Специфика организации досуга в мусульманских странах

Страны ислама находятся на территориях Ближнего Востока, Средней и Передней Азии, в Северной Африке. Некоторые из них являются преемницами культурных традиций древнейших цивилизаций Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, Йемен, Оман, государства Персидского залива), Месопотамии (Ирак), древней Сирии, Финикии, Палестины (Сирия, Ливан, Иордания), древнего Египта (Египет). Некоторые исламские государства расположены на североафриканском побережье: речь идет о Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко.

Интересно
Большую роль в истории ислама играют Иран и Турция, оказавшие влияние на формирование культуры Средней Азии и Кавказа, на территории которого находятся исламские страны, некогда входившие в состав СССР, – Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Другими словами, страны ислама разбросаны по Земле, их территории приходятся на разные континенты.

Эти страны не связаны ни историческими, ни бытовыми традициями. Тем не менее, объединяет эти страны общая духовная культура ислама, обусловившая специфику их культурно-досуговой деятельности, во многом оформлявшуюся через диалог с западным миром, отношение к которому неоднократно менялось. Наметим вектор этих изменений. Эпоха Средневековья породила в Испании Реконкисту и европейские крестовые походы, в ходе которых шло многовековое противостояние христианского и мусульманского миров. В ходе этого противостояния мусульмане не стремились подражать Западу.

Напротив, Запад учился у Востока, перенимая знания по медицине, архитектуре, астрономии и литературе. Так, куртуазная поэзия трубадуров, воспевающая служение Прекрасной Даме, сложилась не без влияния средневековой персидской поэзии. В эпоху колониализма (XVI–XX вв.) западная цивилизация насаждала свой культурный стандарт, долженствующий стать для покоренных, в том числе исламских, народов образцом для подражания. Однако в середине ХХ века мусульманский мир Востока кардинально меняет свое отношение к Западу. Былое преклонение перед научно-техническим прогрессом вытесняется критическим отношением к западной культуре.

Подъем национально-освободительной борьбы на Востоке начался после окончания Второй мировой войны. В тот период были уничтожены колониальные режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В 1950 –1960-е гг. на Востоке происходит рост национального самосознания, что привело к новым революционным событиям в восточных странах.

В Египте в 1952 году была свергнута монархия и закончилась британская оккупация страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная революционная война против Франции.

Добились независимости Ливия в 1951 году, а 1956 году – Марокко, Тунис, Судан. Была провозглашена республика в Ираке в 1958 году. Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке. И чем яростнее в бывших колониях критиковался Запад, тем активнее подчеркивалось значение ислама для национального объединения мусульманских стран.

Итак, концепция исламизации обозначилась в 1980–1990-е годы как отражение противостояния западничеству. Будучи основой идеологии мусульманских стран, исламизация проявилась как религиознополитический процесс, обусловивший специфику понимания сущности современного исламского государства и современной мусульманской культуры.

Интересно
В контексте данных интерпретаций доисламские этапы развития стран Востока трактовались как эпоха варварства и грядущее процветание государств связывалось исключительно с исламом. В конце ХХ века происходит культурная самоидентификация стран Востока на основе ислама, что нередко в государственной политике приводило к искусному обоснованию культурного изоляционизма.

В итоге, с точки зрения особенностей социокультурного развития, страны ислама можно классифицировать на три группы. Первая – страны с авторитарными режимами правления, политика которых базируется исключительно на исламских культурных ценностях. Вторая – страны, в политике которых гармонично соединены западноевропейские и исламские культурные ценности. Третья – страны, нестабильные в экономическом и политическом отношении, исповедующие исламские культурные ценности.

Страны первой группы (Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.), благодаря природным запасам нефти и газа, прошли интенсивную ускоренную модернизацию экономики в 1970– 1990-е годы и, создав основательную производственную и социальную инфраструктуру, при помощи нефтяного фактора сумели обеспечить себе устойчивое положение в системе международного разделения труда.

Устойчивое настолько, что могут беспрепятственно поддерживать сакральные ценности исламской культуры без каких-либо очевидных вмешательств Запада. Гражданам стран первой группы предоставляется право на бесплатное образование, медицинское обслуживание.

В странах первой группы происходит демографическая революция. Это доказывает тот факт, что, например, население Саудовской Аравии за период с 1970 по 1985 гг. увеличилось с 5,8 млн. до 11,2 млн. человек, а к 2019 году утроилось от этих показателей и составляет 34,218 млн. человек.

Средние показатели продолжительности жизни в Саудовской Аравии, согласно статистике ВОЗ, на 2020 год составили 74,8 года, в ОАЭ – 77,2 года, в Алжире – 76,4 года, в Бахрейне – 79,1 года, что сопоставимо с подобными показателями в такой развитой западной стране, как США (78,5 года).

Благодаря доходам от нефти, уровень благосостояния населения весьма высок. Например, национальный доход богатого эмирата Катара на душу населения в 2019 году был больше на 51 889 $, чем национальный доход на душу населения в мире, и исчислялся в 11 336$. Впрочем, страны Персидского залива на 2019 год показывали весьма высокие результаты по национальному доходу, который у Байрейна составляет 36,5 млрд. $, у Саудовской Аравии – 800,9 млрд. $82. Данная ситуация сохраняется длительное время: в 2008 году Катар занимал первое место в рейтинге Международного валютного фонда (86670 $ на человека), Кувейт – девятое (40943 $ на человека).

