Развитие педагогики в 30-40 годы

Анализ альтернативности как педагогической действительности позволяет выделить ее теоретико – процессуальные признаки: стержневыми, системообразующими факторами становятся ценностно – смысловое равенство обучаемого и педагога, признание уникальной природы каждого человека и его права на индивидуальное развитие.

При этом следует иметь в виду, что речь идет о ведущих идеях, поскольку альтернативный взгляд на педагогическую действительность принципиально отвергает возможность создания всеобъемлющих, универсальных, безликих систем.

Понимание детской природы очень разное у педагогов – реформаторов: это порождение генотипа и социальной среды у российских педологов, внутренний энергетический поток и «божественный код» у М. Монтессори, свидетельствующая о деяниях прошлой жизни карма у Р.Штейнера и т.д.

Объединяющим началом для представителей альтернативной педагогики является представление о внутренней гармонии природы человека, вера в изначальное присутствие добрых сил в каждом растущем человеке, преклонение перед тайнами его души.

Особенности общественно-политической ситуации 30-40-х годов (волна экономических кризисов в западных странах, Великая депрессия в США, тоталитаризация политических режимов в ряде европейских и азиатских стран, Вторая Мировая война, геноцид) явились объективными причинами отхода от гуманистических идеалов в общественной жизни.

Интересно
Этот период ознаменовался, прежде всего, своеобразным бунтом против плюралистически устроенных обществ и отстаиваемых ими ценностей. Фашистская Германия и Россия образовали центр этого восстания против ценностей, которые принято ассоциировать с Западом.

В обеих державах бунт вдохновлялся диаметрально противоположными идеями. В Германии антизападное восстание было направлено, в первую очередь, против того, что принято считать идеалами Французской революции, «идеями 1789 года». Иначе дело обстояло в России.

Здесь отталкивание от Запада вдохновлялось экзальтацией западных же идей, прежде всего «идей и идеалов 1789 года», которые предала западная буржуазия.

В Германии в основу государственной политики была положена доктрина национального превосходства, в России – доктрина классовой борьбы. Проводимые в этих странах изменения в общественной жизни свели до минимума официальные возможности существования альтернативных направлений в образовании.

Национальные системы общего образования реформируются в сторону максимальной централизации с такими общими для разных стран свойствами, как ужесточение государственного контроля, унификация целей, содержания, средств и форм образования, приоритет функционального подхода в учебно – воспитательном процессе.

В послевоенный период общественная ситуация в Европе постепенно начинает изменяться. Осознание ужасов войны, переоценка целей общества и государства позволили на рубеже 50-х годов провести существенные изменения в системе общего образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)