Социокультурные характеристики первичных групп
Структура первичных групп определяется рядом признаков:
- люди здесь связаны непосредственными межличностными отношениями, а не специализированными нормативами, свойственными системе общественного разделения труда;
- люди на этом уровне воспринимают друг друга прежде всего как личностей, а не как носителей определенных социальных позиций и статусов (положения в обществе, должности, профессиональной роли). Соответственно в первичной группе культурная определенность (личностная идентичность) имеет для индивида более важное значение, чем функции, выполняемые в системе общественного разделения труда (социальные роли);
- отношения между членами первичной группы характеризуются интенсивной эмоциональной окрашенностью, высокой степенью доверительности, стремлением к взаимопониманию (в том числе через взаимное вчувствование, эмпатию), к прямому, непосредственному обмену культурным опытом;
- критерии оценки людьми друг друга в этом случае носят обобщающий интегративный характер: оценивается личность, ее человеческие свойства и качества, а не эффективность ее социально- профессионального функционирования, отношения оцениваются по степени их глубинности, эмоционального удовлетворения, которое они приносят членам группы, а не в зависимости от их социальной результативности;
- сети первичных связей — это существенные области обыденного уровня социокультурного пространства в отличие от социетально-институциональных.
Таким образом, первичные группы и социальные сети, характеризующиеся всеми перечисленными признаками, выполняют в обществе и культуре весьма важные функции, связанные с поддержанием личностного и группового жизненного мира.
Во-первых, разделяемые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отношений составляют основу идентификации людей с определенной личностно- культурной категорией, с определенным сообществом.
Так они формируют свое социокультурное пространство, внутренние параметры которого задаются спецификой общих черт структуры и содержания их образа жизни. Во-вторых, представление о включенности в такое пространство позволяет людям на базе своей культурной идентичности проводить социально значимые различия между собой и представителями других групп.
Эти различия закрепляются во внешне проявляемых признаках: манера одеваться, говорить, особенности поведения, времяпрепровождения, использование определенных вещей как символов групповой принадлежности — словом, все, что можно обозначить понятием «стиль жизни».
Стиль жизни как явление культуры, как обобщенный показатель групповой принадлежности позволяет людям различать друг друга не просто как индивидов, но и как представителей определенных социокультурных слоев и сообществ. Соответственно речь идет о базовом социальном уровне, на котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменяются такие культурно-распознавательные признаки.
Структуры первичных групп различаются по степени упорядоченности. Наиболее четко организованной является семья. Семейные роли во многом определяются демографическими различиями, закрепленными в культурных формах. В идеально- типичном случае классической западной семьи они таковы.
Роль мужчины как главы семьи, носителя тех нормативных начал, которые связывают ее с более широким социокультурным контекстом, обеспечивает постоянное соотнесение процессов, происходящих в семье, с критериями социального статуса, престижа, существующими в обществе. Роль женщины как хозяйки дома, организующей здесь межличностные отношения, обеспечивает внутреннюю стабильность структуры семьи, связи внутри нее и между нею и родителями и родственниками своими и мужа.
Роль ребенка определяется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого человека и потому по мере возможностей помогают ему в освоении культуры через механизмы, свойственные первичной группе.
С другой стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как человек с иными, чем у родителей, стартовыми условиями, вносит в них свои индивидуальные или характерные для поколения вариации. Тем самым он подвергает испытанию на прочность» традиционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает родителям особенности мироощущений, представлений, намерений, свойственных представителям его поколения.
Разумеется, объем функций семейных ролей варьируется в зависимости от социального положения семьи: он возрастает с движением вверх по статусной шкале. Отношения между ее членами тем сложнее по содержанию, чем выше их культурный уровень. Тем не менее базовые функции этих ролей в качестве идеальных типов можно рассматривать так, как они представлены выше.
Идеально-типические структурные характеристики других первичных групп обычно выражены не столь четко, как в семье. Так, в сети дружеских отношений, объединениях по интересам может отсутствовать иерархия в отношениях между ее членами.
Здесь лидерство может либо отсутствовать, либо ситуативно переходить от одного участника к другому. Если речь идет о неформальных отношениях в формальной группе, то здесь нередко наблюдаются расхождения между позициями человека в каждой из областей.
Так, при высоком социальном статусе индивид может в неформальных отношениях проявлять полную конформность к нормам и ценностям первичной группы и не стремиться нести ответственность за преодоление возникающих здесь затруднений.
Какие формы принимает структура первичных групп, зависит скорее от предпочтений людей, нежели от совокупности групповых функций. Дружеские отношения могут держаться как на авторитарных началах, так и на базе полного равноправия.
В любительских объединениях может доминировать нормативная система, близкая к профессиональной сфере, а может существовать атмосфера игры. В неформальных контактах между членами формальных групп могут сохраняться стереотипы официального поведения, а может преобладать личностная раскованность.
Таким образом первичные группы — это социокультурные среды, в которых происходит накопление и использование культурного опыта: формирование личности, ее социокультурной идентичности, устойчивых межличностных отношений, знаков и символов групповой принадлежности, выделенности группы из более общего социокультурного пространства.
Все это происходит в непосредственных взаимодействиях, актах поведения, обменах культурной информацией и эмоциями, на глазах друг у друга, при максимальном внимании к деталям.
Каждый элемент активности или ее рзультатов проходит через селективные механизмы соотнесения с разделяемыми нормативами, с ценностями полезности для поддержания отношений, для личностного удобства, удовлетворения любопытства, эстетических запросов, устойчивости или изменений и т. п.
Складываясь в определенные конфигурации, соответствующие типичным для сообщества ситуациям, они объединяются в специфичные для него социокультурные образцы действий, поведения, взаимодействий, особенности стиля жизни. Таким образом формируется и поддерживается его микрокультура.
Названные характеристики не привносятся сюда специально, не налагаются извне в обязательном порядке. Но они и не составляют принципов, на которых она строится изначально. Социокультурные образцы как бы выращиваются самими членами группы по мере ее становления от стадии первичных побуждений людей к стадии устойчивой структуры межличностных отношений и связей.
Участники отбирают и фиксируют как ценности те элементы культуры, которые сохраняют целостность сообщества, но в то же время не мешают личностной самореализации. Отбор происходит как на рациональном, так и на неосознаваемом уровнях.
В первом случае определенные микрокультурные факты являются предметами обсуждения и вербальных оценок. Во втором — позитивное или негативное отношение к ним формируется на уровне поведения и выражается в жестах, мимике, интонациях и т. п.
Трансляция и освоение элементов культуры, в том числе специфичных для первичной группы, осуществляется в ее рамках за счет действия определенных механизмов, включающихся для этих целей на уровне непосредственных межличностных контактов.
- Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии
- Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
- Факторы, определяющие выбор парадигмы
- Границы применимости переговорной стратегии
- Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
- Принципы преодоления межличностных затруднений
- Стили переговорного взаимодействия
- Ситуации, благоприятные для переговоров
- Границы применимости конфликтной парадигмы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу