Специфика молодежной субкультуры

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер SYMBOL 190 \f “Symbol” она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года Н. В. Кофырин обследовал нефор—мальные молодежные группы, называемые “дворо-выми тусовками”. Они возникают по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% SYMBOL 190 \f “Symbol” девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внут-реннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведе-ния свободного времени являются “тусовка на своей площад-ке”, посещение видеосалонов, где молодые люди пред-почитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эро-тику. “Сидят у себя в подвале” лишь 15% опрошенных.

Наблюдая поведение современной молодежи отечественные социологи отметили две характерные тенденции: усиление в 90-е годы комплекса радикального гедонизма (стремление к удовольствиям и наслаждениям как высшей цели жизни) и страсть к насилию.

По данным В.Е.Семенова, примерно каждый четвертый школьник готов бежать из школы. Из-за грубости и побоев учителей <в бегах> находится немалая часть воспитанников детских домов и интернатов. В чем они ищут утешения – в бродяжничестве, насилии, рок-музыке?

Анализ текстов эстрадных песен показывает, что в них отсутствуют такие ценности, как труд, семья, любовь, чувство родины и дружбы, зато есть эскапизм (уход от реальности в мир иллюзий) и культ насилия.

Приверженность к насилию формируется нормами подростковой группы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юношеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых.

По данным исследования Н.Ф.Кафырина, 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9% – со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от незнакомых ровесников (49%).

Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу – к посторонним прохожим. В ответ на словесное оскорбление до 50% тинэйджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.

Социализация молодежи замкнута рамками своего поколения: преобладают контакты в среде сверстников. По данным З.В.Сикевич, общение с ними заняло первое. А общение с родителями – почти последнее, 11 место.

В 2000-е годы палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопники и т.п.

К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят:

Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – <ничегонеделание>), в то время как познавательная, креативная и эвристическая, функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры.

Любимыми героями становятся, по данным опросов, для девушек – героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей – непобедимые супергерои триллеров.

Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где заглавные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху.

Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, кротость и уважение к окружающим.

Консюмеризм – приоритет потребительских ориентации над креативными. По данным опросов студентов, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодежи

Ослабление избирательность в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей.

Несогласные с группой рискуют пополнить ряды “лохов” – “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей.

Внеинституциональный путь развития молодежной субкультуры – создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андеграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)