Специальные пошлины

Специальная пошлина – платеж, устанавливаемый на товар, импорт которого сильно возрос и причиняет ущерб отрасли экономики государства-члена Союза. Такие пошлины устанавливает ЕЭК, и они взимаются таможенными органами независимо от ставок ввозных таможенных пошлин.

В некоторых случаях может вводиться специальная квота – это установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию Союза, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого – с уплатой специальной пошлины. Например, с 01.12.2019 по 30.11.2020 действовала специальная квота на прокат горячекатаный из углеродистых и легированных сталей в листах и рулонах.

Ставка ввозной таможенной пошлины на указанные товары по ЕТТ составляла около 5 % таможенной стоимости, Решением Коллегии ЕЭК была установлена специальная пошлина в размере 20% таможенной стоимости. Таким образом, если импортер не получил специальную квоту на ввоз указанного товара, то при ввозе он уплачивал ввозную таможенную пошлину, установленную ЕТТ, а также специальную пошлину по ставке 20 % таможенной стоимости.

Применение специальных защитных мер связано с проведением расследования на предмет установления факта резкого, внезапного, неожиданного и существенного роста импорта товара в ЕАЭС (независимо от страны происхождения) в связи с непредвиденными обстоятельствами, а также того, что вследствие такого возросшего ввоза производителям в ЕАЭС нанесен серьезный ущерб. Кроме того, применение специальных защитных мер связано с проведением переговоров с торговыми партнерами в рамках ВТО.

Специальные расследования проводятся Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК по заявлениям производителей в ЕАЭС. Срок его проведения – от 9 до 12 месяцев. Окончательное решение о введении специальной пошлины принимается ЕЭК.

Интересно
В Российской Федерации расследование проводится Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Решение о введении специальной пошлины на территории России принимается Правительством Российской Федерации.

Однако существуют критические ситуации, связанные с возросшим импортом, а за время проведения расследования и, соответственно, время для принятия решения о введении специальных пошлин продолжение возросших поставок товара, наносящего ущерб отрасли экономики Союза, может привести к тому, что причиненный ущерб затруднительно будет устранять. В этом случае ЕЭК может прибегнуть к введению предварительной специальной пошлины до завершения расследования, но не более чем на 200 дней.

Специальная пошлина в этом случае может быть введена Комиссией только в том случае, если Департамент защиты внутреннего рынка предоставляет предварительное заключение, содержащее очевидные доказательства того, что импорт аналогичного (конкурирующего) действительно сильно возрос, что действительно наносит ущерб вышеупомянутой отрасли.

Расследование должно быть продолжено до окончательного заключения Департамента. О возможном введении предварительной специальной пошлины уполномоченный орган экспортирующей страны уведомляется Департаментом и после принятия решения о введении предварительной специальной пошлины ЕЭК может назначать консультации по вопросам применения пошлины.

Специальную предварительную пошлину в отличие от других рассматриваемых инструментов защиты внутреннего рынка можно рассматривать как некий залог, который взимают таможенные органы при ввозе товара на территорию ЕАЭС в национальной валюте на отдельный счет, установленный законодательством Союза.

Интересно
Сумма предварительной специальной пошлины не перечисляется в национальный бюджет соответствующего государства-члена Евразийского экономического союза до принятия окончательного решения о введении специальной пошлины. Только после этого уплаченные суммы предварительной пошлины подлежат перечислению.

Если же по итогам расследования специальная пошлина не вводится либо ее ставка окажется ниже ставки предварительной пошлины, то уплаченные денежные средства подлежат возврату плательщику в полном объеме либо в пределах разницы между суммами предварительной специальной пошлины и окончательной специальной пошлины.

Общий срок действия защитной меры не должен превышать четырех лет, однако, по результатам проведения повторного расследования в случае выявления недостаточности четырех лет для устранения ущерба причиненного отрасли экономики Союза, он может быть продлен, но не должен нести более серьезные ограничения, чем до продления. Также со временем действия защитной меры Комиссия может смягчать или вовсе отменять защитную меру спустя один год или три года соответственно, повышая объем квоты или снижая ставку специальной пошлины.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)