Самообразование учителя

Коллективные формы работы по повышению квалификации необходимо сочетать с самообразованием. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая: во-первых, осуществляется добровольно; во-вторых, управляется самим человеком; в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или приобретения навыков, и сам человек это осознает.

Роль самообразования важна в познании и понимании человеком самого себя, осознании своих сильных и слабых сторон, выстраивании своей карьеры.

Словарь по педагогике дает следующее определение самообразованию – это специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностных и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.

Самообразование является формой повышения квалификации для человека любой профессии, но у самообразования в жизни и работе учителя есть более глубокий смысл.

Во-первых, профессиональная деятельность учителя весьма специфична: учитель работает с Человеком. Сама личность учителя в этом смысле — мощный «рабочий инструмент». И чем совершеннее эта личность, чем богаче, тем полноценнее она действует на личность ребенка.

Интересно
Именно в педагогической профессии личностный рост, самообразование становится непременным условием достижения профессионализма, показателем которого, в частности, будут выступать успехи учеников.

Во-вторых, изменения в образовании за последние два десятилетия таковы, что учитель постоянно оказывается в ситуации выбора той учебной программы, того учебника, по которым он будет работать, тех педагогических технологий, методик педагогической диагностики, которыми будет пользоваться. Ситуация выбора предполагает знание и понимание палитры выбора.

В-третьих, условия современной культуры таковы, что самообразование становится неотъемлемой чертой жизни любого человека, рассчитывающего на успех, удачу. Действительно, мир конца XX в. менялся и продолжает меняться чрезвычайно быстро.

В таких условиях жизнь сопряжена с постоянным поиском себя, своего места в мире, с готовностью решать новые, неизвестные ранее задачи.

В результате человек, который боится перемен, не умеет разрешить возникающие противоречия между «есть» и «надо», адаптироваться к новым неизвестным условиям, вряд ли способен достичь успеха, а значит, и быть счастливым.

Иными словами, готовность к непрерывному самообразованию становится одной из самых важных целей современного образования. Но вряд ли учитель, для которого самообразование не является привычным, естественным атрибутом жизни, сможет формировать устойчивую потребность в самообразовании.

В-четвертых, процедура аттестации педагогических кадров такова, что готовность учителя к самообразованию и непрерывное самообразование являются одним из важнейших факторов карьерного роста.

В-пятых, существуют и психологические аспекты значимости самообразования именно в педагогической профессии. Психологи утверждают, что некоторые особенности профессиональной деятельности могут быть причиной деструкционных изменений личности учителя.

Одной из специфических черт традиционной деятельности учителя является ее чрезмерная монологичность. Учитель для ученика – один из основных источников информации, учитель задает вопросы и оценивает ответы на них, учитель авторитетен априори, он «большая» личность, личностный эталон для ученика.

Подобная позиция часто приводит к тому, что, привыкнув к доминирующей роли, учитель становится способным лишь к частичному принятию личности ребенка, частичному ее пониманию, что вряд ли способствует созданию условий для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов.

Но предположим, что учитель занимается самообразованием. Это означает, что он сам выступает в роли ученика по отношению к еще неизвестной ему, но привлекающей его по различным причинам информации.

Интересно
Таким образом, самообразовывающемуся учителю легче встать на место своего ученика, посмотреть на то, что происходит на уроке, глазами ребенка. Другим фактором, который может вызвать деструкционные изменения в личности учителя, является тенденция упрощенного подхода к проблемам. Хороший учитель должен уметь объяснить сложный материал простым языком, однако это может вызвать излишнюю прямолинейность и упрощенность мышления учителя.

Процесс же самообразования всегда сопряжен с тем, что человек сталкивается с чем-то новым, часто опрокидывающим его прежние представления, это стимулирует мыслительные процессы, а следовательно, самообразование как бы «нейтрализует» обозначенную тенденцию. Учитель может постепенно утрачивать способность к рефлексии, восприимчивость к новому, может становиться закрытым для получения информации из других областей человеческой культуры.

И здесь непрерывное самообразование играет позитивную роль, способствует поддержанию готовности воспринимать новое, видеть позитивное в чужом мнении, к постоянному самооцениванию, рефлексии и т.д.

Самообразование учителя может осуществляться различными средствами: систематическое изучение новинок художественной, педагогической и специальной литературы, чтение периодической педагогической литературы, предметных журналов, участие в конференциях, семинарах, мастер-классах.

Самообразование дает положительные результаты, если ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Полезно составлять индивидуальный план самообразования, ниже приведем несколько вариантов таких планов.

Необходимо отметить, что план самообразования является личным документом учителя, в связи с чем нет необходимости его излишне унифицировать и регламентировать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)