Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Согласно статье 60 Закона № 289-ФЗ внесение денежного залога осуществляется посредством использования авансовых платежей в счет обеспечения исполнения обязанностей. Иными словами, плательщик вносит денежные средства на соответствующий счет, администрируемый таможенными органами посредством заполнения платежного поручения банку, в котором открыт счет плательщика, либо с использованием электронной платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, в том порядке, который предусмотрен для внесения авансовых платежей.

В исключительных случаях возможно внесение обеспечения в кассу таможенного органа либо наличными денежными средствами непосредственно уполномоченному должностному лицу при условии заключения таможенным органом с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проценты на сумму денежного залога по общему правилу не начисляются.

Отличие денежного залога от авансовых платежей заключается в том, что плательщик не вправе свободно распоряжаться залогом до момента прекращения обстоятельств, послуживших основанием для предоставления обеспечения. Плательщик может просить вернуть денежный залог до указанного момента только при условии замены денежного залога иным способом обеспечения уплаты таможенных платежей.

В случае принятия денежного залога таможенный орган направляет лицу, внесшему денежный залог, таможенную расписку на сумму принятого денежного залога. Порядок возврата денежного залога описан в ст. 69 Закона № 289-ФЗ.

Необходимо отметить, что он упрощает процедуру возврата для плательщика, поскольку Законом предусмотрено, что возврат производится в форме зачета в счет авансовых платежей лица, внесшего денежный залог, причем в большинстве случаев возврат денежного залога будет производиться без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете. В настоящее время, до вступления в силу «Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (подписан в г. Ереване 01.10.2019), порядок возврата денежного залога регулируется ст. 149 Закона № 311-ФЗ, который устанавливает основания и порядок возврата залога либо зачета в счет авансовых платежей, при этом предусматривается заявительный порядок возврата (зачета) залога во всех случаях. Так, возврат (зачет) денежного залога производится в случае, когда обязательство, обеспеченное денежным залогом, исполнено в полном объеме, прекращено либо не возникло; а также если взамен денежного залога представлено новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Интересно
Плательщику важно не пропустить срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога, который составляет три года со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства, либо со дня представления нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов взамен денежного залога.

Если обязательство, обеспеченное денежным залогом, не возникло, срок подачи заявления исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки. Если указанный срок подачи заявления плательщиком пропущен, то невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 утверждена форма заявления о возврате (зачете) денежного залога, в котором необходимо указать сведения о сумме, основаниях предоставления обеспечения в виде денежного залога, а также об основаниях для возврата либо зачета указанной суммы.

К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы (если они ранее не предоставлялись таможенному органу). Общий срок рассмотрения заявления о возврате (зачете) денежного залога не может превышать 21 рабочий день со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Возврат залога производится путем перечисления средств в безналичном порядке на банковский счет плательщика, указанный в заявлении. Зачет денежного залога производится путем изменения статуса средств на авансовые платежи.

Банковская гарантия. Отношения по предоставлению банковской гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей регулируются ст. 61 Закона № 289-ФЗ. Так, в силу банковской гарантии банк, ВЭБ.РФ, Евразийский банк развития (далее – гаранты) обязываются перед таможенными органами (бенефициар) исполнить в полном объеме обязанность плательщика либо иного лица (принципал) по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если плательщик (иное лицо) не уплатит в установленный срок подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по требованию таможенного органа об уплате этой суммы.

В правоотношениях, связанных с выдачей и использованием банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, участвуют три субъекта:

  1. Гарант: им может выступить банк, включенный в реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, который ведет ФТС, ВЭБ.РФ или Евразийский банк развития.
  2. Бенефициар (выгодоприобретатель): таможенный орган, осуществляющий выпуск товаров. Если банковская гарантия предоставляется в качестве генерального обеспечения, то бенефициаром в ней выступают таможенные органы, а представляется она в ФТС России.
  3. Принципал (основной должник в обязательстве): лицо, ответственное за уплату таможенных платежей.

Правоотношения по выдаче банковской гарантии регулируются не только Законом № 289-ФЗ, но и гражданским законодательством (§6 главы 23 Гражданского кодекса РФ). Однако согласно гражданскому законодательству гарантом может выступать не только банк, но и иные коммерческие организации. Следует учитывать, что нормы Закона № 289-ФЗ являются специальными по отношению к положениям ГК РФ, они дополняют и уточняют положения ГК РФ по отдельным вопросам применения банковской гарантии в таможенных правоотношениях.

