Современные образовательные стандарты в профессиональном образовании экономиста

Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В современной педагогике установлено, что для того, чтобы перестраивать существующую систему обучения и воспитания или строить новую, нужно иметь проект предстоящего продукта этой системы – конкретное и многостороннее описание человека будущего общества, нужно ясно себе представлять, какие деятельности должен совершать этот человек, какими будут его взгляды на мир, и отношения к другим людям.

Государственным документом, регламентирующим требования к знаниям и умениям специалиста, к содержанию образования и, соответственно, определяющим цели и результат образовательного процесса по конкретной специальности является федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соотношением доли содержания образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей содержания образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, разрабатываться по специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

В стандарте указываются требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в виде профессиональных компетенций.

Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт – это основной документ, в котором сформулированы результаты образования, исходя из чего определяются цели образования и формируется содержание образования определенного уровня по определенной специальности.

Модернизация образования повлекла за собой ряд преобразований в системе стандартизации высшего образования. Можно говорить об этапности в развития образовательных стандартов высшего образования в России.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого и второго поколения по специальности содержали:

  • общую характеристику обучения (длительность, квалификационную степень, характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности, виды деятельности);
  • общие требования к образованности специалиста, требованиям к знаниям и умениям по циклам дисциплин;
  • обязательный минимум содержания профессиональной программы и объем часов по всем дисциплинам, кроме специальных и региональных, содержание которых является прерогативой вуза.

Стандарт также устанавливал общую продолжительность теоретического и производственного обучения, экзаменационных сессий и каникул. В качестве недостатка документа рассматривается недостаточно определенные требования к деловым, нравственным, коммуникативным качествам специалиста.

Интересно
В 2011 г. произошел переход российской системы высшего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.  Одной из отличительных особенностей данных стандартов в сравнении со стандартами второго поколения стало отсутствие жестких требований к содержанию подготовки. Для описания результатов освоения основной образовательной программы (ООП) использовался перечень общекультурных и профессиональных компетенций.

Положительной особенностью новых стандартов можно считать наличие большой вариативной части, которая позволяет более гибко формировать основные образовательные программы, актуализировать их содержание по мере необходимости. Около половины трудоемкости основной образовательной программы занимает вариативная часть, содержание которой определяется вузом в соответствии с определенным профилем подготовки, не менее одной трети занимают дисциплины по выбору студентов.

Основная методологическая проблема новых стандартов была связана с недостаточно подробной разработанностью системы компетенций, на основе которой должно формироваться содержание ООП. В стандартах не конкретизировано содержание компетенций, не выделены их уровни, стандарты разных уровней профессионального образования не согласованы между собой. Что лишает возможности адекватно контролировать процесс формирования компетенции.

Федеральные стандарты профессионального образования третьего поколения ориентированы на требования работодателей и на профессиональные стандарты (ПС).

Именно профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые в системе профессионального образования трансформируются в требования к результатам обучения. При этом знание, понимание и способность выполнять какую-либо трудовую деятельность пред- полагает наличие общих компетенций, которые обуславливают гибкость и адаптивность индивида и его успешность на рынке труда.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются рамочными документами, за счет чего обеспечивают вариативность профессиональных образовательных программ, возможность их разработки с учетом требований работодателей, в том числе зафиксированных в профессиональных стандартах.

В большинстве случаев, профессии, специальности и направлению подготовки может соответствовать не один, а несколько профессиональных стандартов. Исходя из потребностей рынка труда, имеющихся научно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов образовательная организация определяет те профессиональные стандарты (один или несколько), с учетом которых будет разрабатываться образовательная программа. Этот выбор во многом определяет направленность (профиль) образовательной программы. Таким образом, требования профессиональных стандартов в наиболее полном объеме могут быть учтены именно при разработке образовательной программы».

Стоит отметить, что профессиональный и образовательный стандарт – принципиально разные вещи. «Сегодня в России, как и во всем мире, единицей образовательного процесса является образовательная программа (до этого была лишь специальность).

Образовательный стандарт нужен для того, чтобы регулировать структуру и содержание ООП, описать, как должна быть устроена образовательная программа с точки зрения государства, ее структура, наличие в ней тех или иных элементов и какой набор компетенций она должна формировать.

Профессиональный стандарт используется с одним из его главных предназначений – сформулировать требования работодателей к работникам и показать, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать работник, чтобы соответствовать занимаемой должности».

На сегодняшний день вузы работают по стандартам именуемым как федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), которые отредактированы вузами в соответствии с профессиональными стандартами.

Так, перечень профессиональных компетенций, указанных в ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», утвержденного 12 ноября 2015 г., включен в образовательную программу «Экономика предприятий и организаций» с редакцией в соответствии с трудовыми функциям и квалификационным требованиям, указанными в профессиональных стандартах «Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства», «Специалист по управлению персоналом», «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)», «Специалист в сфере закупок», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

В соответствии с ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», утвержденного 12 ноября 2015 г., областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата является:

  • экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
  • финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти;
  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая, педагогическая; учетная; расчетно-финансовая; банковская; страховая.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)