Роль культурных программ и культурной дипломатии в организации политических стратегий социально-культурной деятельности Евросоюза

Создание Евросоюза хронологически совпало с процессами диджитализации и внедрения новых информационных технологий, обусловивших переход к постиндустриальному информационному обществу и форсировавших процессы глобализации. Данные процессы, ускорив социодинамику культуры, тем не менее, способствовали возникновению целого спектра проблем, обусловивших специфику культурной политики Евросоюза.

Прежде чем говорить о тенденциях культурной политики ЕС, систематизируем проблемы, возникшие не без влияния Евросоюза на рубеже XX–XXI вв., как в европейском сообществе, так и в мировом геополитическом пространстве.

Во-первых, глобализация реконструировала принцип европоцентризма, подвергнутый критике еще в эпоху Просвещения. Этим она упрочила претензии Европы на статус мирового нормативного образца в сфере культуры и цивилизации. Подобным образом была обоснована возможность осуществления европейской культурной экспансии в регионы-аутсайдеры, живущие по иным культурным моделям, с целью их «усовершенствования» в соответствии с ценностями западноевропейской цивилизации.


Во-вторых, процессы миграции в ЕС из стран Востока породили феномен «евроислама», свидетельствующий о кризисе европейской политики мультикультурализма, порожденном нежеланием и неспособностью мусульман к интеграции с европейскими ценностями. При проекции на организацию культурно-досуговой деятельности данные процессы проявляются в параллельном существовании в пространстве Европы мусульманских и европейских подходов к организации досуга.

В-третьих, благодаря диджитализации, интернету и новым информационно-коммуникативным технологиям, возросла интенсивность культурных обменов, как в реальном, так и в виртуальном мирах. Безусловно, это повлияло на формы организации досуга, в реальном мире ускорив динамику развития международного туризма, а в цифровой среде породив новые сервисы с использованием VR-, ARи смешанной реальности, переводящие досуг в виртуальное пространство и актуализировавшиеся в период пандемии covid-19.

Кроме этого, в условиях глобализации, в соответствии с ценностями «общества потребления», был сформирован новый стереотип поведенческой модели. Согласно данному стереотипу, человек информационного общества должен не только иметь навыки мультимедийных коммуникаций и владеть несколькими иностранными языками, один из которых – обязательно английский, но и быть мультикультурным и толерантным.

В-четвертых, в период с 1950-х по 2010-е гг., под влиянием демократизации культуры произошло существенное расширение понятия «культурное наследие». Начало процессов демократизации культуры в Европе связывают с культурной политикой V Республики во Франции и, в частности, с деятельностью А. Мальро.

Он возглавил Министерство по делам культуры, учрежденное в 1959 году президентом V Республики Ш. ле Голлем. А. Мальро сформулировал шесть приоритетных направлений культурной политики V Республики: широкий доступ к культуре всех слоев населения, охрана культурного наследия, развитие современного искусства, развитие образования в сфере культуры, регулирование рынка культурных индустрий и децентрализация культурных институтов.

При таком подходе понимание культурного наследия существенно расширилось. Оно обогатилось новыми видами искусства – такими, как рок-музыка, мода, фотография и др. Закономерным продолжением данной тенденции явилась разработка и принятие ЮНЕСКО 2003 году «Конвенции об охране нематериального культурного наследия».

Эта «Конвенция…» вступила в силу в 2006 году; на настоящий момент ее приняли практически все европейские страны. Кстати, Россия, несмотря на то, что активно участвовала в разработке данной «Конвенции…», ее не ратифицировала. Причем не только потому, что не были приняты поправки, вносимые нашей страной в этот документ, но, прежде всего, в силу спорности концепции данной «Конвенции…».

Интересно
Спорность обусловлена чрезмерной размытостью ценностных ориентаций европейского сообщества. Так, к нематериальному наследию отнесены «признанные сообществами, группами и отдельными лицами… обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки» и «связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства».

Другими словами, «Конвенция…» предполагает, прежде всего, сохранение образа жизни народов, что действительно крайне значимо для народов, не имеющих письменности. Но в то же время она ориентирована на сохранение крайне сомнительных традиций, наподобие кражи невест и калыма. Кроме этого, список нематериального наследия крайне эклектичен: в него включены и французское застолье, и средиземноморская диета, и соколиная охота, и пр.т.п.