Так, помимо основных требований к содержанию гарантии, которые установлены ч. 4 ст. 368 ГК РФ (дата выдачи, принципал; бенефициар; гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией и т.д.), Закон № 289-ФЗ дополняет требования к гарантии обязательными нормами:

  • об условии, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • об уменьшении размера обязательств гаранта по банковской гарантии на сумму платежа, осуществленного гарантом по банковской гарантии;
  • об обязанности гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 процента суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по банковской гарантии;
  • о применении таможенным органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 75 и 80 Закона № 289-ФЗ;
  • о том, что банковская гарантия не может быть отозвана или изменена гарантом.

Порядок представления банковской гарантии. Если банковская гарантия выдается в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, то в таможенный орган ее представляет непосредственно гарант. Срок рассмотрения такой гарантии составляет один рабочий день со дня ее поступления в таможенный орган. Ответ о приеме гарантии направляется непосредственно банку (гаранту).

Если банковская гарантия выдается в виде документа на бумажном носителе, то она представляется в таможенный орган принципалом с сопроводительным письмом. Кроме того, принципал обязан доказать подлинность документа путем представления оригинала или нотариально заверенной копии документа, подтверждающего полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию, и заверенной в установленном порядке карточки с образцами подписей указанных лиц и оттиском печати (при наличии печати) гаранта.

Информация о выдаче банковской гарантии в любом случае должна поступить от гаранта в ФТС в электронном виде в порядке, установленном Законом № 289-ФЗ. Срок рассмотрения такой гарантии – пять рабочих дней со дня поступления. В случае приема банковской гарантии таможенный орган направляет принципалу таможенную расписку на сумму, указанную в банковской гарантии.

Отказ в приеме банковской гарантии возможен при наличии одного из следующих оснований:

  1. Порок субъекта, выдавшего гарантию (например, если у гаранта отсутствует лицензия на осуществление банковских операций или банк не значится в соответствующем реестре ФТС, если гарантия подписана неуполномоченным лицом).
  2. Порок содержания (отсутствие в банковской гарантии обязательных условий, предусмотренных Законом № 289-ФЗ, наличие ошибок в сведениях о гаранте, принципале, бенефициаре, если они могут повлечь отказ гаранта в выплате по банковской гарантии и т.д.).

Кроме того, важно, чтобы срок действия банковской гарантии был на три месяца больше срока, установленного для исполнения основного обязательства, в противном случае таможенный орган вправе отказать в приеме гарантии.

Исключение составляют гарантии, предоставленные в счет обеспечения исполнения обязательств юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, а также банковских гарантий, применяемых в качестве генерального обеспечения, либо в случаях, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не возникла.

Порядок возврата (прекращения действия) банковской гарантии. В случаях, когда отпали основания предоставления банковской гарантии, таможенный орган, принявший банковскую гарантию, направляет гаранту отказ от своих прав по банковской гарантии, оформленный в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если банковская гарантия оформлена в виде документа на бумажном носителе, ее возврат не осуществляется

Поручительство. Отношения по предоставлению банковской гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей регулируются ст. 62 Закона № 289-ФЗ. В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность плательщика, иного лица в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если лицо не уплатит в установленный срок подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее – должник).

В правоотношениях, связанных с действием договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей участвуют три субъекта:

  1. Поручитель. Им может стать: юридическое лицо, предоставившее банковскую гарантию на сумму не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства, либо, юридическое лицо, отвечающее критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 № 78. Требования к потенциальным поручителям повышенные: это должны быть акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (не кредитные организации) с уставным капиталом не менее 350 млн рублей, созданные не ранее трех лет до заключения договора поручительства, имеющие ежегодную прибыль не менее 70 млн рублей, не имеющие задолженности по обязательным платежам в бюджет, а также неуплаченных административных штрафов по делам о нарушении таможенных правил и т.д.
  2. Кредитор: таможенный орган, осуществляющий выпуск товаров (по общему правилу). Если договор поручительства применяется в качестве генерального обеспечения, а также в случае, если договором поручительства обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных платежей нескольких лиц, кредитором выступает ФТС России.
  3. Должник: лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Правоотношения по выдаче банковской гарантии регулируются не только Законом № 289-ФЗ, но и гражданским законодательством (§5 главы 23 Гражданского кодекса РФ).

