Система служебно-профессионального продвижения

Понятия «служебно-профессиональное продвижение» и «карьера» являются близкими, но не
одинаковыми. Термин «служебно-профессиональное продвижение» является наиболее привычным для нас, тогда как термин «карьера» в нашей специальной литературе и на практике фактически не использовался.

Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в
коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Под карьерой понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей,рабочих мест, положений в коллективе). Совпадение намеченного пути служебно-профессионального продвижения и  фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом.

Рассмотрим сложившуюся в нашей стране систему служебно-профессионального продвижения
на примере линейных руководителей организации.

Первый этап — работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на
практику из других вузов.

Специалисты подразделений управления персоналом совместно с
руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят подбор студентов, наиболее способных, склонных к руководящей работе, и подготовку их к
конкретной деятельности в подразделениях организации.

Студентам, успешно прошедшим
подготовку и практику, выдается характеристика-рекомендация для направления на работу в
соответствующие подразделения данной организации. Молодые специалисты, не проходившие практику в данной  организации, при приеме на работу тестируются, им также оказывается консультационная помощь.

Второй этап — работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию.

Молодым специалистам назначается испытательный срок (от одного до двух лет), в течение которого они обязаны пройти курс начального обучения (подробное знакомство с организацией). Кроме обучения, для молодых специалистов предусматривается стажировка в подразделениях организации в течение года.

На основе анализа работы молодых специалистов за год, их участия в проводимых мероприятиях, характеристик, данных руководителем стажировки, подводятся итоги стажировки и делается первый отбор специалистов для зачисления в резерв выдвижения на  руководящие должности.

Вся информация об участии специалиста в системе служебно-профессионального продвижения
фиксируется в его личном деле и заносится в информационную базу данных о кадрах организации.

Третий этап — работа с линейными руководителями нижнего звена управления.

На этом этапе к отобранным линейным руководителям нижнего звена (мастера, начальники
участков) присоединяется также часть работников, окончивших вечерние и заочные  вузы, успешно работающих в своих коллективах и прошедших тестирование.

В течение всего периода(2—3 года) с данной группой проводится конкретная, целенаправленная работа. Члены группы замещают отсутствующих руководителей в качестве их дублеров, обучаются на курсах повышения квалификации.

После завершения этапа подготовки на основании анализа производственной деятельности
каждого конкретного руководителя проводятся вторичный отбор и тестирование.

Успешно прошедшие второй отбор руководители предлагаются для выдвижения на вакантные
должности начальников цехов, их заместителей, предварительно пройдя стажировку на этих
должностях, или зачисляются в резерв и при появлении вакансий назначаются на должности.

Остальные работники, окончившие подготовку, продолжают работать на своих должностях; возможны их горизонтальные перемещения.

Четвертый этап — работа с линейными руководителями среднего звена управления.

На данном этапе к уже сформировавшейся группе молодых руководителей присоединяются
действующие перспективные начальники цехов и их заместители. Работа строится по индивидуальным планам.

За каждым, назначенным на должность руководителя среднего звена,
закрепляется наставник — руководитель высшего звена для индивидуальной работы с ним. На основании  анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента наставник совместно со специалистами

подразделений управления персоналом составляют для него индивидуальный план подготовки. Как правило, это программы обучения основам коммерческой деятельности, деловым
взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции.

В рамках данного этапа предусматривается стажировка линейных руководителей среднего звена
управления в передовых организациях и подготовка ими на основании полученного опыта программ мероприятий по улучшению деятельности организации (подразделения).

Ежегодно проводится тестирование руководителей среднего звена с целью выявления их
профессиональных навыков, умения управлять коллективом, профессионально решать
сложные производственные задачи. На основании анализа результатов тестирования
конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении по службе.

Пятый этап — работа с линейными руководителями высшего звена управления.

Назначение руководителей на высшие посты — сложный и тонкий процесс. Одна из главных
трудностей здесь — выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям. Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль, а также организацию.

Он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых  вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально-экономических и  политических ситуациях.

Ротация, т.е. перемещение работника из одного подразделения организации в другое, должна
начинаться заблаговременно, когда руководители находятся на должностях нижнего и среднего звена управления.

Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена должен осуществляться на конкурсной основе. Это прерогатива специальной комиссии,
состоящей из руководителей высшего звена (директоров производств, филиалов, главных
специалистов и т.п.).

К работе комиссии привлекаются специалисты соответствующих подразделений  управления персоналом, а при необходимости — независимые эксперты.

При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность руководителя
используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных
характеристик, охватывающих следующие группы качеств.

Общественно-гражданская зрелость: способность подчинять личные интересы общественным;
умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активно участвовать в общественной
деятельности; обладать высоким уровнем политической грамотности.

Отношение к труду: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к  соблюдению дисциплины другими; эстетический уровень работы.

Уровень знаний: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде; общая
эрудиция.

Организаторские способности: умение организовать систему управления; умение организовать
свой труд; умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных организаций;

владение передовыми методами руководства; умение коротко и ясно Формулировать цели, излагать деловые письма, приказы, распоряжения, поручения, задания; умение создавать
сплоченный коллектив;

умение проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и своего труда;

способность к оценке возможностей и труда других;

умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

Способность к руководству системой управления: умение своевременно принимать решения;

способность обеспечивать контроль за исполнением решений;

умение быстро ориентироваться в сложной обстановке;

умение разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;

уверенность в себе.

Способность поддерживать передовое:

умение увидеть новое;

умение распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;

умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;

инициативность;

смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений;

мужество и способность идти на обоснованный риск.

Морально-этические черты характера: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, уравновешенность, выдержанность, вежливость, настойчивость, общительность, обаятельность, скромность, простота, хорошее здоровье, опрятность и  аккуратность внешнего вида.

В ряде зарубежных стран накоплен интересный опыт в области управления служебно-
профессиональным продвижением управленческих работников, который успешно используется в наших организациях.

В нее входит испытательный срок (1-3 года), в течение которого сотрудник, пришедший
после окончания вуза, сдает дополнительный экзамен, чтобы можно было определить
реальную ценность вузовского диплома. Далее работник проходит курс ориентации в делах
компании (от 2 недель до 6 месяцев). Проводится и ряд проверок, в том числе на лояльность.

После испытательного срока сотрудника зачисляют на постоянную работу, и в течение 8—10 лет
осуществляется планомерная ротация с должности на должность, из отдела в отдел, а также
практикуются стажировка и заграничные командировки. Действует также система ответственных поручений, все более усложняющихся со временем.

К 36 годам работник уже хорошо известен компании, и она может решать его дальнейшую
судьбу: направить его либо по системе движения руководящих кадров, либо по карьере специалиста.

Поскольку при системе планомерной ротации работник знает, что он через определенное время
будет продвинут и что при этом нужно подобрать себе замену, более динамично осуществляется
обновление руководителей, пополняется резерв кадров на выдвижение. В наших же условиях не
редкость, когда многие руководители, опасаясь подсиживания, подбирают себе заместителей по
принципу: чем хуже, тем лучше.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)