Социализация после раннего детства

Освоение различных областей социокультурного пространства не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в течение жизненного цикла человека и тоже называется социализацией.

В самом общем виде под социализацией после раннего  детства понимается совокупность культурно оформленных и социально установленных процессов приобретения людьми знаний и навыков, необходимых для адекватного совместного существования, т. е. взаимодействия и коммуникации в социально значимых ситуациях; выражения личностно значимых  переживаний  и  побуждений  в культурно приемлемых формах; подчинения действий и поведения установленным нормам и индивидуальной ответственности за их соблюдение или нарушение.

Социализация — это непреложная часть общественной жизни и универсальный фактор динамики личности в сложном и подвижном социокультурном пространстве.

Ранняя социализация обеспечивает основные предпосылки для дальнейшего освоения жизненной среды, социальной структуры, представленных в культуре в виде стереотипов и образцов действий, поведения, взаимодействий, нормативных предписаний и запретов, ценностных суждений, которые кодифицируются и специально демонстрируются в поведении как социально значимые. В этом роцессе происходит структурирование фундаментальных  видовых  способностей и задатков человека.

Уровню  практических  действий  соответствуют  навыки  поискового  и стереотипного оперирования предметами и научение ему. Операциональными единицами здесь являются отдельные действия или акты поведения, а суть процесса заключается в  построении  цепей  из таких  единиц,  соответствующих достижению  определенного практического результата.

Социализация в этом случае основывается на природной способности человека к организации собственной активности так, чтобы  взаимодействовать  с  людьми  и  артефактами, существующими в его социокультурном пространстве.

Уровню образного освоения окружения соответствуют навыки выделения его целостных сложных областей и  планов,  начиная  от  самого общего «фона» («картина мира», «определение ситуаций») и кончая неустойчивыми единицами восприятия  в  выделенных  пределах.

За операциональную единицу можно принять образ, который позволяет людям воспринимать социокультурное пространство с различной степенью обобщенности и устойчивости. Социализация на этом уровне основывается на природной способ ности человека к формированию и распознаванию образов.

Уровню мыслительных процессов соответствуют навыки доэм- пирического     оперирования        представлениями,                                 обобщения количественных и качественных элементов окружения, кодирования и декодирования социокультурной информации.

Операциональными единицами такой активности становятся знаки и символы, а ее суть заключается в распознавании  или  установлении  связей,  организующих их в устойчивые или нестабильные целостности, имеющие значение для практической деятельности, для адаптации человека в социокультурном окружении. Возможность социализации обеспечивается природной интеллектуальной способностью человека.

Эмоциональному уровню соответствуют навыки дифференциальной оценки своих переживаний, элементов и состояний социокультурного окружения, собственных способов освоения и использования культурных объектов.  В  качестве  операциональных единиц принимаются чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Первое из них побуждает человека поддерживать сложившиеся отношения с окружением  и  их  эмоциональные эквиваленты, а второе стимулирует к их изменению. Социализации подлежит природная способность человека строить свои отношения со средой выборочно.

На каждой стадии индивидуального жизненного цикла  и  в различных областях социокультурного пространства эти уровни структурируются по-своему. Социализацию можно считать адекватной, если все они формируются в соответствии с состоянием, структурой и динамикой соответствующих ситуаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)