Социальный статус и психологический диагноз

Исследование сиротства началось в нашей стране еще до революции 1917 г. В 1898 г. известным русским промышленником и меценатом, этнографом и социологом князем В.Н.Тенишевым (1843-1903) с целью изучения современной жизни крестьян Центральной России было создано Этнографическое бюро, которое просуществовало до 1901 г.

Основная задача созданного бюро – сбор этнографических сведений о крестьянстве и “городских жителях образованных классов”. Собранный материал уникален по своей научной значимости. Он дает достоверное представление о русской традиционной культуре на рубеже веков практически во всех аспектах ее функционирования: в социальной сфере, в духовной и материальной.

В 1897 г., когда проходила первая всероссийская перепись населения, разработаны программа и вопросник, охватывающие практически все стороны крестьянской жизни. Анкета рассылалась в центральные губернии России.

Опрашивались учителя, священники, писари, крестьяне, которые должны были за небольшую плату сообщать факты в соответствии с вопросами программы. Ответы, присылавшиеся с мест, составили архив кн. Тенишева, который находится в Русском этнографическом музее Санкт-Петербурга.

В программу включен был и вопрос об опеке. Крестьянин Новгородской губернии, отвечавший на вопросник, разосланный бюро, так описывает цели опеки: “Присмотреть за ребятишками, а то, пожалуй, избалуются, что и в пастухи не годны будут.

Креститься и молиться некому научить будет, а матюгаться и похабные песни петь сами спознают. …И настоящий хозяин есть над именьишком, так и то трудно уберечь. А ну-ка, оставь сиротское без призору, так, пока малыш-то растет, ничего и не будет, не к чему станет и гнезда прививать.

Ну, а как назначишь, значит, опеку, тогда все… Хоть всего не убережешь, а все что-нибудь да останется. Выйдут ребята путевые, глядишь, и есть к чему пристать”.

Изучение сиротства дореволюционными социологами позволило установить, что в сельской местности после известия о смерти родителя по приказанию старосты собиралась на сход вся община, где и выбирался опекун для сироты.

Сход назначал самого достойного человека. Корреспонденты из Орловской губернии называли опеку честью, оказываемой избираемому, и если от этой чести отказывались, “то и против воли могли назначить”. Возраст опекуна, видимо, не имел значения.

Самым молодым опекуном, по документам Тенишевского архива, был 16-летний мальчик-сирота, который при поддержке мира стал опекуном над своими малолетними братьями и сестрой. В ряде губерний опекун, не получая платы за труды, пользовался всеми доходами от имущества сироты.

Если же опекун не имел средств, то мир отдавал ему за одного сироту 1,5 пуда муки, мерку картофеля, 10 фунтов круп, 1,5 фунта конопляного масла и 1 рубль на одежду ежемесячно. По договоренности с обществом, опекун мог взять опекаемого себе в работники.

Главная задача опекуна – приумножить имущество сироты. Часто имущество опекаемого переводилось в деньги, которые помещались в банк под проценты, “на депозит общества”. Из этих средств платили воспитателю.

В деревне Воротишино Самосорской волости Новгородской губернии единственный родственник малолетних сирот был пьяницей, поэтому общество продало имущество за 1000 рублей, положило деньги в банк и “за проценты надежный сосед держит детей у себя”.

Средний американец получает государственную пенсию 300-600 долларов США и в то же время имеет выплаты из дополнительного пенсионного фонда 3-4 тысячи долларов США, т. е. в соотношении 1:10.
Аргументы и факты. 1994. № 14.

Психологические исследования детдомовских детей свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы.

Однако у них выявлены слабо сформированная картина мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления.

Наиболее выражено снижение вербально – логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы “кто вам больше нравится?”, “что вы любите?” или “какое у вас настроение?” вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.

Полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать.

Почти 50% детей из домов малютки едва могут ходить и говорить, хотя объективно они абсолютно здоровы. У них нет никаких органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психический характер.

Но у них нет и социальных условий для нормального взросления. Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает 46% обследованных в 1988 г. детей, а в психическом – 75%.

Взрослые часто отказываются от своих родительских функций, отдают детей в детские дома. Развивается новое явление – сиротство при живых родителях (http://parent.fio.ru).

Согласно другим данным, до 60% воспитанников Домов ребенка – дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями.

Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85-92% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%.

В своем исследовании Э.А.Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности).

Повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта).

Исследование (2001), проведенное британскими статистиками, показало, что рожденные вне брака дети чаще умирают в течение первого года жизни. Уровень младенческой смертности среди внебрачных детей в 2000 году составил 6,6 на тысячу новорожденных.

Среди детей родителей, состоящих в браке, уровень смертности ниже – 4,8 на тысячу. Еще выше смертность – 8 на тысячу – среди детей, чьи родители жили раздельно на момент рождения ребенка.

Среди детей, имеющих только одного родителя, смертность также высока – 7,6 на тысячу. В целом в Великобритании в 2000 году родились более 600 тысяч детишек, причем 60,5% из них – вне брака. Для сравнения – средний уровень младенческой смертности в России в прошлом году составил 16 на тысячу новорожденных, что в 5 раз выше, чем в Швеции – стране, где гибнет меньше всего новорожденных.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления у детдомовцев отмечаются учеными в эмоционально-волевой сфере – в неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неуверенности в себе.

Симптомами нарушений служат повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, а с другой стороны – эмоциональная холодность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия.

Многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое.

Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживания в семье, усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности.

Особого рвения в учебе детдомовцы, как правило, не выказывают. Грубые нарушения дисциплины выражаются в уходах (побегах), бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Для них характерны искажения в общении со взрослыми.

Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется <способность не углубляться в привязанности>, поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности).

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста.

У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов.

Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь.

Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа.

По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее.

Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).

Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.

Отчужденность по отношению к другим принято именовать психологическим капсулированием (капсула – закрытость, замыкание на самого себя).

Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению ребенка находиться в пределах усвоенных однажды стереотипов, не размыкать привычное социальное пространство и ограничиваться простейшими социальными ожиданиями и потребностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)