Содержание профессионального образования экономиста

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2015–2016 гг., статья 12 содержание профессионального образования и профессионального обучения образования должно обеспечивать получение квалификации.

Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузах являются: образовательный стандарт, рабочие учебные планы и основные образовательные программы по специальности.

Рабочий учебный план разрабатывается вузом на основе примерного учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, обсуждается на Ученом совете вуза и утверждается начальником учебного управления вуза.

Рабочий учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин, время, период и логическую последовательность их изучения, виды занятий и учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации. Рабочий учебный план должен быть стабильным и рассчитанным на весь срок обучения в вузе.

В «Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» рекомендуется использовать три формы учебных планов:

Базовые учебные планы, служащие для определения содержания и общей трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения.

Базовый учебный план дает представление об общей структуре подготовки по данной образовательной программе, о соотношении теоретической и практической, обязательной и вариативной частей ООП, утверждается на весь период подготовки студентов по данной программе.

Базовый учебный план разрабатывается по каждой бакалаврской программе и утверждается проректором по образовательной деятельности на весь период подготовки бакалавров.

Базовый учебный план разрабатывается на основе ФГОС ВО и содержит в себе четыре раздела:

  • теоретическое обучение;
  • физическая культура;
  • практики;
  • итоговая государственная аттестация.

Каждый цикл содержит дисциплины обязательные, вариативные и по выбору. В свою очередь в обязательных дисциплинах есть базовые дисциплины, которые указаны в ФГОС и обязательны для всех студентов данного направления.

В соответствии с действующим ФГОС ВО базовый учебный план бакалаврской подготовки должен содержать дисциплины федерального (ДНФ) и вузовского (ДНВ) компонента цикла дисциплин направления, к которому отнесены общевузовские ГСЭ дисциплины и дисциплины ядра направления (вариативные) устанавливаемые факультетом.

Рабочий учебный план (РУП) разрабатывается на основе базового учебного плана и предназначен для составления расписания учебных занятий, расчета учебной нагрузки преподавателей и формирования индивидуальных учебных планов студентов, обучающихся по данной программе.

РУП содержит полный перечень учебных дисциплин, включая дисциплины по выбору студента, в том числе дисциплины профильной подготовки, с указанием их трудоемкости по семестрам в ЗЕТ, расчасовки по видам аудиторных и внеаудиторных занятий и форм промежуточной аттестации.

Самостоятельная работа студента планируется также детально, как аудиторная, в часах в неделю. Рабочий учебный план обсуждается на совете факультета, утверждается протоколом.

Утверждается рабочий учебный план ректором университета, что свидетельствуется грифом утверждения на титульном листе с обязательным указанием даты утверждения и печатью.

Индивидуальный учебный план студента предназначен для планирования индивидуальной работы студента в течение семестра и организации учебного процесса в вузе с учетом образования виртуальных групп для изучения дисциплин по выбору и по заданию предприятия, потенциального работодателя.

Интересно
Документом, определяющим содержание образования является основная образовательная программа. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, основная образовательная программа по специальности выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса и интегрирует в себе содержание образования по определенному направлению.

Основная образовательная программа включает в том числе рабочие программы дисциплин.

Учебный предмет (дисциплина) понимается как средство реализации содержания теоретического обучения.

Она содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Она входит в учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические) основы, обусловленные научным направлением.

Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает производственное обучение и предшествует ему в расписании занятий.

Особенности содержания образования по направлению «Экономика» рассмотрим на примере образовательной программы высшего образования для направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций» (программа академического бакалавриата).

Структура вышеуказанной программы включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участникам образовательных отношений (вариативную).

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

  • Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины, относящиеся к базовой части программы и дисциплины, относящиеся к ее вариативной части.
  • Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к ее вариативной части.
  • Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Бакалавр», указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

Основанием для определения содержания образования экономиста выступает область и объекты профессиональной деятельности.

Согласно ОП область профессиональной деятельности выпускников включает: экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.

Выпускники, освоившие программу академического бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профилю «Экономика предприятий и организаций», готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская (основной вид деятельности); организационно-управленческая; педагогическая.

Дисциплины, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся по направлению подготовки «Экономика». Набор дисциплин, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО.

В рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт». Дисциплины, относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность профиля «Экономика предприятий и организаций».

В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики. В Блок 3 «Государственная
итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.

По каждой из дисциплин, включенных в учебный план, разработана рабочая программа.

Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:

  • наименование дисциплины (модуля);
  • перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
  • указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы; объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;
  • содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);
  • фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);
  • перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);
  • перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля);
  • методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);
  • перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
  • описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Обязательным элементов содержания образования являются практики.

Практики представляют собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированный на профессиональную подготовку обучающихся, закрепляющий знания и умения, обретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится в сторонних профильных предприятиях, в учреждениях и организациях в стационарной и выездной форме.

Производственная практика (педагогическая) проводится в стационарной форме. Производственная практика (научно-исследовательская) проводится в стационарной и выездной форме.

Преддипломная практика проводится в профильных организациях стационарным и выездным способом для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)