Социальные сдвиги середины ХХ столетия

Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодежной субкультуры во второй половине ХХ века на Западе обычно называют две ведущие:

а) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной прослойки в 1950-е годы;
б) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприемников, магнитофонов и т. п.).

К началу 1950-х годов в Америке, а позже и в других странах мира, начинает формироваться молодежная контркультура, первым символом протеста которой против общества взрослых явилась музыка рок-н-ролла. Появляется многочисленная социальная группа – социальная база и носитель рок-культуры – тинэйжеры.

Возникновение новой генерации связано с изменением образа жизни и статуса молодежи в США. Еще во время войны определенная часть американских юношей и девушек, заменивших в семье и на производстве ушедших воевать отцов, приобрела самостоятельность и уважение взрослых.

До войны в американских семьях не могло быть и речи о каких-либо степенях свободы для подростков. В конце 40-х годов американское общество, быстро переведя значительную часть военного производства на мирные рельсы, достигло высокого уровня благосостояния.

Это отразилось на образе жизни молодежи США. Помимо чувства самостоятельности у молодых людей появились собственные деньги, чего не было в довоенное время.

Старшие школьники из семей среднего класса спокойно стали пользоваться автомобилями своих родителей, некоторые подростки имели и собственные автомашины, не говоря уже о радиоприемниках, проигрывателях и пластинках.

Вечеринки (Party) были одной из главных форм развлечения. Согласно данным, приводимым Эдом Уордом в книге по истории рок-н-ролла, лишь на еду во время вечеринок в 1959 году американскими тинэйджерами было потрачено 432 миллиона долларов, причем раскошеливались большей частью девушки.

А годовой сбыт только пластинок-сорокапяток был на сумму 75 миллионов долларов. Нередко тинэйджеров 40 – 50-х годов называют новым классом или даже новой нацией, поскольку именно в этой среде тогда наметились явные тенденции ломки как классовых, так и национальных барьеров. Образовался как бы поперечный пласт в многослойном американском обществе.

В 1950-е годы страны Запада вступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели.

Расширилась сеть молодежных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодежи, объемы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие “молодежной моды” и т. п.

Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х годов в США заговорили о битниках – предшественниках хиппи и панков. В 60-е годы Америку захлестнула волна движения хиппи – сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих.

В 1968 году Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е годы Германию ввергли в ужас террора “красные бригады”, состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка.

В самом деле, 1950-е годы на Западе – это период экономического подъема, роста материального уровня жизни населения, укрепления позиций среднего класса, расширения вакансий для молодых на рынке труда.

К началу 50-х годов в США была развита целая индустрия музыкальных развлечений, рассчитанных на обывательский вкус. Средства массовой информации, многочисленные радиостанции, телевидение и голливудская киномашина, компании грамзаписи, нотные издательства, театры и шоу, дансинги и рестораны – все это обрушивало на среднего американца лавину продукции с печатью самодовольства и сентиментальности.

Тогда произошли серьезные подвижки в социальной структуре западного общества: на историческую сцену выходит новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, – молодежь.

В карманах молодых людей появились деньги, которые они могли спокойно тратить на путешествия, досуг, культурный отдых. Многие потянулись к высшему образованию. А это означает более позднее обзаведение семьей и повышение требований к качеству досуга.

Перемены были разительными: если раньше младшие члены семьи работали для того, чтобы все до копейки отдать в семейный бюджет, то теперь они значительную часть оставляли на личную жизнь.

Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодежи. Возникают такие явления, как индустрия культуры, молодежная индустрия, молодежная мода, молодежные движения, молодежная субкультура.

Еще в 30-е годы наметился подъем в отраслях грамзаписи, производства фильмов и т. п. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодежи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах.

Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г., волна, изменившая политическое лицо и структуру мира.

Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио и телекомпаний – на выпуск специальных молодежных программ, а шире – на подготовку особого жанра – шоу-бизнеса.

К тому времени взрослый рынок развлечений достиг насыщения, зато открывались широкие перспективы на молодежном рынке благодаря постоянному росту материального благосостояния юных граждан.

На молодежь переориентировалась индустрии моды, годовой оборот которой достигает фантастических размеров – 25 млрд долл.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)