Социологи-бунтари

Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отечественной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализации, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский обычно сопровождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские трибуны.

В такие моменты отмечается всплеск политического активизма населения (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут тиражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычайный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению “мрачного” прошлого, иллюзиям относительно будущего.

И здесь, как ни странно, социологии в первых рядах: их можно встретить среди делегатов партийных съездов, во фракциях государственной думы, министерских кабинетах, телевизионных студиях.

Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тоталитарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической монополии и цензуры слова.

Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большинство из них добивается высоких постов при новой власти.

Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих беспорядков в конце 1960-х годов выступали именно студенты-социологи – представители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д.Кон Бендит.

Даниэль Кон-Бендит (Daniel Cohn-Bendit) родился в 1945 г. во Франции, по национальности немецкий еврей, но вырос он и окончил школу (1965) в Германии. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Парижа).

На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции.

Весной 1968 года он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазное общество и применить насилие против “центров эксплуатации”. Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию.

Под лозунгом <Насилие – это радость> Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с “коктейлем Молотова”, ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям против существующей системы.

Разбивались витрины магазинов, переворачивались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы – Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес.

Некоторые исторические памятники были осквернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении “бастионов буржуазной культуры”. Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая.

Газета “Франс-суар” опубликовала 15 мая статью под заголовком: “Во французском университете происходит культурная революция на китайский лад”. В ней писалось: <Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского университета группы студентов обосновались прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета.

Почти повсюду появляются в амфитеатрах стенные газеты в лучшем стиле китайской “культурной революции”.

На факультете естественных наук имеется даже “комиссия бдительности против подрывной деятельности”, ибо молодые бунтари французского университета отвергают попытки “возврата к прошлому”, которые предпринимают старые традиционные партии>.

После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения , а затем основывает собственную группу (Революционная борьба) и вместе с Йошкой Фишером участвует в организации по осуществлению в Западной Европе социальной революции.

С 1978 г. он является сначала корреспондентом, а затем издателем журнала В 1994 г. Кон Бендит стал депутатом Европарламента от французских “зеленых” и соратником министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Среди его пристрастий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным футбольным фанатом.

Сегодня Даниэль Кон-Бендит – вполне благопристойный и добропорядочный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта-на-Майне и депутат от партии “зеленых” в Европарламенте.

Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыслями о …футболе: <С детства обожал эту игру>.

Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в Ираке и России в Чечне. Тем не менее Кон-Бендит поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан.

Бывший анархист и сегодняшний интернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольшевизмом.

В интервью леволиберальной французской газете <Либерасьон> в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Французский политик заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развеялись, а сама эта страна становится <всё более авторитарной, если не тоталитарной>.

Политик, приобретший известность как один из лидеров студенческого движения 60-х годов в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в <колониальной войне>, которую Россия ведет в Чечне.

В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бендита “Большой базар”, изданной в Париже в 1975 году.

В конце января эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике “Обсервер” и только что – в парижском еженедельнике “Экспресс”. Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспитателем в альтернативном детском саду, созданном крайне-левыми во Франкфурте-на-Майне, он позволял себе с детьми “эротические забавы”.

Сейчас Кон-Бендит активно защищается.

В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьмя в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28-30 лет) и их родителей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги “Большой базар” была всего лишь “неоправданно легкомысленным” вызом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, чтобы скомпрометировать его, как политического деятеля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)