Средства и формы реализации целостного педагогического процесса

Компетентностный подход отражается и в технологии вузовской лекции как ведущей учебной форме и педагогической технологии обучения в высшей школе.

В частности, корректируются и дидактические, и воспитательные цели лекции:

  • дать студентам современные, целостные, взаимосвязанные сведения, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме: научно и культурно значимые проблемы, идеи, гипотезы, факты, способы деятельности, понятия, правила, законы, закономерности, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и другие знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам как основа формирования не только предметной, но и ключевых компетенций;
  • обеспечить в процессе лекции исследовательскую работу студентов совместно с преподавателем: умение ставить цель и организовывать ее достижение; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или не-понимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить проблемные вопросы и выдвигать гипотезы как условия формирования общекультурной компетенции:
  • воспитывать у студентов профессионально-деловые качества и развивать у них самостоятельное творческое мышление, показать социальную и личностную ценностно-смысловую значимость знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; значимость формирования социально-личностных компетенции.

Учитывая основные требования к современной лекции (научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическую связь с другими видами учебных занятий и практикой повседневной жизни, нацеленность на формирование компетенций, заявленных в образовательных стандартах), можно отметить некоторые технологические особенности лекции в преподавании коммуникативно-речевых дисциплин:

  • не только четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции), но и риторическая драматургия (коммуникативно и личностно ориентированная линия);
  • сквозной методологический стержень (ценностная гуманитарная картина мира);
  • не только законченный характер освещения определенной темы (проблемы), но и тесная связь с предыдущим материалом и предвосхищение последующей темы;
  • не только доказательность и аргументированность (дискурсивная линия), но и вариативность мнений и позиций в науке;
  • достаточное количество убедительных примеров, фактов, выраженная связь с практикой;
  • технологичность предъявления учебно-научной информации (разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий, выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
  • наглядность, демонстрация аудиовизуальных материалов, образцов;
  • не только четкость, ясность языкового выражения, доступность для восприятия данной аудиторией, но и выразительность, демонстрация риторических фигур и приемов риторической аргументации в структуре лекции.

Исторически сложилось так, что лекция состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции (при различных формах обучения). Кратко остановимся на них. Вводная лекция – один из наиболее важных и сложных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса.

Содержание вводной лекции может включать:

  • определение объекта и предмета учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и роли отечественных ученых в развитии данной науки;
  • цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) науки;
  • методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по видам учебных занятий и по семестрам;
  • основную и дополнительную учебную и методическую литературу;
  • особенности самостоятельной работы слушателей над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчетность по курсу.
  • общий обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения;
  • освещение современного состояния основных проблем данной области науки, ее достижений в нашей стране и за рубежом;
  • трактовку главных линий дальнейшего развития науки, указание существующих проблем и намеченных путей их решения.

Установочную лекцию читают слушателям заочного обучения на сборах как начало самостоятельного изучения дисциплины в период между сессиями. Как правило, такие лекции носят обзорный характер, поэтому важно раскрыть способы взаимодействия с научной информацией (анализ, сравнение, классификация, моделирование). Установочную лекцию отличает большая концентрация учебного материала, поэтому продуктивен индуктивный способ изложения с четким структурированием видов научной информации (методологической, концептографической, фактографической и библиографической).

Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных сведений как тематического модуля и установления связей с другими элементами в общей научной картине мира, раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки. В последнее время появились новые технологии организации лекционного занятия с целью активизации интеллектуально-коммуникативной деятельности студентов (в их числе проблемная лекция, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-исследование, лекция с применением техники обратной связи, лекция визуальная и др.). Кратко раскроем сущность и особенности названных видов лекционного обучения с возможностями формирования ключевых компетенций.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее («Можно ли согласиться с утверждением, что демократизация значительно снизила речевую культуру современного общества?»). Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Например, знакомство с принципами кооперации Грайса можно начать с анализа представленного на экране текстового фрагмента:

  • Вам как официальному лицу приходится держать себя в рамках. Трудно?
  • Иногда очень хочется обматерить, дать в зубы, но это не позволительно. Фрейд писал, что, когда человек вместо камня бросил в другого ругательство, он сделал важный шаг к цивилизации. Нам нужно сделать следующий шаг. Например, какие-то вещи просто не замечать….
  • Что, по-вашему, категорически вне культуры?
  • Лотман сказал, что культура начинается с запрета.

Сейчас возможности дозволенного расширились настолько, что каждый сам вы-страивает для себя запреты. Но есть вещи абсолютно вне культуры. Прежде всего – равнодушие к страданиям другого человека.» (Из интервью с министром культуры Михаилом Швыдким. Журнал «Телесемь» 2005 № 5 27 января-2 февраля.)