В-пятых, из-за увеличения числа партнеров на региональном, европейском и мировом уровне, а также вследствие размытости и непрочности института государственной власти, в странах Евросоюза отсутствует структурообразующая основа для формирования и развития национальных культурных политик европейских стран.

В сфере культурной политики для стран ЕС партнерами являются не только регионы, государства и крупные международные организации, но и СМИ, СМК, индустрия досуга. В этом спектре мировых культурных трендов и брендов эпохи глобализации крайне сложно сохранить собственную национальную идентичность.

Хрупкость института государственной власти в странах-членах ЕС обусловлена сложной бюджетной ситуацией, проявляющей не только неравномерность развития стран, входящих в Евросоюз, но и противоречиями в директивах Европарламента. Например, согласно Шестой Директиве Европарламента, государства-члены ЕС могут устанавливать нулевые или минимальные, порядка 5–10%, ставки НДС на культурные товары и услуги: книги, газеты, журналы, билеты в музеи, галереи, театры, концертные залы. Однако в перечне льгот отсутствуют печатнополиграфические услуги и льготы на бумагу. Конечно, в условиях диджитализации и перевода в цифровой формат многих культурных продуктов это законодательное противоречие «стирается», однако, оно очевидно.

Основным органом управления сферой культуры в Евросоюзе является Департамент Европейской Комиссии по вопросам образования и культуры. Принципы, определяющие сущность культурной политики ЕС, идентичны принципам, которыми руководствуется Европейский совет как высший политический орган Евросоюза при принятии своих решений. В число данных принципов входит уважение личности; поддержка культурного разнообразия и содействие межкультурному диалогу; уважение свобод на мнение, собрания, продвижение демократизации культуры; поддержка национальных культурных политик.

Именно Совет Европы инициировал принятие концептуально значимых документов, направленных на развитие и регулирование культурного сектора Евросоюза.

В числе этих документов:

  •  Европейская конвенция о правонарушениях, связанных с культурной собственностью (1985).
  • Конвенция по защите архитектурного наследия Европы (1987).
  • Европейская конвенция по охране археологического наследия (1992).
  • Европейская конвенция по совместному производству в кинематографии (1994).
  • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995).
  • Европейская конвенция о ландшафтах (2000).
  • Европейская конвенция по защите аудиовизуального наследия (2001).
  • Рамочная конвенция совета Европы о ценности культурного наследия для общества (2005).
  • Флорентийская декларация «Культура и регионы» (1987).
  • Декларация по европейской политике в сфере новых информационных технологий (1999).
  • Декларация по культурному разнообразию (2000).
  • Декларация о межкультурном диалоге и предупреждении конфликтов (2003) и др.

Но, несмотря на обилие нормативных актов, регламентирующих социокультурную сферу ЕС, становление его культурной политики проходило достаточно противоречиво. Подписанный в 1992 году Маастрихтский договор о создании Евросоюза касался, в числе прочего, вопросов организации единого культурного пространства. Так, в статье 3 данного договора утверждалось, что союз «уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении и развитии европейского культурного наследия».

Однако в Маастрихтском договоре не были четко разграничены культурная и экономическая сферы жизнедеятельности стран-членов ЕС. В частности, торговлю культурными товарами часть членов Евросоюза рассматривали как инструмент реализации культурной политики, тогда как другие члены воспринимали ее в контексте компетенций ЕС, как проявление экономической интеграции. Поэтому часть европейских стран, среди которых – Дания, Франция, Германия, Испания – выступили за включение культуры в компетенции Евросоюза, тогда как некоторые государства – например, Нидерланды, – активно выступали против единой культурной политики.

Культурная политика ЕС осуществляется через реализацию культурных программ, среди которых можно выделить «программы первого и второго поколения». Программы первого поколения реализовывались до 2000 года и имели целью демократизацию культуры и развитие международного партнерства путем проведения различных акций общеевропейского уровня. Первое поколение культурных программ в ЕС представлено специальными программами «Калейдоскоп», «Ариан» и «Рафаэль». Охарактеризуем их.

Программа «Калейдоскоп», действовавшая в период с 26 марта 1996 по 31 декабря 1999 гг., была нацелена на поддержание и содействие знанию и распространению культуры европейских народов. Программа распространялась на сценическое, пластическое и прикладное искусство. Продвигая европейскую культуру в мире, посредством взаимодействия с Международными организациями и странами третьего мира, данная программа поддерживала проекты «Месяц европейской культуры» и «Культурная столица Европы».

