Семейная педагогика и разработка концепций обучения

Широкую популярность получают в этот период идеи «семейной педагогики», представителей которой вполне правомерно рассматривать как авторов самостоятельных проектов гуманистической педагогики в рамках направления «открытые школы».

Представители направления: Д. Байярд и Р. Байярд, Э. Ле Шан (США), С. Лупан (Франция), Б. Никитин, В. Леви (Россия) и другие.

Другим примером развития этого направления могут служить социально – педагогические проекты «дикие школы» и «школы без стен» – свободно согласованная образовательная деятельность, инициируемая сообществом и предпринимаемая в любом возрасте.

Формами такого проекта могут быть:

  • педагогическая деятельность общественных организаций, ассоциации молодежных клубов;
  • культурное учреждение, местный центр инициатив;
  • организация игровых центров на базе школьных клубов продленного дня, детских клубов;
  • спортивное заведение на открытом пространстве «площадок приключений» и т.п.

К концу 70-х годов относят и начало разработки концепции «обучающееся сообщество» или «образование через сообщество», суть которой заключается в расширении понятия непрерывного образования и включения в него всех видов деятельности как пространственного измерения.

Данная концепция позволяет коренным образом изменить привычное понимание образовательной системы.

Она ориентирована на придание обучению и воспитанию (разумеется, в новых формах) их естественного характера, когда познание мира и освоение культуры происходит не институционально, а в ходе повседневной жизни, во всем её многообразии и вариативности.

В 80-ые годы идеи непрерывного (пожизненного) образования все чаще включаются в мегапроекты многих стран и рассматриваются как стратегические.

Последнюю четверть ХХ-го века можно охарактеризовать и как этап осмысления и практической интерпретации идей и принципов ранее возникших проектов гуманистической педагогики в меняющихся социокультурных условиях.

Интересно
Для зарубежной и отечественной альтернативной педагогики характерным становится синтез ценностных начал западной и восточной культур, и то, что экспериментальные школы, педагогические объединения пытаются повторить и продолжить в современных условиях.

Речь идет прежде всего о таких проектах как школы А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерста (США), Р. Штайнера (Германия), С. Френе (Франция), В. А.Сухомлинского (СССР), Я. Корчака (Польша), М. Монтессори (Италия) и другие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)