Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия

В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокультурного пространства и его динамики, состоит в рассмотрении социального взаимодействия с точки зрения сохранения или изменения их форм и структур и выявлении способов фиксирования такого рода динамических характеристик.

Для решения этой задачи  методологически важно  выделить   устойчивые конфигурации интеракций, имеющие символическое закрепление в культуре, служащие механизмами поддержания  социокультурных порядков в обществе.

Если в рамках социологии такие образования находят отражение в понятии «социальная структура», описывающем функциональные связи между институтами в повторяющихся социально значимых ситуациях, то в культурной  антропологии  обычно обращаются к категориям «нормы» и «правила», трактуемым в контексте межличностных отношений.

Представления о формах их  существования  и способах обнаружения во многих случаях разноречивы. Однако изначально полагается, что они придают определенность и социально значимый смысл действиям и поведению людей в ситуациях взаимодействия. Они выражены в определенных культурных кодах и закреплены в текстах,  формулах речи, актах поведения, последовательностях действий.

Соответственно выделяется  пространство  нормативных образований, с помощью которых люди организуют ситуации взаимодействия на уровне практик и представлений. Личность в этом случае представлена концептами «позиция», «статус», «роль»,

«идентичность». В культурной антропологии, социологии, социальной психологии они указывают на связь между порядками действий и представлений.

Понятие «социальная  позиция»  обозначает  определенную категорию культуры, с помощью которой люди выделяют себя и  друг  друга как некоторое множество, объединенное общим признаком или набором общих  признаков.

Такие  культурно  установленные  позиции, как «молодежь»,  «этническое  меньшинство»,  «бюрократический аппарат», «больные» и т. п., содержат указание на выделенность этих людей в социокультурном пространстве. Соответствующие категории такого рода выполняют в культуре важные функции, а именно:

  • фиксируют социокультурную дифференциацию по различным основаниям, принятым в обществе как социально значимые;
  • определяют социокультурную модальность соответствующих групп;
  • становятся предметом обязательного массового освоения.

Однако понятия «позиция» недостаточно, чтобы дифференцировать функции личности в системе общественного разделения труда или в границах образа жизни, а также оценить место, занимаемое  ею  в обществе.

Такие характеристики следует упорядочить в соответствии со шкалами, отражающими различия  осуществляемых  действий  и  решений и степень ответственности за их социальные и культурные последствия. Это можно сделать, обращаясь к взаимным правам и обязанностям, регулирующим социальное взаимодействие в стандартизированных ситуациях.

В науках об обществе и культуре принято конкретизировать нормативное представление о социальной позиции в понятии  «статус». Оно обозначает фиксированные письменно, устно или в стереотипах поведения  наборы прав  и  обязанностей,   соответствующих определенным позициям, а также правила их культурно установленного распределения в социокультурном пространстве.

В  этом  случае  речь идет об уточнении социокультурной дифференциации не только по функциям, но и по внутренней организации их осуществления. Иными словами, в статусных отношениях фиксируются структурообразующие принципы устойчивых социально значимых форм взаимодействия.

Благодаря акценту  на  нормативных  аспектах  социальных отношений понятие помогает упорядочить членов общества  в соответствии с иерархией прав и обязанностей в зависимости от объема, качества, силы социальных последствий их отправления. Так, статус государственного деятеля в этом отношении выше статуса крупного коммерсанта, поскольку действия первого в большей степени влияют на общественную жизнь, чем действия второго.

Поскольку, как следует из определения  понятия «позиция»,  закрепленное   в  культуре представление о социокультурной дифференциации многомерно, люди, выполняющие различные наборы функций, могут иметь одинаковый статус. Так, в  культурном  отношении  статусы  титулованного академика и выдающегося художника примерно равноценны; то же можно сказать, сравнивая менеджера высокого ранга и крупного коммерсанта и т. п. Можно раскрыть это положение более подробно.

Определяющие социальный статус права и обязанности суть границы социального функционирования не столько в строгом юридическом, сколько в коммуникационном смысле. Речь идет о стереотипных формах обмена действиями, предметами, информацией, оценками в культурно зафиксированных ситуациях взаимодействия.

Иными словами, понятие объединяет в  себе  как  правовые, так и обыденно-культурные нормы, детерминирующие, например, такие индивидуальные преимущества в этих условиях, как право предшествования,          авторитетного          суждения, установления межличностной дистанции и т. п. На этой основе становится возможным сравнение по статусу людей, занимающих  в  обществе  различные позиции.

Это понятие занимает важное место в структуре категории «образ жизни». Поскольку личность в каждой своей жизненной ситуации участвует в некоторой совокупности неоднородных социокультурных отношений, различны не только ее  функции,  но  и  положения, занимаемые ею в системах таких отношений. Иными словами, личность может иметь разный статус по разным позициям, к которым она одновременно принадлежит.

