Социальная и культурная представленность личности: динамика связей

Каждая культурно выделенная социальная позиция и  связанные  с  ней статусы определяются не одной, но несколькими сопряженными идентичностями в рамках одного и того же типа стандартизированного взаимодействия. Так, люди обычно не ограничиваются восприятием государственного деятеля как «президента» или «министра», он для них еще «молодой» или «старый», «справедливый» или «несправедливый»,

«демократичный» или «авторитарный» и т. п. При этом статусные отношения взаимодействующих индивидов или групп следует рассматривать по отдельности от отношений идентичностей. Первые указывают на связь взаимных прав и обязанностей, тогда как вторые определяют качество, стиль реализации такой взаимности.

Обращаясь к логическому соподчинению рассматриваемых понятий по строгости нормирования поведения, можно предложить такую последовательность:

  1. Позиция представляет собой общее указание на то, что люди выделяются в культуре и обществе на основании социально значимых признаков и категоризируются в соответствии с  ними;  например,  по полу, возрасту, принадлежности к социальным слою или группе (аристократы, мещане, чиновники и пр.), по обобщенным культурно установленным качествам (больные, работающие, горожане и пр.).
  2. Статус фиксирует распределение прав и обязанностей людей, взаимодействующих в рамках как одной, так и нескольких позиций в некоторой социально значимой ситуации.

Так, в позиции «государственные деятели» статус тех, кто относится к аппарату государственного управления, указывает на их права и обязанности в структуре принятия политических решений; а, скажем, статус академика задает определенные права и обязанности человека как культурного эксперта не только в профессиональной среде, но и в более широком социокультурном контексте.

  1. Ролъ описывает операциональные нормы, правила взаимодействий и комуникаций, а также взаимные ожидания в рамках статусных отношений. Так, в статусе аппарата государственного управления роли президента, главы правительства,  министров определяют не только их взаимные права и обязанности, но и способы выполнения функций, а также круг установленных полномочий.
  2. Идентичность позволяет дать качественную характеристику, выделить культурную специфику человека, выполняющего определенные социально значимые функции; например строгий отец, демократический лидер и пр.

Исследователь осваивает изучаемое социокультурное пространство подобно тому, как дети включаются в жизненную среду. Вначале происходит знакомство с типичными и стандартными  схемами поведения, взаимодействий, оценок и т. п.

И определение их функциональной значимости. Затем внимание постепенно сдвигается к вариациям нормативно определенной социокультурной активности, к исключениям из норм, наконец, к ненормированным областям такой активности.

Осознание людьми своей или чужой социальной и культурной идентичности, в том числе ролевой, ограничено по сравнению с тем, что принято считать объективной идентичностью, и  с  тем,  что  может увидеть исследователь.

Во-первых, ограничения связаны с вербальными обозначениями или стереотипами поведения, в которых зафиксированы представления о соответствующих функциях и ожиданиях. Соответственно то, что остается в этих рамках неосознанным, нестереотипизированным, можно рассматривать как источник вариаций и изменений форм активности.

Во-вторых, ограничения налагаются  представлениями  и стереотипами, соответствующими культурным функциональным единицам более высокого порядка обобщенности, например связанными со статусом.

В этом случае различия детерминируют неоднородность  поведения  даже при выполнении одного и того же типа социальных ролей. Например, поведение отцов в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям, неодинаково во многом благодаря различию в их статусных характеристиках.

Подобные различия также представляют собой область вариаций и порождения изменений в формах социокультурных отношений. При их изучении с этой точки зрения важно отметить различие в динамических характеристиках между уровнем действий и  уровнем  представлений  об их способе организации и смысле: первый значительно динамичнее, чем второй.

Соответственно между конфигурациями ролевой (статусной) активности, их выражением в сфере идентичностей и их принятым в культуре нормативным закреплением могуг возникнуть расхождения, становящиеся побудителями к переосмыслению правил поведения, действий, а порой прав и обязанностей в контексте типичных ситуаций социального взаимодействия.

В наибольшей степени стандартизируются те их компоненты, которые чаще всего повторяются в  структурах  связей  людей  с ближайшим социокультурным  окружением.  Они  и  составляют основания представлений о нормативных аспектах ролей и статусов, о границах я-идентичностей.

Однако на жизненном пути каждому приходится сталкиваться с другими, которые являются носителями иных социальных и культурных идентичностей. Вступая с ними в ситуации взаимодействия, личность должна соотноситься с этими  различиями; иначе взаимодействие не будет  эффективным.  Соответственно происходят изменения ее представлений и поведения, влияющие на динамику ее образа жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)