Пени за просрочку уплаты таможенных платежей

Законом № 289-ФЗ предусмотрена еще одна мера за нарушение сроков уплаты таможенных платежей, которая заключается в начислении пеней. Определение понятия «пени» дается в статье 72 Федерального закона № 289-ФЗ. Пени – это суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. В теории права существуют споры относительно правовой природы пеней: следует ли считать пени за неуплату таможенных платежей мерой ответственности либо способом обеспечения исполнения обязательств.

Доктринальное толкование природы пени в таможенном деле основано на признании ее мерой ответственности с выделением присущих ей признаков и функций

Судебное толкование, в свою очередь, строится на том, что пени выполняют только правовосстановительную функцию и не преследуют целей наказания. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»19, в п. 29 прямо указано, что пени не является мерой ответственности, следовательно, суд не может уменьшить размер начисленных пеней в сравнении с размером, определенным согласно положениям таможенного законодательства.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо до дня формирования уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей либо до дня обращения в суд с соответствующим заявлением включительно.

В частях 10 и 11 статьи 72 Закона № 289-ФЗ установлен дифференцированный размер пени за просрочку уплаты таможенных платежей. Так, с момента начала течения срока просрочки уплаты таможенных платежей и до момента фактической добровольной уплаты либо до дня формирования уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей взимаются пени в размере 1/360 ключевой ставки Банка России. Если же плательщик добровольно не выполняет обязанность по погашению задолженности в установленный в уведомлении таможенного органа срок, то ставка пени меняется, начиная со дня формирования уведомления. На этом этапе ставка пени составляет 1/100 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Интересно
Необходимо учитывать, что, получив уведомление об уплате таможенных платежей и исполнив его в установленный законодательством срок, плательщик уплатит только те пени, которые начислены таможенным органом в уведомлении на дату составления последнего. В случае игнорирования уведомления размер пени увеличится в три раза.

Законодатель устанавливает своего рода отягчающие вину обстоятельства, устанавливая повышенный размер пени в случае «злостного уклонения» от уплаты таможенных платежей. Такой подход с дифференциацией ставок пеней свидетельствует о выполнении ими штрафной (карательной) функции. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Пени за просрочку уплаты таможенных платежей

где П – размер пени, Сп – суммах таможенных платежей, не уплаченных в установленный срок, Ск – ключевая ставка Банка России, действующая в период просрочки уплаты, Д – количество дней просрочки; 1/360 действует с момента наступления срока уплаты таможенных платежей до дня формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей; 1/100 действует со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, до дня вынесения решения о решения о взыскании таможенных платежей, дня формирования требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии или договору поручительства либо до дня направления в суд искового заявления о взыскании таможенных платежей.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются. Пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Союза или законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Обязанность по уплате пеней прекращается в следующих случаях:

  1. Исполнение обязанности по уплате пеней.
  2. Возникновение обстоятельств, с которыми международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании связывают прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, кроме прекращения такой обязанности в связи с ее исполнением.
  3. Признание сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов безнадежными к взысканию в порядке, определенном Законом № 289-ФЗ.

Особенностью расчета пени за нарушение сроков уплаты таможенных платежей является то, что плательщик может их исчислить и уплатить самостоятельно, не дожидаясь расчета таможенного органа и не увеличивая тем самым размер пени. При декларировании товаров расчет может быть произведен непосредственно в декларации, а при внесении изменений в декларацию на товары – в корректировке декларации на товары.

Статьей 72 Закона № 289-ФЗ, кроме того, установлены случаи, когда пени не подлежат начислению даже при наличии просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Так, пени не подлежат начислению и уплате, например, в случаях, когда имеются средства, внесенные плательщиком в качестве авансовых платежей (и таможенному органу дано право на их безакцептное списание) либо в качестве денежного залога; либо когда произошла ошибка при неполном списании средств со счета плательщика; или если просрочка произошла в связи с внесением изменений в декларацию на товары, если первоначально заявленные сведения основывались на выполнении письменных разъяснений или обязательных к применению рекомендаций таможенных органов и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)