Для ее образа жизни расхождение в статусе может иметь важные динамические последствия. Так, если человек с высоким статусом в официальных кругах имеет  низкий  статус  в  семье или дружеском сообществе,  у  него  возникает  эмоциональное напряжение, требующее разрешения, т. е. определенных изменений в образе жизни.

Из   сказанного  становится  очевидным   различие   между понятиями «позиция» и «статус». Первое указывает на то, что в культуре предусматриваются категории, предназначенные для дифференциации членов общества  по  различным  социально  значимым  основаниям. Второе позволяет упорядочить и «прошкалировать» членов общества по их функциям, представленным через их права, обязанности и меру ответственности.

Познавательные  возможности  понятия   «статус» делают его важным  аналитическим  инструментом  при  изучении строения социокультурного пространства и динамики событий внутри него. В то же время для выделения функциональных характеристик активности    носителя    определенного    статуса    применяется    понятие «роль».

Разумеется, оно представляет собой метафору западной научной культуры, акцентирующую упорядоченные, рациональные компоненты поведения личности в ситуациях социального взаимодействия. Такой акцент может помешать исследователю увидеть социальный и  культурный порядок в других обществах, где названные компоненты не занимают доминирующего положения в организации социального взаимодействия.

И все же при умелом применении это понятие имеет важные познавательные возможности. Оно выделяет предписания, соответствующие определенным социальным позициям и статусам в подразумеваемых ими структурах социальных отношений или детерминированных ими жизненных  ситуациях.  Иными  словами, понятие относится к так называемым оперативным нормам: что следует делать, как, в какой последовательности в определенной системе взаимодействия.

С точки зрения упорядочения связей между людьми оно отражает установившиеся и символически зафиксированные взаимные ожидания участников типичных социокультурных ситуаций. Такие организующие начала отличаются от тех, что включаются в понятие «статус». В последнем случае подразумевается, что значительная часть поведения ориентирована прямо на других людей.

Роль же предполагает правила, организующие конкретные действия индивида для реализации определенных потребностей, интересов, запросов в стандартных социокультурных ситуациях. Часть такого поведения описывается в соотнесении с определенными правами и обязанностями, например, в роли родителей людям под давлением общественного мнения и даже закона приходится придерживаться достаточно жестких нормативных рамок, предписанных  данной культурой или субкультурой.

Другая часть поведения может рассматриваться с позиций его внутренней организации,         т. е.  стандартизированных последовательностей действий, которых  люди  склонны  придерживаться в целях экономии усилий. Такие правила принимаются индивидом по собственному выбору из альтернатив, культурно зафиксированных в рамках определенной роли.

Так, в процессе обучения преподаватель  может представить учебный материал в более  простой  или  более сложной форме, с большей или меньшей степенью наглядности, преимущественно с фактологическим или теоретическим акцентом. Выход за рамки правил подобного рода по сравнению  с первым случаем в значительно большей степени контролируется самой личностью, а  не  ее окружением.

Ролевая концепция личности оказывается весьма полезной при изучении  динамики  культуры.  Рассмотрение  набора  ролей, исполняемых индивидом с определенным статусом в конкретной жизненной ситуации, позволяет увидеть динамическое поле его образа жизни. Составляющие этого набора могут быть конгруэнтными, т. е. сходиться к реализации сходных или дополнительных функций.

В этом случае более вероятно воспроизведение имеющейся ситуации.  Однако они могут вступать в столкновение. Тогда индивид ощущает  неудобство от необходимости одновременно исполнять несовместимые роли (например, отца и юриста по  отношению к  сыну-правонарушителю) или в одной ролевой ситуация выполнять действия, последствия которых будут отрицаться в другой (например,  как  политик  человек поддерживает определенную форму налогообложения, а как налогоплательщик страдает от нее).

Соответственно в подобных случаях индивиду приходится искать выход из ситуации за счет изменения поведения, представлений, ориентаций во взаимодействии.  Это  влияет на динамику его образа жизни.

Индивид может вносить изменения и в правила,     организующие                           последовательности     действий, соответствующих выполнению определенных ролевых функций. Их сочетания могут становиться более согласованными или же выстраиваться на новых основаниях, обусловливая таким образом изменения в структуре образа жизни.

Аналитическая ценность категорий «позиция», «статус» и «роль» состоит в том, что они предполагают выявление и операциональное описание устойчивых связей между их теоретическим содержанием и наблюдаемым поведением. Последнее может быть представлено в обоснованных эмпирических показателях, соответствующих его воспроизводящимся схемам в однотипных ситуациях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)