Социокультурные характеристики первичных групп

Структура первичных групп определяется рядом признаков:

  • люди здесь связаны непосредственными межличностными отношениями, а не специализированными нормативами, свойственными системе общественного разделения труда;
  • люди на этом уровне воспринимают друг друга прежде всего как личностей, а не как носителей определенных социальных позиций и статусов (положения в обществе, должности, профессиональной роли). Соответственно в первичной группе культурная определенность (личностная идентичность) имеет для индивида более важное значение, чем функции, выполняемые в системе общественного разделения труда (социальные роли);
  • отношения между членами первичной группы характеризуются интенсивной эмоциональной окрашенностью, высокой степенью доверительности, стремлением к взаимопониманию (в том числе через взаимное вчувствование, эмпатию), к прямому, непосредственному обмену культурным опытом;
  • критерии оценки людьми друг друга в этом случае носят обобщающий интегративный характер: оценивается личность, ее человеческие свойства и качества, а не эффективность ее социально- профессионального функционирования, отношения оцениваются по степени их глубинности, эмоционального удовлетворения, которое они приносят членам группы, а не в зависимости от их социальной результативности;
  • сети первичных связей —  это  существенные  области обыденного уровня социокультурного пространства в отличие от социетально-институциональных.

Таким образом, первичные группы и социальные сети, характеризующиеся всеми перечисленными признаками, выполняют в обществе и культуре  весьма  важные  функции,  связанные  с поддержанием личностного и группового жизненного мира.

Во-первых, разделяемые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отношений составляют основу идентификации людей с определенной личностно- культурной категорией, с определенным сообществом.

Так  они  формируют свое социокультурное пространство, внутренние параметры которого задаются спецификой общих черт структуры и содержания их образа жизни. Во-вторых, представление о включенности в такое пространство позволяет людям на базе своей культурной идентичности проводить социально значимые различия  между  собой  и представителями других групп.

Эти различия закрепляются во внешне проявляемых признаках: манера          одеваться, говорить,  особенности поведения, времяпрепровождения, использование  определенных  вещей  как символов групповой принадлежности — словом, все, что можно обозначить понятием «стиль  жизни».

Стиль  жизни  как  явление культуры, как обобщенный показатель групповой принадлежности позволяет людям различать друг друга не просто как  индивидов,  но  и  как представителей определенных социокультурных слоев и сообществ. Соответственно речь идет о базовом социальном уровне, на котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменяются такие культурно-распознавательные признаки.

Структуры первичных  групп различаются  по степени упорядоченности. Наиболее четко организованной является семья. Семейные роли во  многом  определяются  демографическими  различиями, закрепленными в культурных  формах.  В  идеально- типичном случае классической западной семьи они таковы. 

Роль мужчины как главы семьи, носителя тех нормативных начал, которые связывают ее с более широким социокультурным контекстом, обеспечивает  постоянное  соотнесение  процессов,  происходящих  в семье, с критериями социального статуса, престижа, существующими в обществе. Роль женщины как хозяйки дома, организующей здесь межличностные отношения, обеспечивает внутреннюю стабильность структуры семьи, связи внутри нее и между нею и родителями и родственниками своими и мужа.

Роль ребенка определяется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого человека  и  потому  по мере возможностей помогают ему в  освоении  культуры  через механизмы, свойственные первичной  группе.

С  другой  стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как человек с иными, чем у родителей, стартовыми условиями, вносит в них свои  индивидуальные  или характерные для поколения вариации. Тем самым он подвергает испытанию на прочность» традиционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает родителям особенности мироощущений, представлений, намерений, свойственных представителям  его  поколения.

Разумеется,  объем функций семейных ролей варьируется в зависимости от социального положения семьи: он возрастает с движением вверх по статусной шкале. Отношения между ее членами тем сложнее по содержанию, чем выше их культурный уровень. Тем не менее базовые функции этих  ролей  в качестве идеальных типов можно рассматривать так, как  они представлены выше.

Идеально-типические  структурные  характеристики  других первичных групп обычно выражены не столь четко, как в семье. Так, в  сети дружеских отношений, объединениях по интересам может отсутствовать иерархия в отношениях  между  ее  членами.

Здесь лидерство может либо отсутствовать, либо ситуативно переходить от одного участника к другому. Если речь  идет  о  неформальных отношениях в формальной группе, то здесь нередко наблюдаются расхождения между позициями человека в каждой из областей.

Так, при высоком социальном статусе индивид  может  в  неформальных отношениях проявлять полную конформность к нормам и ценностям первичной группы и не стремиться  нести  ответственность  за преодоление возникающих здесь затруднений.

С другой  стороны,  тот, кого называют «душой общества»,  может  быть  полностью непригодным к самостоятельному решению проблем,  соответствующих  его формальным социальным обязанностям. В то же время бывают случаи, когда человек занимает высокое положение  одновременно  в  обеих сферах социальных отношений.

Какие формы принимает  структура  первичных  групп,  зависит скорее от предпочтений людей, нежели от совокупности групповых функций. Дружеские отношения могут держаться как на авторитарных началах, так и на базе полного равноправия.

В любительских объединениях может доминировать нормативная система, близкая к профессиональной сфере, а может существовать атмосфера игры. В неформальных контактах между членами формальных групп могут сохраняться стереотипы официального поведения, а может преобладать личностная раскованность.

Таким образом первичные группы — это социокультурные среды, в которых происходит накопление и использование культурного опыта: формирование личности, ее социокультурной идентичности, устойчивых межличностных  отношений, знаков и символов групповой принадлежности,  выделенности  группы из более общего социокультурного пространства.

Все  это происходит  в непосредственных взаимодействиях, актах  поведения,  обменах культурной информацией и эмоциями, на глазах друг у друга, при максимальном внимании к деталям.

Каждый элемент активности или ее рзультатов проходит через селективные механизмы соотнесения с разделяемыми нормативами, с ценностями полезности для поддержания отношений, для личностного удобства, удовлетворения любопытства, эстетических запросов,  устойчивости или изменений и т.  п.

Складываясь  в определенные конфигурации, соответствующие типичным для сообщества ситуациям, они объединяются в специфичные для него социокультурные образцы действий, поведения, взаимодействий, особенности стиля жизни. Таким  образом  формируется  и поддерживается его микрокультура.

Названные характеристики не привносятся сюда специально, не налагаются извне в обязательном порядке. Но они и не составляют принципов, на которых она строится изначально. Социокультурные образцы как бы выращиваются самими членами группы по мере ее становления от стадии первичных побуждений людей к  стадии устойчивой структуры межличностных отношений и связей.

Участники отбирают и фиксируют как ценности те элементы культуры, которые сохраняют целостность сообщества, но в то же время не мешают личностной самореализации. Отбор происходит  как  на  рациональном, так и на неосознаваемом уровнях.

В первом случае определенные микрокультурные факты  являются  предметами  обсуждения  и вербальных оценок. Во втором  —  позитивное  или  негативное отношение к ним формируется на уровне поведения и выражается в жестах, мимике, интонациях и т. п.

Трансляция и освоение элементов культуры, в том числе специфичных для первичной группы, осуществляется  в  ее  рамках  за  счет действия определенных механизмов, включающихся для этих целей на уровне непосредственных межличностных контактов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)