Сопоставление гуманистической педагогики и «педагогики противодействия»

Соотнесение нормативной и гуманистической педагогики отнюдь не предполагает, что в реальной Российской педагогической действительности существует непреодолимая и жесткая грань между проявлениями этих концептуальных систем.

Амбивалентный характер их взаимозависимости и сосуществования является одной из движущих сил в процессе развития современной отечественной системы образования.

Взаимовлияние этих направлений делает процесс самоопределения учебных заведений многомерным, внутренне противоречивым, выдвигая в качестве центрального компонента то, что еще недавно игнорировалось, и снижая значение того, что еще вчера было доминантным в определении целей, содержания и средств общего образования.

В рамках данного исследования необходимо провести сопоставление гуманистической педагогики и «педагогики противодействия» как крайнего проявления нормативной педагогики.

«Противодействие» здесь предполагает создание такой педагогической системы, когда обучающий целенаправленно строит учебный процесс так, чтобы тот ограничивал определенные аспекты развития воспитанника, зачастую вопреки ожиданиям, интересам и потребностям самого обучаемого.

«Противодействие» в образовании – это один из видов социального противодействия, которые оказывают друг другу субъекты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации общества на группы с противоречивыми интересами и из-за межгрупповой и межиндивидуальной конкуренции и соперничества.

Именно манипулирование в сфере возможностей и содержания образования, условий и характера процесса обучения является одним из эффективных способов борьбы в условиях идеологического, рыночного и социального противостояния, ориентированных на достижение несостоятельности конкурента в определенных социокультурных условиях.

Примерами подобного «противодействия» может служить педагогическая действительность в тоталитарных государствах.

Система образования в условиях тоталитарного режима обслуживает интересы государства как некой корпоративной субстанции. Поэтому цели, задачи и содержание образования строятся и задаются властными императивами и аксиомами.

Основными параметрами тоталитарного режима как социальной организации являются:

  • всеохватывающая степень контроля поведения всех своих членов;
  • контроль ментальности, содержания массового и индивидуального сознания;
  • произвольный характер репрессий.

Основным методом регулирования социальных отношений в тоталитарном режиме является насилие: экономическое, политическое, идеологическое, физическое.

Преобладает последнее, поскольку именно массовые репрессии и показательные процессы применения насилия являются основным средством контроля сознания и поведения индивида.

Основную «подсистему страха» дополняет средства пропаганды, идеологической обработки населения в форме СМИ, системы образования, творческих и общественных объединений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)