Система внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из описанных выше функций управления, основными задачам которого выступают сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса и обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.
Принципами внутришкольного контроля по М.М. Поташнику являются:
- Соблюдение меры, гипертрофия контроля так же вредна, как и его недооценка.
- Запланированность контроля, любой неожиданный, незапланированный контроль (особенно появление на уроке после звонка) нервирует, взвинчивает учителя, надолго выводит его из рабочего состояния, что отрицательно сказывается на результатах педагогического процесса.
- Соответствие выбранных методов контроля его целям.
- Тактичность по отношению к учителю.
- Демократизация контроля, делегирование полномочий, перевод учителя на самоконтроль, организация внешней экспертизы качества педагогической деятельности.
Объектами внутришкольного контроля выступают следующие направления.
Учебный процесс (качество и ход выполнения образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; качество внеурочной предметной деятельности; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми; навыки самостоятельного Познания у обучающихся и др.).
Воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; уровень общественной активности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; эффективность идеологического сопровождения педагогического процесса; качество работы классных руководителей; уровень здоровья и физической подготовки учащихся; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.).Методическая работа (уровень квалификации учителей; повышение квалификации; механизм распространения педагогического опыта; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.).
Научная и экспериментальная деятельность (степень научной обоснованности нововведений, соответствие законодательной базе, уровень научно-методической подготовки педагогов; научно-исследовательская деятельность учащихся).
Широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И. Шамовой: автор выделяет два вида контроля: тематический и фронтальный. МЛ. Портнов выделяет три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый.
Н.А. Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный,предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.
Любая форма контроля осуществляется в определенной последовательности:
- обоснование проверки;
- формулирование цели контроля;
- составление плана проверки;
- разработка процедуры контроля, определение методов внутришкольного контроля;
- определение критериев оценки;
- сбор и обработка информации о состоянии объекта внутришкольного контроля;
- оформление результатов внутришкольного контроля, формулировка выводов;
- обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (педсовете, методическом совете, совещании при директоре, заседании кафедры или методического объединения и т.д.).
Таким образом, формы внутришкольного контроля можно классифицировать по различным признакам: по признаку исполнителя контроля (коллективные формы ВШК, взаимоконтроль, самоконтроль, административный контроль и т.д.); по обхвату объектов контроля (фронтальный, тематический, персональный и т.д.); по используемым методам (наблюдение, проверка документации, тестирование и др.); по признаку логической последовательности (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый); по периодичности (эпизодический, периодический).
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу