Система развития творческих способностей И.П. Волкова

Игорь Павлович Волков – заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, учитель черчения и рисования школы № 2 г. Реутово Московской области, педагог-новатор, обогативший теорию и практику педагогики сотрудничества.

Его основная новаторская идея – создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

И.П. Волков разработал и проверил на практике систему выявления способностей учащихся, организовал в школе «комнату творчества» и ввел в начальных классах «уроки творчества», предложив школьникам комплексные задания (создание макетов, моделей, скульптур из дерева, пластилина и т.п.).

Сведения о результатах самостоятельной внепрограммной работы учащихся фиксировались в «Творческой книжке», которая отражает разные увлечения школьника, уровень развития личности и помогает сделать вывод о профессиональных наклонностях и возможностях каждого ребенка.

Система И. П. Волкова стимулирует постоянный и осознанный интерес детей к творчеству (техническому, художественному, литературному и др.), побуждает их придумывать и воплощать в реальный образ свои идеи.

Через десять лет после окончания школы выпускники И.П. Волкова, работавшие по его системе хотя бы три года, все без исключения достигли наивысших результатов: те, кто стали рабочими, к 22-23 годам получили высшую квалификацию, кто занялся исследовательской деятельностью, в 26-27 лет защитили кандидатские диссертации, кто окончил технический вуз – в 32-35 лет стали инженерами крупного масштаба.

И.П. Волков создал такую систему, которая давала возможности выявлять, развивать и учитывать индивидуальные склонности и способности школьника, позволяла с высокой точностью прогнозировать виды деятельности, круг профессий, где ученик может работать с наибольшим успехом; выявлять потенции в профессиональной деятельности: рабочий-операционник, рабочий высшей квалификации, изобретатель, исследователь, ученый.

Обучающая творческая деятельность рассматривается И.П. Волковым как процесс, способствующий развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный, творческий продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка и т.д. В творческом продукте как фокусе сходятся все знания, умения, навыки учащихся. Проектирование уроков творчества начинается с целеполагания.

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим проектировать уроки творчества, предполагающие обучение творчеству вообще и развитие творческих способностей вообще.

Если начинать проектирование без четко определенных целей, представленных как планируемые результаты обучения, то получится как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что.

В своей педагогической деятельности И.П. Волков сформулировал следующие конкретные задачи педагогического процесса:

  1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ (20-25 наименований). Успешное выполнение этих работ требует знаний по труду, рисованию, черчению и др. Усвоение этих основных знаний в процессе изготовления конкретных изделий, способствует их глубокому теоретическому осмыслению в старших классах.
  2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности.
  3. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Творческие комнаты отличались от других форм внеклассной работы тем, что в любую творческую комнату (писательскую, химическую, физическую и т.д.) мог прийти ученик любого возраста в любое время учебного года и установить свой ритм работы.

Система И.П. Волкова многогранна и включает ряд компонентов:

  • методику, позволяющую определять склонности и другие качества личности на основе анализа продуктов самостоятельной и творческой работы, записанных в творческой книжке школьника;
  • уроки творчества в начальных классах, имеющие целью обучить всех учащихся первоначальным навыкам самостоятельной и творческой деятельности по 20-25 направлениям;
  • методику выявления одаренных детей в начальный период формирования талантливости;
  • параллельную систему обучения, основанную на внутрипредметных связях;
  • блочно-параллельную систему обучения, основанную на межпредметных связях;
  • методику проектирования процессов обучения в соответствии с заранее заданным конечным эффектом;
  • новую форму внеклассной работы – творческие комнаты;
  • использование компьютерной техники в обучении.

В любой творческой комнате дается начальная профессиональная подготовка: в литературной – учатся правилам сочинения литературных произведений разных жанров; в физической – делают приборы, учебные пособия, изобретают и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)