Последний был связан с ежегодным выбором культурной европейской столицы, способствующим продвижению специфики национального образа мира, быта и традиций, присущих тому или иному этносу. Проект актуален поныне, только с 2005 года в ЕС выбирают по две культурных столицы, одна из которых представляет «старожилов» Евросоюза, другая – страны, недавно в него вошедшие. В 2021 году культурными столицами ЕС, соответственно, будут Орхус (Дания) и Пафос (Кипр). Финансирование «Калейдоскопа» исчислялось 34,4 млн. евро; за четыре года было профинансировано 518 культурных проектов.

Программа «Ариан» была принята Европарламентом 6 октября 1997 г. на четыре года. Ее целью было расширение сотрудничества между странами-членами Евросоюза в области книжного дела и переводческой деятельности как формами пропаганды и продвижения культуры стран-членов ЕС. В рамках «Ариана» также финансировались проекты по развитию профессионального образования в сфере книгоиздания и переводов – в частности, за четыре года было переведено 630 книг.

Создавая благоприятные условия для повышения квалификации в сфере переводческой деятельности, программа «Ариан» способствовала популяризации разножанровых книг современных авторов, нередко полностью финансируя гонорар переводчиков. Программа финансировала множество партнерских инициатив и креативных проектов, способствующих взаимному познанию европейских народов через литературу и историю, – всевозможные коллоквиумы, круглые столы, культурные обмены, переводческие мастер-классы и т.п. За время действия программа поддержала около 800 проектов; ее бюджет составил 11,1 млн. евро.

Программа «Рафаэль», принятая решением Европарламента от 13 октября 1997 года, была направлена на выработку стратегий усиления взаимодействия между членами Евросоюза в области охраны культурного наследия европейского значения. В рамках реализации данной программы проводились работы по восстановлению и сохранению памятников культуры и архитектуры, археологических объектов, культурных ландшафтов. В реализации программы приняли участие как члены Евросоюза, так и представители других стран, участвующие в культурном сотрудничестве. Общий бюджет программы составил 30 млн. евро; было профинансировано 224 проекта.

Интересно
Программы второго поколения («Культура 2000», «Европа для граждан 2007–2013», «Культура 2013–2017», «Креативная Европа» 2014–2020», «Креативная Европа» 2021–2027») имеют сложную структуру и носят комплексный характер с точки зрения сфер реализации. Во многом это обусловлено социокультурной стратегической направленностью нормативно-правовых актов, принятых Евросоюзом начиная с 2000 года.

Так, 7 декабря 2000 года была принята «Хартия ЕС об основных правах», в преамбуле которой сказано, что «народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях». В число базовых ценностей ЕС, кроме богатого «духовного и нравственного исторического наследия», входят такие «всеобщие и нераздельные ценности», как «человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность», а также «принципы демократии и правового государства».

Интересно
В свете этого «центром деятельности ЕС» должна стать «человеческая личность как гражданин Союза, живущий в пространстве свободы, безопасности и справедливости». В связи с этим в ст. 21 «Хартии ЕС» утверждается недопустимость дискриминации; в ст. 13 провозглашается «свобода искусства и науки»; в ст. 22 говорится об уважении ЕС к «культурному, языковому и религиозному разнообразию».

Значимой фазой в определении вектора культурной политики Евросоюза в его институциональных документах стало принятие Лиссабонского договора на саммите ЕС 13 декабря 2007 года. Данный договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, заменял проект европейской Конституции, не принятой, вследствие недоверия, выраженного ей в 2005 году, на референдумах во Франции и Нидерландах.

Целью Лиссабонского договора стало повышение эффективности управления Евросоюзом посредством культурной интеграции стран-членов и развития «универсальных общеевропейских ценностей», включающих «неприкосновенные и неотчуждаемые права человеческой личности, свободу, демократию, равенство и правовое государство». В ст. 167 Лиссабонского договора обосновывалась концепция культурной политики ЕС. Основой этой концепции стало признание национального и регионального многообразия стран-членов при утверждении значимости общего культурного наследия.

