Система внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из описанных выше функций управления, основными задачам которого выступают сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса и обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.

Принципами внутришкольного контроля по М.М. Поташнику являются:

  • Соблюдение меры, гипертрофия контроля так же вредна, как и его недооценка.
  • Запланированность контроля, любой неожиданный, незапланированный контроль (особенно появление на уроке после звонка) нервирует, взвинчивает учителя, надолго выводит его из рабочего состояния, что отрицательно сказывается на результатах педагогического процесса.
  • Соответствие выбранных методов контроля его целям.
  • Тактичность по отношению к учителю.
  • Демократизация контроля, делегирование полномочий, перевод учителя на самоконтроль, организация внешней экспертизы качества педагогической деятельности.

Объектами внутришкольного контроля выступают следующие направления.

Учебный процесс (качество и ход выполнения образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; качество внеурочной предметной деятельности; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми; навыки самостоятельного Познания у обучающихся и др.).

Воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; уровень общественной активности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; эффективность идеологического сопровождения педагогического процесса; качество работы классных руководителей; уровень здоровья и физической подготовки учащихся; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.).

Методическая работа (уровень квалификации учителей; повышение квалификации; механизм распространения педагогического опыта; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.).

Научная и экспериментальная деятельность (степень научной обоснованности нововведений, соответствие законодательной базе, уровень научно-методической подготовки педагогов; научно-исследовательская деятельность учащихся).

Условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; НОТ учителя и учащихся; санитарно-гигиеническое состояние школы; обеспеченность учебной, методической справочной литературой, наглядными пособиями, ТСО и пр.).

Широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И. Шамовой: автор выделяет два вида контроля: тематический и фронтальный. МЛ. Портнов выделяет три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый.

Н.А. Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный,предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Любая форма контроля осуществляется в определенной последовательности:

  • обоснование проверки;
  • формулирование цели контроля;
  • составление плана проверки;
  • разработка процедуры контроля, определение методов внутришкольного контроля;
  • определение критериев оценки;
  • сбор и обработка информации о состоянии объекта внутришкольного контроля;
  • оформление результатов внутришкольного контроля, формулировка выводов;
  • обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (педсовете, методическом совете, совещании при директоре, заседании кафедры или методического объединения и т.д.).

Таким образом, формы внутришкольного контроля можно классифицировать по различным признакам: по признаку исполнителя контроля (коллективные формы ВШК, взаимоконтроль, самоконтроль, административный контроль и т.д.); по обхвату объектов контроля (фронтальный, тематический, персональный и т.д.); по используемым методам (наблюдение, проверка документации, тестирование и др.); по признаку логической последовательности (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый); по периодичности (эпизодический, периодический).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)