Порядок заключения договора поручительства. Лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства с приложением проекта договора поручительства и документов, подтверждающих полномочия представителя данного лица на его заключение.

Договор поручительства может заключаться в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями сторон. Предложение заключить договор поручительства рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

Таможенный орган не принимает договор поручительства и не подписывает его в случае, если проект договора не соответствует требованиям, установленным Законом № 289-ФЗ (например, подан не в тот таможенный орган или договор подписан лицом, чьи полномочия не подтверждены). Во избежание нарушения положений Закона № 289-ФЗ Министерство финансов РФ разработало типовые формы договоров поручительства, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате таможенных платежей (Приказ Минфина России от 14.08.2019 № 125н).

В случае заключения договора поручительства таможенный орган направляет поручителю таможенную расписку на сумму, указанную в договоре поручительства

Договор поручительства может быть расторгнут досрочно по соглашению таможенного органа и поручителя в случаях, если обязанность по уплате таможенных платежей, исполнение которой обеспечено договором поручительства, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла или взамен поручительства предоставлено и принято таможенным органом другое обеспечение исполнения обязанностей, а также при наличии иных оснований, установленных законодательством.

Интересно
Залог имущества. Указанный способ обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей используется крайне редко в случаях, предусмотренных таможенным законодательством или Правительством Российской Федерации.

Правоотношения по выдаче банковской гарантии регулируются Законом № 289-ФЗ (ст. 64), а также гражданским законодательством (§3 главы 23 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Субъекты договора залога. Залогодатель: плательщик таможенных пошлин, налогов, либо иное лицо. Иными словами, залогодателем может быть сам должник либо иное лицо, владеющее предметом залога на праве собственности либо ином вещном праве, позволяющем передавать этот предмет в залог. Залогодержатель: таможенный орган, осуществляющий выпуск товаров, а в случае предоставления обеспечения при транзите, – таможенный орган отправления либо в таможенный орган назначения.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Однако Закон № 289-ФЗ ограничивает этот перечень и устанавливает категории имущества, которое не может быть предметом залога в таможенных правоотношениях. К нему относится, в частности, имущество, находящееся за пределами Российской Федерации; обремененное правами третьих лиц; подвергающееся быстрой порче; ценные бумаги; космические объекты; электрическая, тепловая и иные виды энергии и т.д. Иными словами, это должно быть ликвидное имущество, которое таможенный орган сможет оперативно истребовать у залогодателя и взыскать за счет него задолженность по уплате таможенных платежей.

Порядок заключения договора залога. До заключения договора залога залогодатель должен произвести независимую оценку предмета залога не ранее, чем за 30 календарных дней до обращения в таможенный орган. Для этого залогодатель обращается к специалистам, осуществляющим оценочную деятельность.

Рыночная стоимость предмета залога должна превышать размер обеспечения более чем на 20 процентов. Эта разница необходима для покрытия издержек, которые могут возникнуть при реализации предмета залога. Залогодатель составляет проект договора, который должен содержать обязательные условия, предусмотренные ст. 63 Закона № 289-ФЗ, в частности, о недопустимости последующего залога указанного в договоре имущества, об обязанности залогодателя застраховать предмет залога, о том, что расходы на реализацию предмета залога покрываются за счет денежных средств, вырученных от его реализации, а при их недостаточности – за счет залогодателя и т.п.

Одним из основных условий договора залога является возможность обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, т.е. без обращения в суд

Во избежание нарушения обязательных требований к содержанию договора залога Министерство финансов РФ разработало типовую форму указанного договора (Приказ Минфина России от 09.06.2020 № 101н). Срок действия договора залога не превышает один год. Потенциальный залогодатель направляет в таможенный орган предложение о заключении договора залога, т.е. представляет подписанный со своей стороны проект договора в двух экземплярах, документы, подтверждающие полномочия представителя данного лица на заключение договора залога, и документы (оригиналы или нотариально заверенные копии), подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость.

Таможенный орган рассматривает предложение о заключении договора залога в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

Отказ в заключении договора залога последует в том случае, если в договоре отсутствуют обязательные условия, предусмотренные ст. 63 Закона № 289-ФЗ, если по заключению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, имущество невозможно будет реализовать за сумму, равную стоимости предмета залога, а также по иным основаниям. В случае заключения договора залога таможенный орган в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня заключения такого договора, направляет залогодателю таможенную расписку на сумму, указанную в договоре залога. Договор залога может быть расторгнут досрочно по соглашению залогодателя и залогодержателя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)