В ст. 6 Договора о функционировании ЕС, вступившего в силу в 2009 году, культура отнесена к компетенциям Евросоюза и понимается как одно из структурообразующих направлений его деятельности по «поддержке, координации и дополнению действий государств-членов», направленных на «постоянное улучшение условий жизни и труда своих народов», являющееся «основополагающей целью» существования Евросоюза.

В перечне направлений «координации» деятельности ЕС культура стоит на третьей позиции среди «охраны и улучшения здоровья людей, промышленности, туризма; образования, профессионального обучения, молодежи и спорта; гражданской обороны, административного сотрудничества».

Кроме того, III раздел (ст. 167) Договора о функционировании ЕС полностью посвящен культуре. В нем четко обозначен статус культурной политики в деятельности ЕС. В частности, здесь сказано, что «Союз способствует расцвету культур государств-членов при уважении их национального и регионального разнообразия, одновременно выдвигая на передний план общее культурное наследие».

С этой целью он «стремится поощрять сотрудничество государств-членов» и при необходимости «дополнять их деятельность» в следующих областях: «повышение уровня знания и улучшение распространения культуры и истории европейских народов; сохранение и защита культурного наследия, имеющего европейское значение; культурные обмены некоммерческого характера; художественное и литературное творчество, в том числе в аудиовизуальном секторе».

Итак, культура в данном документе предстает не только как основа для взаимодействия странчленов ЕС, но и как приоритетное направление внешней деятельности Евросоюза, связанное с продвижением европейских ценностей и общего европейского культурного наследия в мировом геополитическом пространстве. Данная тенденция позиционирования культурной политики нашла продолжение в законах ЕС, принятых в 2010-е годы.

В 2016 году Еврокомиссией и Внешнеполитической службой ЕС была разработана программа «К стратегии ЕС в области международных культурных взаимоотношений», ориентированная на поощрение межкультурного диалога и взаимодействия между странами ЕС и их партнерами в развитии глобального миропорядка, чем был обозначен внешнеполитический аспект культурной политики Евросоюза.

И если в 2016 г. Европарламент выпустил резолюцию по межкультурному диалогу, то в июле 2017 г. он принимает новую резолюцию по укреплению международных позиций ЕС через культуру. При этом стратегия культурной политики Евросоюза в данных документах определяется продвижением культурного разнообразия. Оно выступает не только как форма социальной адаптации мигрантов и способ разрешения социокультурных конфликтов, но и как инструмент достижения модели устойчивого развития, причем как европейских стран, так и стран «третьего мира».

Модель культурной стратегии ЕС базируется на пяти принципах:

  • продвижение культурного разнообразия как способ уважения прав личности;
  • содействие межкультурному диалогу, основанному на взаимном уважении и осуществляемому посредством интернета и новых ИКТ;
  • признание культурной специфики и уникальности странпартнеров и, как следствие, реализация принципа взаимодополняемости культур;
  • комплексный подход к культуре как основе устойчивого развития государства в целом;
  • продвижение культуры через сотрудничество в реализации целевых и тематических программ и проектов.

Разрабатывая данную стратегическую модель, Европарламент обозначил статус культуры как инструмента продвижения ценностей Евросоюза в странах, не входящих в него. Формами продвижения ценностей ЕС выступают не только культурные программы, но и появившийся в 2010 году бренд «Европейской наследие».

Кстати, 2018 год был Годом европейского культурного наследия. На мероприятия, связанные с этим событием, было выделено 8 млн. евро. Итак, начиная с 2000-х гг. культура рассматривается Евросоюзом как инструмент реализации внешней политики «мягкой силы», продвигающей ценности европейской цивилизации в глобальном масштабе.

Другими словами, если программы «первого поколения» были ориентированы на интеграцию и консолидацию сил Евросоюза, то программы «второго поколения», в своей основе, проектируются ЕС как эффективная форма ретрансляции и геополитического лоббирования ценностей европейской цивилизации. Несомненно, смена приоритетов в культурной политике ЕС отразилась на специфике программ «второго поколения». Рассмотрим их подробнее.

