Случаи применения обеспечения уплаты таможенных платежей

Основания обеспечения уплаты таможенных платежей установлены статьей 62 ТК ЕАЭС и ст. 55 Закона № 289-ФЗ.

К ним относят:

  1. Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
  2. Выпуск товаров до подачи декларации на товары.
  3. Выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров; выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров. Если при наличии указанного основания таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, обеспечение уплаты таможенных платежей может не предоставляться.
  4. Условный выпуск товаров.
  5. Помещения товаров под таможенные процедуры: таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза, а также с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем; переработки вне таможенной территории; временного ввоза (допуска); временного вывоза; таможенного склада товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе, если хранение таких товаров будет осуществляться в местах, не являющихся таможенными складами.
  6. Временное хранение товаров: в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров; в иных местах, определяемых актами Правительства Российской Федерации; в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта в случаях, определяемых ФТС.
  7. Подача ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей в период процедуры обжалования указанного решения.

Дополнительные основания предоставления обеспечения можно найти в Законе № 289-ФЗ или в Постановлениях Правительства РФ. Так, например, согласно ч. 5 ст. 193 Закона № 289-ФЗ физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в государстве-члене Союза и владеющее на территории Союза ранее ввезенным транспортным средством, находящимся под таможенным контролем, должно предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей при ввозе второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах.

В случаях, предусмотренных статьей 206 Закона № 289-ФЗ, таможенный орган вправе потребовать предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (например, если декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года или имеет неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела).

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в отношении отдельных категорий товаров:

  1. Воздушных и морских судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, либо воздушных судов, ввозимых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при условном выпуске таких товаров.
  2. Авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или при условном выпуске таких товаров.
  3. Коммерческих и научных образцов при их временном ввозе (допуске) и (или) временном вывозе научными организациями.

Однако таможенный орган может принять решение о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении вышеуказанных товаров, если плательщик осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года или плательщиком не погашена задолженность по уплате таможенных платежей, либо имеется неуплаченный штраф по постановлению о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Кроме того, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется в отношении:

  • технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению НДС в соответствии с налоговым законодательством России;
  • природного газа, вывозимого трубопроводным транспортом на хранение в подземные хранилища, расположенные за пределами территории Российской Федерации, либо помещаемого в газотранспортную систему в целях обеспечения технологического процесса транспортировки в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;
  • иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках соглашения о разделе продукции;
  • товаров, по которым размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не превышает суммы, эквивалентной пятистам евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляют также декларанты, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям:

  • совокупная сумма исполненной декларантом за три предыдущих календарных года обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей составляет не менее семи миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов декларанта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять раз и более;
  • в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и не исполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
  • у декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствует не исполненная в срок обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Для юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере таможенного дела, в качестве одного из условий включения их в соответствующие реестры специальных субъектов является предоставление обеспечения исполнения обязанностей в области таможенных правоотношений. Так, таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада и склада временного хранения обязаны гарантировать надлежащее выполнение своих обязательств в области таможенного дела путем предоставления обеспечения, эквивалентного определенной сумме.

Суммы отличаются в зависимости от вида деятельности:

  1. Для таможенного представителя сумма эквивалентна 500 000 евро (либо 5 млн руб., если деятельность таможенного представителя ограничится совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта).
  2. Для таможенного перевозчика эквивалентна 200 000 евро.
  3. Для владельца таможенного склада и СВХ открытого типа – 2 500 000 рублей + 300 руб./1 куб.м. полезного объема помещения, или + 100 руб./1 кв.м. полезной площади открытой площадки; для владельца таможенного склада и СВХ закрытого типа – 2 500 000 рублей.
  4. Для владельца свободного склада – 10 000 000 рублей.
  5. Для владельца магазина беспошлинной торговли – 2 500 000 рублей.

При включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора предоставляется в размере, эквивалентном не менее чем 1 миллиону евро. В дальнейшем, если действие свидетельства не приостанавливалась, размер обеспечения с каждым годом уменьшается и через шесть лет может составлять уже 150 000 евро.

Субъекты, которые могут внести обеспечение уплаты таможенных платежей:

  • плательщик;
  • экспедитор и (или) иное лицо, которое вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами (при процедуре транзита);
  • таможенный представитель (если он несет с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов).

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется по общему правилу таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в валюте Российской Федерации. Размер предоставляемого обеспечения. По общему правилу размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно.

Если обеспечение предоставляется физическими лицами, то размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске таких товаров в свободное обращение.

При помещении международных почтовых отправлений под таможенную процедуру таможенного транзита размер обеспечения определяется в фиксированном размере – 4 евро за 1 килограмм веса брутто международных почтовых отправлений. В сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат включению суммы таможенных сборов за таможенные операции.

В случае если одним и тем же лицом в определенный период времени совершается несколько таможенных операций, для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникающей при совершении всех таких таможенных операций, может быть предоставлено генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Основания и порядок предоставления генерального обеспечения предусмотрен ст. 64 ТК ЕАЭС и ст. 59 Закона № 289-ФЗ. Размер генерального обеспечения определяется плательщиком самостоятельно. Принятое таможенным органом генеральное обеспечение может быть использовано в любом таможенном органе Российской Федерации в пределах суммы незарезервированного (свободного) остатка генерального обеспечения.

Для того чтобы контролировать использование генерального обеспечения, применяется информационная система таможенных органов

На основании распоряжения плательщика таможенных пошлин, налогов таможенный орган, в котором совершается таможенная операция, резервирует посредством информационной системы таможенных органов сумму необходимого при совершении таможенных операций обеспечения из генерального обеспечения. В случае исполнения в полном объеме обеспеченной обязанности по уплате таможенных платежей зарезервированная сумма генерального обеспечения высвобождается (разрезервируется) посредством размещения соответствующей информации таможенным органом в информационной системе.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

  1. Денежный залог.
  2. Банковская гарантия.
  3. Поручительство.
  4. Залог имущества.

В большинстве случаев применяются первые три способа обеспечения. Залог имущества применяется крайне редко и только в случаях, указанных в Законе № 289-ФЗ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)