Преподаватель предварительно отбирает учебный материал для «сценария» лекции, проходя следующие ступени:

  • Моделирование ключевого материала, который составляет методологический стержень курса.
  • Выбор основных проблем и моделирование 3-4 проблемных ситуаций.
  • Продумывание логики и риторической аргументации в разрешении проблемной ситуации.
  • Прогнозирование успешности применения выбранной технологии для активизации внимания и мышления слушателей.

Лекция-консультация является формой, заставляющей слушателей более активно включиться в обсуждение проблемы и подготовиться к формам контроля. Она отличается тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям (как правило, это некоторые вопросы к зачету или задания из тестов, традиционно вызывающие затруднения у студентов). На вопросы сначала отвечают слушатели, а затем проводится анализ и обсуждение спорных ответов. Преподаватель дает разъяснения по возникающим дополнительным вопросам и ошибочным ответам. Преимущество лекции-консультации состоит в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам студентов и к диагностике обученности.

Разновидностью лекции-консультации является лекция – пресс-конференция, предназначенная для ликвидации пробелов в знаниях студентов и диагностирования уровня их подготовки. Лектор, назвав тему занятия, просит студентов задать ему письменно вопросы по изучаемой проблеме. В течение двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. Вопросы могут быть подготовлены по просьбе преподавателя на предшествующей лекции или семинаре.

Преподаватель в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Она может излагаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся. Если ответы на отдельные вопросы их не удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее за время, оставленное для этого специально.

Лекцию подобного типа целесообразно проводить:

  • в начале изучения раздела программы с целью выявления потребностей, круга интересов группы, установок обучающихся и их возможностей;
  • в середине изучения, когда лекция направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизации знаний;
  • в конце, для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Лекция-беседа предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. В основе технологии – метод сократического диалектического диалога, а средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом её в диспут, создание условий для возникновения альтернатив. Различают несколько разновидностей: лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-диспут, лекция-семинар (полилог).

Преимущество этой формы перед обычной лекцией состоит в том, что она привлекает внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Чтобы не снижалась эффективность этой формы в условиях группового обучения из-за того, что не всегда удается вовлечь каждого слушателя в процесс обмена мнениями, можно включать в обсуждение несколько наиболее вдумчивых студентов.

Групповая беседа позволяет расширить и привлечь коллективный опыт и знания студентов. Раскроем некоторые приемы, обеспечивающие активность слушателей в лекции-беседе. Вопросы к аудитории в начале лекции и по ходу ее проведения предназначены не для проверки знаний, а для выяснения уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются ко всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы.

Интересно
С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления. Вопросы могут быть как элементарными, так и проблемного характера. Продумывая ответ на заданный вопрос, студенты самостоятельно при-ходят к тем выводам и обобщениям, которые должен был сообщить им пре-подаватель, понимают глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес к материалу и уровень его восприятия.

Педагогическая технология на основе майевтики (понятия, введенного Сократом: род духовного «повивального» искусства, с помощью которого можно помочь собеседнику «родить» собственную мысль) помогает внести личностные смыслы и рефлексию в процесс познания. При такой форме занятий преподаватель следит за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления обучающихся.

Приглашение к коллективному исследованию, беглая «мозговая атака». Преподаватель предлагает слушателям совместно сформулировать комплекс позиций или закономерность процесса, явления. При этом он обращается к опыту и знаниям аудитории. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он подводит теоретическую базу под коллективный опыт, систематизирует его и «возвращает» слушателям уже в виде совместно выработанного тезиса. Таким образом, лектору удается не только сообщить слушателям теоретическую информацию, но и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к практическому действию.

Лекция-дискуссия. Преподаватель при изложении лекционного мате-риала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами («Современный русский литературный язык нуждается в за-щите?»). Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет педагогу управлять коллективным мнением, выступать модератором и фасилитатором, используя режиссуру в целях убеждения, преодоления негативных установок.

Лекция-исследование. Во введении общая познавательная задача ставится так, чтобы представить учебную проблему в целом и ориентировать их на совместное с преподавателем выделение основных вопросов, положений темы, требующих дальнейшего раскрытия и исследования («Каковы, на ваш взгляд, условия образования литературной нормы?»). Общая задача в процессе лекции уточняется и углубляется с помощью частных познавательных задач по основным направлениям темы.

На узловых этапах лекции используются, как правило, 4-6 проблемных вопросов, 7-9 и более проблемных заданий, каждое из которых – ступень в решении основной проблемы, конкретизация основных ее положений, вы-явление существенных связей и отношений. Основной задачей является раскрытие способов, приемов движения мысли, методики анализа фактического материала (сочетание дедукции и аналогии). В заключительной части лекции, завершающей тему, используются контрольные вопросы для блиц-опроса, тестовые и поисковые задания для определения уровня усвоения, понимания наиболее важных положений (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)