Программа «Культура 2000» была нацелена на формирование единого социокультурного пространства ЕС. При этом культура понималась не только как социально-экономический фактор, обусловливающий создание новых рабочих мест, но и как инструмент в решении проблем глобализации путем построения продуктивного межкультурного диалога. Данная программа означала новый этап в развитии европейского культурного сотрудничества, заключающийся в упрощении механизмов реализации совместных проектов, с одной стороны, творческих, культурных деятелей, и, с другой – промоутеров, частных и государственных учреждений культуры, причем как стран-членов Евросоюза, так и его партнеров. Так, в данной программе могли принять участие, наряду со странами европейской экономической зоны, Кипр и ассоциированные страны Центральной и Восточной Европы. В целом в программе участвовало 30 европейских стран; общий бюджет программы составил 167 млн. евро.

В числе приоритетных задач программы «Культура 2000» были:

  • содействие межкультурному диалогу и изучению истории культуры европейских народов;
  • содействие транснациональному распространению культурных достижений; поддержка творческих инициатив молодых специалистов и социально незащищенных слоев населения;
  • продвижение культурного разнообразия и инновационных форм культурного самовыражения;
  • усиление значимости культуры как экономического фактора развития социальной сферы;
  • демократизация культуры посредством расширения доступа к культуре и участия в культурной деятельности большинства населения ЕС.

В рамках программы «Культура-2000» были реализованы следующие значимые направления социально-культурной деятельности Евросоюза.

Во-первых, была продолжена программа «Культурная столица Европы», актуальная до настоящего времени.

Во-вторых, по инициативе Европарламента и Совета ЕС в 2004 году было создано Европейское бюро по защите культуры и языка малых европейских народов и принята программа защиты малых европейских языков.

В-третьих, в контексте задач «Культуры 2000» большое внимание было уделено развитию сотрудничества в области литературы и переводческой деятельности.

Для активизации межкультурного диалога в сферах перевода и литературного творчества были предложены такие форматы коммуникации, как популяризация литературы и истории европейских народов через медийное продвижение и поддержку разножанровых переводческих проектов, выполненных на малоизвестных европейских языках, особенно народов Центральной и Восточной Европы; поддержка инициатив по повышению квалификации переводчиков, литераторов и библиотекарей; популяризация чтения и книжной культуры, особенно среди молодежи и социально уязвимых слоев общества. Данное направление «Культуры 2000», в частности, реализовывалось через такие проекты, как «Act-In», «Фестиваль современного европейского театра», «EuroLiteraTur», «Eurozine» и др.

В-четвертых, всесторонняя поддержка сохранения и продвижения европейского культурного наследия, особенно в таких областях, как интеллектуальная собственность, недвижимое имущество (музеи, коллекции, библиотеки и архивы, в том числе фотои аудиовизуального формата), археологическое и архитектурное наследие, водное наследие и ландшафты, имеющие культурное значение. Например, сохранение культурного наследия через развитие толерантного межкультурного диалога было представлено в проектах «Новый цирк», «Европейский караван танца», «History Lost – Saving our Cultural Heritage», «На сцене 1-й еврейский театр в мире» и др.

В-пятых, в рамках реализации «Культуры 2000» Еврокомиссия координировала множество других секторов социокультурной деятельности Евросоюза. В их числе культура и туризм, внедрение мультимедийных технологий в образование; молодежная культурная политика; развитие современных видов искусства; научные исследования в области культуры; механизмы создания бюджета рабочих мест в области культуры; формирование и укрепление идентичности ЕС; поддержка людей с ограниченными возможностями; экспорт европейских культурных ценностей. Так, поддержке лиц с ОВЗ были посвящены проекты «Art Reach Europe» и Международный фестиваль культуры плохо слышащих людей; укрепление европейской идентичности осуществлялось в проектах «Родился в Европе», «European Identity: style versus artists», «How to Do Things? In the middle of (no) Where…» и др.

Программа «Европа для граждан», реализуемая в 2007–2013 гг., была нацелена на продвижение идеи активного европейского гражданства.

В связи с данной целью основными задачами данной программы стали:

  • активизация взаимодействия общественных организаций в деле сплочения европейских народов;
  • формирование и развитие европейской идентичности в контексте ценностей Евросоюза;
  • выстраивание международного диалога на принципах культурного плюрализма и толерантности.

Она представляла собой систему проектов и акций, проводимых по трем основным направлениям. Первое – «проекты памяти», т.е. мероприятия по почитанию памятных дат и сохранению архивов, связанных с концентрационными лагерями и массовыми депортациями тоталитарных режимов.

