет распространить законные ограничения на неопределенный круг лиц и на еще не возникшие отношения по реализации норм закона, в то время как ограничение субъективных прав законом всегда производится неперсонифицированно и вне конкретных правоотношений.

Субъективное право будет ограничено уже в силу издания соответствующего закона, решение же суда будет необходимо лишь для проверки конституционности закона и правильности его применения (применения решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов) по обращению заинтересованных лиц.

Суд в принципе не может ограничивать субъективное право, поскольку не обладает правотворческими полномочиями. Он лишь применяет существующие правовые нормы об ограничении субъективного права, приходя к выводу, что в конкретном случае субъективное право у лица действительно отсутствует в силу его ограничения законом, либо нормы закона об ограничении субъективного права в отношении данного лица применены неправильно.

Поэтому конституционное закрепление федерального закона в качестве единственного формального основания ограничения прав и свобод человека и гражданина является юридически правильным в силу нормативной, а не индивидуальной природы ограничения субъективного права.

Буквальное толкование Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что никаким иным нормативным правовым актом помимо федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции ограничить субъективное право нельзя. Вряд ли можно считать базирующимся на конституционных положениях вывод о том, что указами Президента РФ в качестве общего правила также могут ограничиваться права и свободы человека и гражданина.

Из Конституции РФ следует лишь один частный случай возможного предоставления Президенту Российской Федерации полномочия по ограничению прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, в том числе права на объединение, с указанием пределов и срока действия этих ограничений, за исключением ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 указанной статьи Конституции РФ.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом, вводится указом Президента РФ, который подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания.

Как видим, возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации непосредственно связывается только с наличием условий чрезвычайного положения и необходимостью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (материальным основанием). Акт, которым могут ограничиваться права и свободы, Конституцией РФ прямо не предусмотрен. Указано лишь, что ограничения прав и свобод могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом.

Под целью в литературе понимается «представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть представление результата нашего действия». Другими словами, это то, ради чего совершаются определенные действия.

Практически во всех международно-правовых документах закреплены цели ограничения прав и свобод. Так, согласно п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, такими целями являются: обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В упоминавшихся выше Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах более детально указываются условия применения ограничений. Согласно ст. 4 первого из названных пактов, ограничения должны осуществляться с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав; согласно целому ряду статей второго пакта (а именно ст.ст. 12, 18, 19), ограничения применяются тогда, когда они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц. Можно заметить, что в Европейской конвенции цели ограничений существенно расширены.

Согласно этому документу, ограничения вводятся также в целях:

  • поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны;
  • предотвращения беспорядков или преступлений;
  • охраны здоровья или нравственности населения;
  • охраны территориальной целостности;
  • защиты репутации других лиц;
  • предотвращения разглашения конфиденциальной информации;
  • поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов.

Что же касается политики отдельных государств в области прав и свобод человека, то, как отмечается некоторыми исследователями, никакие ограничения прав и свобод личности не являются самоцелью, они порождены объективными условиями существования государства как суверенной самостоятельной единицы.

В Конституции РФ целями ограничений являются: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью ограничений прав и свобод является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство.

Любые цели, будь то, например, поступление в университет, обеспечение безопасности страны и т. д., достигаются определенными средствами. Средства являются необходимым инструментарием для достижения цели. Именно здесь остро встает вопрос о соотношении цели и средств, и найти однозначное решение зачастую невозможно. В то же время наиболее приемлемым является решение, когда и цели, и средства носят определяющий характер по отношению друг к другу, а их реальное соотношение оптимально в правовом смысле.

Под средством обычно понимается прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Средства бывают как правовые, так и неправовые. Если с правовыми средствами, к которым относятся прежде всего законодательные акты (например, законы о введении чрезвычайного положения в том или ином регионе или в стране в целом, вследствие чего ограничиваются некоторые права и свободы человека), подзаконные акты наибольшей юридической силы (указы Президента, постановления Правительства и т. д.), понятно, то иная ситуация складывается относительно неправовых средств.

Под неправовыми средствами можно понимать силовые, в том числе, например, террористические, способы ограничения прав и свобод. Кроме того, неправовые средства могут иметь правовую форму, однако цель, ради которой они используются, как и их конкретное содержание, оказываются фактически неправовыми.

Таким образом, говоря об обеспечении правовой оптимизации соотношения цели и средств ограничения прав и свобод граждан, подчеркнем, что законными (законно истинными) должны быть и цель осуществляемого ограничения, и используемые для этого средства как по содержанию, так и по форме. Иное дело, что добиться такого результата в реальной политико-правовой действительности нелегко, но это ничуть не влияет на понимание роли и задач государства и его правоохранительных органов.

В современном российском праве действует правило, согласно которому ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только Конституцией РФ. Устанавливая принципы, цели и юридическую форму ограничений, т. е. основы ограничений прав и свобод, Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее свободы.

Конституционные основы ограничений прав и свобод являются ограничением полномочий в первую очередь законодательной власти. Чем больше ограничиваются полномочия законодательной власти налагать ограничения на права человека, тем меньше становится опасность ликвидации прав и свобод.

