Ценовая политика банка

Одной из важнейших сторон маркетинговой деятельности банка являются выбор его ценовой политики.

Прежде всего руководство банка выбирает одну основную и (или) несколько альтернативных стратегий ценообразования в зависимости от рейтинга самого бан­ка, размера контролируемого им рынка и конкретной ситуации экономико-политической конъюнктуры.

Ценовая политика банка — установление цен на различные бан­ковские продукты и их изменение в соответствии с изменением ры­ночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являют­ся процентные ставки, тарифы, комиссионные, премии, скидки, минимальный размер вклада.

В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную функцию: она согласует интересы банка и клиентов.

Процесс разработки ценовой стратегии банка состоит из не­скольких этапов.

На основании стратегической программы определяются зада­чи стратегии ценообразования. Для каждого банка первостепенной является задача получения максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Однако в конкретной текущей ситуации может воз­никнуть задача максимизации роста продаж для увеличения рыноч­ной доли и опережения конкурентов.

В условиях конкуренции и из­менения конъюнктуры рынка задача максимизации прибыли может быть сформулирована по-другому: например, получение макси­мальной прибыли при удержании лидерства на рынке. В данном случае банк преследует цели — установление максимально возмож­ных цен на свои продукты при условии удержания лидирующего положения в определенном рыночном сегменте.

Следующим этапом разработки ценовой стратегии является анализ факторов, влияющих на цену, как внутренних, так и внеш­них.

К внутренним факторам (зависящим от самого банка) относятся:

  • затраты на оказание услуг,
  • качество банковских продуктов (уникальность, индивидуаль­ность, мобильность и т. п.),
  • быстрота и качество обслуживания,
  • выбор рыночных сегментов,
  • имидж банка,
  • наличие дополнительных услуг,
  • жизненный цикл данного банковского продукта.

К внешним факторам относятся:

  • уровень реального и прогнозируемого спроса на данный вид банковского продукта в данных рыночных сегментах и его эластичность,
  • наличие ресурсов,
  • уровень инфляции,
  • наличие конкуренции,
  • цены конкурентов на аналогичные услуги,
  • аспекты регулирования банковской деятельности со стороны государства.

Рынок банковских услуг находится под сильным воздействием этих факторов, которые во многом определяют правила игры.

Фак­торы внешней среды неподконтрольны банкам и должны рассмат­риваться с точки зрения необходимости учета их влияния при раз­работке стратегии развития банка.

После анализа всех факторов, влияющих на ценовую страте­гию, банк определяет методы ценообразования. Существует несколько основных методов определения цен на банковские услуги в прак­тике стран с развитой рыночной экономикой.

Среди них можно вы­делить установление цены путем суммирования затрат на оказание данной услуги и необходимой прибыли; расчет цены на основе рас­чета безубыточности и обеспечения целевой прибыли; определение цены на основании оценок потребительских качеств данного банковского продукта и т. д.

Они могут быть использованы и для опре­деления уровня аналогичных цен в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)