Второе – организация «мозговых штурмов» по разработке моделей гражданского общества и поддержка европейских организаций гражданского общества. Третье – проекты поддержки гражданского общества, в том числе через развитие в Европе сети городов-побратимов и организацию гражданских встреч представителей городов-побратимов.

Большая часть заявок на гранты содержала предложения по организации подобных встреч. Лидерами в этом процессе были Германия (2791 заявка), Франция (2 537 заявок), Венгрия (2 434 заявки), Италия (2 265 заявок) и Польша (1 219 заявок). Бюджет программы «Европа для граждан» составил 215 млн. евро; в реализации программы приняли участие более 1175000 человек.

Программа «Культура» (2007–2013) получила одобрение Европарламента и Еврокомиссии в декабре 2006 года. Ее бюджет в 1,7 раза превышал средства, затраченные на программу «Культура 2000» и составил 400 млн. евро, что наглядно демонстрирует рост значимости культуры в функционировании ЕС.

Основная цель программы заключалась в содействии повышению геополитической значимости единого культурного пространства Евросоюза, основывающегося на общем культурном наследии и создаваемого культурным сотрудничеством и взаимодействием стран-членов ЕС.

В программе принимали активное участие представители малых предприятий и некоммерческих организаций, работающих в сфере культуры. Кроме стран Евросоюза, в реализации программы участвовали страныкандидаты, страны Западных Балкан и третьи страны, заключившие с ЕС соглашение о сотрудничестве.

Программой предусматривались два типа проектов. Первый тип – долгосрочные, нацеленные на создание устойчивого сотрудничества с государствами в области культуры; в одном проекте могло участвовать не более шести государств; срок реализации проекта – от 36 до 60 месяцев, ЕС финансирует до 50% от стоимости проекта, от 200 тыс. до 500 тыс. евро в год. Второй тип – краткосрочные проекты, в одном проекте должно было участвовать не более трех государств; срок реализации – 24 месяца; ЕС финансирует до 50% от стоимости проекта, от 50 тыс. до 200 тыс. евро).

Проекты программы «Культура» (2007–2013) создавались по трем приоритетным направлениям:

  • поддержка социальнокультурной деятельности (77% бюджета);
  • поддержка европейских культурных сетей и организаций (около10% бюджета);
  • финансирование статистической, научно-исследовательской деятельности, касающейся сферы культуры (около 5% бюджета).

Программа «Креативная Европа», вступившая в силу 1 января 2014 года, реализовывалась ЕС до 2020 года, ее бюджет составил 1,46 млрд. евро. В ноябре 2020 года программа была продлена до 2027 года, ее бюджет увеличился до 2,4 млрд. евро. Программа имеет свой сайт (https://ec.europa.eu/ programmes/creative-europe/) и аккаунты в Facebook, Twitter.

Основной целью данной программы является содействие защите, развитию и геополитическому продвижению европейского культурного наследия через культурное и языковое разнообразие Евросоюза. Данная цель реализуется через систему трех взаимосвязанных задач. Во-первых, усиление конкурентоспособности культурного и творческого секторов экономики Евросоюза через использование возможностей цифровых и новых информационных технологий.

Во-вторых, содействие устойчивому развитию культурной и креативной индустрии Евросоюза посредством создания новых рабочих мест, увеличения занятости и социальной вовлеченности граждан ЕС. В-третьих, расширение доступа культурной и креативной индустрии к международным аудиториям и рынкам сбыта посредством использования медиа-технологий.

Характерной чертой «Креативной Европы» является тот факт, что в ней могут участвовать не только члены ЕС, но и государстваучастники европейской политики соседства – Македония, Черногория, Грузия, Молдова, Украина, Беларусь, Армения и многие другие, причем список не окончателен, он может быть дополнен. Кроме того, данная программа вобрала в себя многие культурные программы, ранее реализуемые Евросоюзом.

В их числе – «Культурная столица Европы», «Культурное наследие» и деятельность общеевропейской Федерации ассоциаций Europa Nostra по популяризации и охране культурного наследия и природной среды Европы, а также программы-гранты в области литературы, архитектуры и др.

«Креативная Европа» (2014–2020) включала две подпрограммы – «Культура», на реализацию которой было потрачено 31% запланированного бюджета, и «Медиа», на которую было предусмотрено 56% выделенного бюджета. Оставшиеся 13% бюджета отводились на осуществление программ межсекторального взаимодействия, включавшего реализацию механизма финансовой гарантии Creative Europe Desks.

