Порядок расчета экономической эффективности организационных проектов совершенствования системы управления персоналом

Разработка и внедрение организационных проектов совершенствования системы управления
персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от  31 марта 1994 г.). Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:

коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации
проекта для его непосредственных участников;

бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для
федерального, регионального или местного бюджета;

• народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты,
связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых  интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или  всей
России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную  экономическую
эффективности.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением
финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для
отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на
t-м шаге (Э ₍) выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток П, (t) и отток О, (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Oj(t):

Потоком реальных денег Ф (t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления
проекта (на каждом шаге расчета):

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта
на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный  эффект.

Бюджетный эффект (B t) для t-ro шага осуществления проекта определяется как  превышение
доходов соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с  осуществлением данного проекта:

Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Оинт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в
состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем
рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими
организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и
интеллектуальной собственности (лицензий на право  использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления  проекта;

социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного  воздействия всех
участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных  пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменения доходов сторонних организаций и граждан,
рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной
оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной
поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его
реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в расчет:

затраты организаций — потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;

амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным,изготовленным) одними участниками проекта и используемым и другими участниками;

все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в
том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и
санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе
экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном
выражении;

проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных
в число участников реализации инвестиционного проекта;

затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов:

остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в
единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;

арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав
текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав
результатов проекта включаются:

региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции,
произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта организации региона (отрасли);

социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в организациях отрасли);
косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона(организациями отрасли).

В состав затрат при этом включаются только затраты организаций— участников проекта,
относящихся к соответствующему региону (отрасли), также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав
результатов проекта включаются:

производственные результаты;

выручка от реализации производственной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;

социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты организации
без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)