Системообразующие факторы и цели образования

В современной теории систем обозначены и охарактеризованы различные системообразующие факторы, то есть то, ради чего несколько элементов объединены в единое целое, что лежит в основе ее функционирования и определяет законы развития.

Рассмотрение системообразующих факторов позволяет объяснить организацию системы, взаимосвязь между ее структурными уровнями, механизмы и логику развития.

Для педагогической системы, как разновидности общественных систем, таким системообразующим фактором является определенная идея, ради которой объединились элементы системы содержание образования; педагогические условия; социальные субъекты: индивиды, группы, организации; социальные объекты: знания, информация, отношения и т.п.

Цели образования могут быть представлены в виде структурной иерархии (в виде своеобразного «дерева целей»), они позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата, описанного в параметрах собственно педагогических результативных факторов и факторов социальных.

Имеющийся результат функционирования системы, будучи объективированным вариантом ее целей, влияет на отбор тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем повышение устойчивости и эффективности самой системы. Ожидаемый результат влияет на развитие системы и выступает как мощный системообразующий фактор. Диагностируемость результата выступает непременным условием развития педагогической системы. Пространство между целью и результатом определяет возможную и необходимую зону педагогического творчества.

Ядро – обязательный атрибут всякой сложноорганизующейся системы. Оно выступает связующим элементом системы, то есть посредником во взаимодействии элементов между собой.

Ядро является неизбежным компонентом с момента появления системы, в нем должны быть отражены и представлены специфика всех элементов системы. О роли ядра говорит тот факт, что с его утратой система не может восстановиться. Максимальная устойчивость сложноорганизующихся систем достигается лишь в случае установления потенциальной тождественности всех элементов. Это ситуация максимально зрелой системы, когда любой ее элемент потенциально может стать ядерным. В социальной системе, разновидностью которой является и педагогическая система, ядром выступают субъекты управления.

Интересно
Определение системообразующих факторов и ядра педагогической системы с необходимостью предполагает изучение динамики ее целей и задач, субъектов и этапов целеполагания.

Целеполагание в сфере общего образования предстает, прежде всего, как проблема селекции, избирательного отбора тех необходимых и достаточных ментальных (культурных) ценностей, которые на данном этапе определяют так называемую «общую культуру человека». Примитивизм современного образовательного целеполагания, по мнению Б.С.Гершунского, проявляется в том, что эффективность образования оценивается только и исключительно по непосредственно наблюдаемым результатам прямых образовательных акций в самой сфере образования. Современное образование – зона не только государственной или профессиональной педагогической ответственности, но в первую очередь общественной ответственности, что качественные изменения в общем образовании невозможны вне участия общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)