Программы межсекторального взаимодействия реализовывались по пяти направлениям:

  • проекты использования аудиовизуальных цифровых технологий в организации музейной, концертной деятельности и продвижении культурного наследия;
  • финансовая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, развивающих социокультурную сферу;
  • поддержка проектов по развитию городской социокультурной среды;
  • поддержка разработки междисциплинарных магистерских модулей, синтезирующих искусство и новые технологии;
  • поддержка культурных, аудиовизуальных и межотраслевых проектов, направленных на интеграцию беженцев в Европу.

Среди реализованных проектов «Креативной Европы» (2014–2020) наибольший интерес представляют цифровые проекты – такие, как «Библиотеки», «Европейская опера», «Creative Lenses». Так, проект «Библиотеки» был направлен на повышение доступности библиотек для всех слоев населения и усиление эффективности их работы в эпоху интернета. Цифровой проект «Европейская опера» реализовывался на онлайн платформе, содержащей не только информацию об истории европейской оперы, но трансляцию прямых эфиров выступлений, снабженных субтитрами на шести языках.

В рамках проекта «Creative Lenses» шла подготовка активистов в сфере культуры; устаивались тренинги и конференции по продвижению европейской культуры. Этот проект вошел в каталог «Культура городов и регионов мира», в котором воссоздано свыше 70 примеров культурных мероприятий по всей Европе. Каталог актуален поныне, как и большинство проектов «Креативной Европы», начатых в 2014 году.

В их числе – не только провозглашение европейской культурной столицы, но и проведение литературных фестивалей, конкурсы в области архитектуры. Кроме того, деление «Креативной Европы» на подпрограммы «Культура» и «Медиа» сохранилось в продленной версии программы, реализуемой в 2021–2027 гг.

На настоящий момент подпрограмма «Культура» имеет четыре базовых направления проектной деятельности. Первое – «Проекты культурного сотрудничества», нацеленные на поддержку взаимодействия между культурными организациями и творческими учреждениями в странах ЕС и за его пределами; данные проекты могут быть комплексными и междисциплинарными.

Второе направление проектной деятельности называется «Литературные переводы» и представляет собой ряд выдвигаемых издательствами инициатив по переводу и цифровому распространению и продвижению литературных произведений на рынках ЕС с целью увеличения количества читателей и расширения доступа к высокохудожественной европейской литературе.

Третье направление – «Европейские сети» – это комплекс проектов, осуществляющих поддержку развития социальных сетей, выступающих в качестве медийной платформы для продвижения и повышения конкурентоспособности культурных продуктов и креативных индустрий Евросоюза. В рамках данного направления реализовываются проекты повышения цифровой квалификации работников культуры. Четвертое направление называется «Европейские платформы».

В его рамках осуществляется финансовая поддержка проектов, повышающих мобильность и узнаваемость творческих личностей, прежде всего, не имеющих международной известности. Кроме этого, осуществляется финансовая поддержка в организации международных гастролей, выставок, фестивалей и прочих мероприятий с целью стимулирования развития общеевропейских культурно-творческих программ.

Подпрограмма «Медиа» тоже реализовывается в четырех базовых направлениях. Направление «Обучение» содержит проекты, предусматривающие поддержку обучающих программ по формированию целевой аудитории с использованием цифровых технологий, по продвижению художественного контента и т.п.

Направление «Кинофестивали» содержит комплекс проектов, активизирующих интерес мирового сообщества к европейским аудиовизуальным произведениям, в том числе из европейского культурного наследия, через организацию рекламных кампаний и формирование достойного эстетического вкуса, прежде всего, среди молодежной аудитории.

Направление «Развитие аудитории» включает проекты, повышающие эффективность продвижения и популяризации успешных европейских фильмов. Это должно осуществляться через организацию рекламных кампаний и посредством становления «кинематографической грамотности».

Под последней понимается «программирование» сознания аудитории на восприятие подлинных европейских культурных ценностей. В рамках направления «Доступ к рынкам» предлагаются проекты по расширению профессиональных возможностей и повышению эффективности деятельности производителей культурных продуктов в аудиовизуальном формате путем организации их доступа на международные рынки.

