Специфика потребительского рынка

Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

Рассмотрим модель покупательского поведения на потребительском рынке, включающую факторы, влияющие на потребителя и процесс принятия решения о покупке товара (рис. 2.1).

Специфика потребительского рынка

Факторы, влияющие на поведение покупателя на потребительском рынке, представлены на рис. 2.2

Специфика потребительского рынка

Факторы культурного порядка

Культура — это совокупность основных ценностей, понятий,  желаний, воспринятых членом общества от семьи и других общественных институтов.

Субкультура является составной частью культуры. Характерна для группы людей с общей системой ценностей. Формируется на национальной, региональной, расовой или региональной основе.

Очень важным фактором поведения потребителей, определяющим их социальное положение, является принадлежность их к тому или иному социальному классу.

Социальные классы — построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

Отличительные признаки социального класса: склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению; наличие определенного социального статуса (социальное положение человека в обществе); образование, род деятельности, уровень доходов; возможность перехода из класса в класс.

Отличительными признаками социального класса являются:

  1. Склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению.
  2. Наличие определенного социального статуса (социальное положение человека в обществе).
  3. Образование, род деятельности, уровень доходов.
  4. Возможность перехода из класса в класс.

Социальные классы разделяются на высший, средний, рабочий и низший.

Высший класс. В руках высшего класса сконцентрированы основные богатства страны. Первая часть высшего класса живет на унаследованное богатство. Жертвует огромные деньги на благотворительность, владеет несколькими домами, дети учатся в престижных школах. Свойственен спрос на предметы роскоши, путешествия. В одежде предпочитает консервативный стиль, не любит выставлять богатство на показ. Служит референтной группой для представителей остальных классов (на нее равняются более низкие классы).

Вторая часть высшего класса получает высокие доходы исключительно за счет своих деловых или профессиональных качеств. Выходцы из среднего класса. Принимают активное участие в общественных делах. Стремятся приобрести символы высокого социального статуса: яхты, дорогие дома, машины и т. п. Стремятся перейти в первую часть высшего класса, обычно это удается только их детям.

Средний класс. Не обладают особым богатством. Первая часть среднего класса — это чаще всего профессионалы в своей области, независимые бизнесмены, руководители корпораций. Верят в необходимость образования, стремятся, чтобы дети получили хорошее образование (профессиональное, в том числе административное).

Рабочий класс. Рабочие со средней зарплатой и те, кто ведет образ жизни рабочего класса независимо от доходов, образования, работы. Следуют стереотипам, в том числе по традиционному разделению обязанностей мужчин и женщин. Его представители нуждаются в эмоциональной и денежной поддержке близких, продвижении по службе, советах по поводу покупок, помощи в трудные времена.

Низший класс. Первая часть его представителей работает, но уровень их жизни приближается к черте бедности. Работа неквалифицированная, низкооплачиваемая. Вторая часть низшего класса живет на пособия и пожертвования, не работает.

Как известно, развитая экономика характеризуется развитым средним классом. По оценкам экспертов, в 2004 г. около 51% американских семей были отнесены к среднему классу. Исследования И.С. Березина позволили сделать выводы о среднем классе в России на 2001 г. К среднему классу была отнесена группа населения, имеющая доходы от 150 до 1500 долл. в месяц на одного члена семьи (доходы ниже 150 долл. на человека предполагают долю затрат на продукты питания в семье более 40%).

Доля населения России по уровню доходов в группе «свыше 150 долл.» составляет:

  • свыше 1000 долл. в месяц на члена семьи — 1%;
  • от 600 до 1000 долл. — 1%;
  • от 400 до 600 долл. – 2%;
  • от 250 до 400 долл. – 8%;
  • от 150 до 250 долл. — 10% населения страны.

Таким образом, доля населения с доходом свыше 150 долл. составляет 22%. Из них доля граждан, имеющих доходы свыше 1500 долл. в месяц, которые относятся к высшему классу, насчитывает около 0,3% населения страны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)