Ограничения прав выражаются:

  • в запрете на определенный способ реализации права или свободы;
  • запрете на реализацию права в целом;
  • вмешательстве в право уполномоченных государственных органов;
  • обязанности;
  • ответственности.

Для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Конституцией РФ, положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть сформулированы, а также конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью, кроме того, в законах должно быть указано, в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека.

Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что «…установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства».

Суд подчеркивает, что «принципы определенности и соразмерности требуют также установления законодателем четких и разумных временных рамок допускаемых ограничений прав и свобод». Поскольку в Конституции Российской Федерации новые права и свободы человека отражены в соответствующих конституционных нормах, проблема ограничения прав предстает главным образом как проблема ограничения конституционных прав федеральным законом.

Опираясь на существующую практику, а также практику Европейского Суда по правам человека, Конституционный Суд Российской Федерации выработал следующие критерии ограничения законом основных прав:

  • ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений;
  • при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры;
  • публичные интересы, перечисленные в ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, кроме того, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права с тем, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации.

Необходимо выяснить, на каком основании и как именно определяются пределы предпринимаемых ограничений тех или иных прав и свобод граждан, какая цель при этом преследуется и какие средства избираются с учетом этих пределов и цели ограничения.

Именно в этой точке соотношения цели, средств и пределов ограничения аккумулируются те самые объективно-субъективные факторы, опосредующие деятельность по ограничению прав и свобод человека. Если коротко охарактеризовать основания как причину, а цель как желаемый результат, то остается вопрос об условиях – критериях ограничения.

Проанализировав конституционные положения, мы можем выделить следующие критерии:

  • форма ограничения прав человека – федеральный закон;
  • цель ограничения прав – общественная безопасность;
  • крайняя необходимость: наличие реального или возможного вреда государственным и общественным интересам;
  • невозможность защиты правоохраняемых благ иными способами;
  • соразмерность вводимых ограничений;
  • причиняемый вред меньше, чем предотвращаемый вред;
  • общий характер таких ограничений – ограничения не носят персонифицированной направленности, их действие распространяется на каждого;
  • соблюдение общепризнанных международных норм и принципов – ограничения прав человека не должны нарушать обязательства Российской Федерации по международному праву;
  • разумная достаточность мер государственного ограничения прав – ограничения могут осуществляться только в той степени, в какой это требуется, однако в любом случае не допускаются ограничение фундаментальных прав и свобод человека и дискриминация на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения;
  • соразмерность ограничения прав, свобод и цели, во имя которой ограничиваются права, – всеобщая безопасность рассматривается как приоритет по отношению к соблюдению (гарантированию) определенных свобод каждого отдельного гражданина (человека).

Термин «предел» обозначает пространственную или временную границу; последнюю, крайнюю степень. Вопрос о пределах ограничения прав человека и гражданина в настоящее время стоит исключительно остро. В законодательной и правоприменительной практике вопрос о предельности ограничений часто решается без опоры на прочный теоретический фундамент. Между тем еще Б. Н. Чичерин отмечал, что «без этих ограничений общежитие невозможно. В какой мере они устанавливаются – это зависит от местных и временных условий».

Возможность ограничений основных прав личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц всегда таит в себе угрозу если не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия не соразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер.

В международно-правовых документах, в конституциях иностранных государств практически невозможно встретить четкие и однозначные упоминания о возможных пределах ограничений. В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что в случае чрезвычайного положения возможны отступления от некоторых его положений (ч. 3 ст. 4), однако о том, какова крайняя степень, предельная граница этих отступлений, не говорится.

Кроме того, можно отметить положение ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, где записано: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Ограничения прав и свобод следует рассматривать как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, применяющееся на основании закона и в соответствии с нормами международного права только в качестве исключительной меры, причем обязательно временного характера (на период действия особых правовых режимов).

Права человека – это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего в значительной мере зависит от положения прав человека, от объема этих прав и их реализации.

Широко признанные идеи гражданского общества и правового государства основаны на признании приоритета прав человека. Но демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных запретов и ограничений, установленных против различного рода антиобщественных явлений. Поэтому проблема пределов свободы человека в обществе в общем плане есть проблема правовых ограничений.

Ограничения – это меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации.
Установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами ценностей в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности.

В законах обязательно должно быть указано, при каких обстоятельствах, в каких пределах, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека. Соответствующие нормы не должны допускать произвольного их толкования правоприменительными органами. Однако подобной ясности в законодательстве нет; отсутствует также единое понимание и толкование конституционных оснований ограничения прав и свобод.

Между тем однозначное их толкование позволит избежать различных ситуаций, когда неопределенность является серьезным препятствием для осуществления конкретных прав и свобод. Необходимо также отметить, что нередко при отсутствии каких-либо ограничений непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации они появлялись в подзаконном акте, что означало «фактическое» изменение Конституции при ее декларативной стабильности.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)