В числе приоритетных для «Креативной Европы» были и остаются проекты двух типов. Во-первых, проекты, направленные на укрепление межнационального сотрудничества; сохранение и продвижение общеевропейского культурного наследия. Во-вторых, проекты, содержащие инновационные технологии и разработку оригинальных бизнес-идей и моделей повышения эффективности цифровой ретрансляции европейских культурных ценностей в мировом геополитическом пространстве.

Интересно
Очевидно, что оба типа проектов предполагают использование моделей организации социально-культурной деятельности в качестве инструмента конструирования благоприятного политического имиджа Евросоюза в пространстве международных коммуникаций.

В целом его культурная политика содействует реализации долгосрочных целей ЕС, связанных с цифровой экономикой, образованием, эффективным менеджментом, социальной работой и созданием новых рабочих мест. К слову, отрасли экономики, связанные с культурой, создали более 7 млн. рабочих мест. К тому же за пределами Евросоюза культурная политика – это наглядная форма представления специфики европейской идентичности и создания привлекательного имиджа европейцев. Поэтому, несомненно, на современном этапе развития культура позиционируется ЕС как «центр международных отношений Европы», включающих «межкультурный диалог», в котором создание моделей устойчивого развития и стратегий национальной безопасности играет большую роль.

Итак, начиная с 2000 гг. культура стала одним из центральных направлений не только внутренней, но и внешнеполитической деятельности ЕС. Используя культуру как инструмент «мягкой силы», Евросоюз через целевые программы, неуклонно увеличивая их бюджет, пытается не только решить проблему европейской идентичности, но и продвижения европейского образа жизни через общеевропейское культурное наследие и соответствующие ему культурные ценности. Характерным моментом этого процесса является то, что в него оказываются вовлеченными все больше стран, а не только государства-члены ЕС.

В связи с этим уместно говорить не о культурной политике, а о культурной дипломатии Евросоюза, для реализации общей стратегии которой «в феврале 2016 года» ЕС направил свои делегации, открыв «139 офисов по всему миру». Доктор политических наук Н.В. Еремина выделила «шесть финансовых инструментов», на которые опирается Евросоюз при реализации своей культурной дипломатии: «Инструмент Европейского соседства, Инструмент стабильности и безопасности, платформа “Креативная Европа”, Эразмус+, Европейский инструмент демократии и прав человека, Инструмент сотрудничества».

В каждой их перечисленных программ могут принимать участие, наряду с членами ЕС, правительства и представители гражданского сообщества из партнерских стран. При этом наиболее приоритетным для реализации механизмов культурной дипломатии является политика соседства, в которую входят программы Восточного партнерства. Именно по этим программам несколько постсоветских стран (Армения, Грузия, Молдова, Украина), а также Израиль и Тунис получили доступ к культурной программе «Креативная Европа».

Характерно, что в последнее десятилетие Евросоюз пристальное внимание обращает на межкультурное взаимодействие с Украиной. Так, на развитие межкультурного диалога с Украиной были направлены средства таких программ ЕС, как «Инвестиции в людей», «Средства технического взаимодействия», «Вклад в стабильность и мир».

Все эти программы реализуются через инструменты культурного взаимодействия, но при этом нацелены на предотвращение политических конфликтов и повышение эффективности работы украинской администрации посредством реформирования украинского общества на основе европейских стандартов демократии и прав человека. В связи с этим примечательно, что культурная дипломатия ЕС не определяется национальной спецификой государств, с которыми он сотрудничает, а представляет собой некую «рамку» для реализации определенных программ.

Поэтому культурные программы для государств СНГ реализуются в контексте стратегии ЕС, актуальной, например, для стран Северной Африки. Главным в этой стратегии является продвижение культурных стандартов европейской цивилизации. Таким образом, на настоящий момент, культура, как во внутреннеполитической, так и в международной деятельности Евросоюза является довольно значимым инструментом в формировании европейской идентичности и положительного имиджа ЕС, а также в продвижении ценностей европейского культурного наследия.

Выстраивая стратегии культурного развития, Евросоюз, в известной степени, «перезагружает» свой геополитический статус, так как длительное время был интересен для стран, стремившихся войти в него, как общее относительно стабильное экономическое пространство, в котором культура отнюдь не была объединяющим фактором в его развитии.

На современном этапе существования культура для Евросоюза – это значимый фактор в решении не только социально-экономических и инновационных проблем, но и вопросов формирования и поддержания европейской идентичности с ее единством в многообразии, стабильности и безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)