Такое положение вещей способствует интенсивному развитию социальной инфраструктуры. Вообще, капиталистический стандарт существования в странах первого типа гармонично сочетается с привычным исламским образом жизни, благодаря нефтяной финансовой «подушке безопасности».

Итак, экономика стран первой группы находится в состоянии стабильного роста в силу того, что зависит от нефтедобычи, имеющей кардинальное значение для функционирования мирового хозяйства. При этом некоторые страны предпринимают успешные попытки развития туризма: Саудовская Аравия практикует паломнический туризм, ОАЭ – культурный.

Страны второй группы (Египет, Марокко, Турция, Тунис и др.) в своей культуре достаточно гармонично соединяют светские западные и исламские культурные традиции, что обусловлено длительной историей их колониальной зависимости от западноевропейских стран. Так, в период колониализма в Тунисе, Каире, Александрии, Стамбуле и прочих средиземноморских городах европейцы открывали свои школы, театры, кинотеатры, издавали книги и журналы, приобщая местное население к европейской культуре и европейским языкам.

К 2020-м годам страны второй группы представляют собой не только государства преимущественно республиканского парламентского правления, но и территории с высоким уровнем урбанизации. Так, в Иордании – 91,2 % городского населения; в Ливане – 88,8%, в Турции – 75,6%, в Марокко – 63%, в Тунисе – 69,3%, в Египте – 42,7%, в Пакистане – 36,3%. Эти факты также свидетельствуют о сложном симбиозе исламских и западноевропейских социокультурных традиций в модели существования данных стран. Особенности данного симбиоза наиболее ярко проявляются в жизнедеятельности таких стран, как Турция, Египет, Ливан, Пакистан.

Отметим противоречия, проявляющиеся в дихотомичном существовании населения данных стран. Его нередко определяют «эффект яйца», который заключается в том, что белок и желток представляют собой единый организм, но в своем существовании не смешиваются друг с другом. С одной стороны, в рамках городской культуры население данных стран, особенно тех, форма правления в которых демократична, живет в соответствии со стандартами культуры общества потребления, окрашенными в национальный колорит.

Интересно
К их числу относятся: музыкальная поп-культура, телеи киноиндустрия, доступный интернет, СМИ и СМК, мобильная связь, местная периодика и т.п. На политическом уровне признаками этой, трансформированной по западным стандартам, культуры выступает многопартийная система, европейское судопроизводство, демократические процедуры и т.д.

С другой стороны, часть населения этих стран, преимущественного сельского, живет в соответствии с каноническими традициями исламской культуры. И, несмотря на активное взаимодействие городского и сельского населения, они существуют обособленно друг от друга, в соответствии с принятыми ими ценностными моделями поведения. Итак, специфика культурного симбиоза в странах второго типа заключается в параллельном существовании двух типов населения: тех, кто живет по мусульманским традициям, и тех, кто отдал предпочтение европейской культуре.

При этом идеи экстремизма и фундаментализма чужды странам второго типа, успешно развивающимся по капиталистическому пути, в силу приятия западных стандартов образа жизни, не последнюю роль в которых играют гедонистические ценности общества потребления. Более того, эти страны активно эксплуатируют данную модель, так как процветание их экономики напрямую зависит от успешности проектов, связанных с международным туризмом, – таковы Турция, Египет, Иордания, Тунис и др.

Страны третьей группы (Афганистан, Сомали, Йемен, Судан, Мавритания, Иран) представляют собой государства с нестабильной экономикой, существующие в форме республики или исламской республики. Иран в этом перечне занимает особое положение в силу того, что это на протяжении многих веков это государство, именуемое до 1935 года Персией, играло большую роль для стран Востока.

На 2021 год Иран обладает четвертой по размеру ВВП экономикой в исламском мире и, располагаясь в стратегически значимом регионе Евразии, а также имея крупные запасы нефти и газа, представляет собой технологически развитое государство. Иран можно назвать аграрно-индустриальной страной с развитой нефтяной и химической промышленностью, приносящей от 45% доходов в государственный бюджет. Уровень грамотности в Иране составляет 79%, урбанизации – 75,4%.

Конституция Ирана гарантирует каждому гражданину, вне зависимости от нации и вероисповедания, социальную защиту, но при этом 40% населения живут за чертой бедности. До 1979 года Иран был ориентирован на западные ценности, но после исламской революции, совершившейся под знаком антиамериканизма, внешняя политика Ирана кардинально поменялась.

Причем речь идет не только об аннулированном диалоге с США, но и о сложных отношениях с мировым сообществом, обусловленных проводимой Ираном активной, зачастую экстремистской, пропагандой исламского образа жизни. На основании последнего Иран был причислен нами к странам третьей группы.

Страны третьей группы, в силу наличествующей в них потенциальной опасности исламского экстремизма, вызывают у мирового сообщества крайне настороженное отношение к ним. Действительно, неблагоприятные климатические условия, мешающие развитию сельского хозяйства; отсутствие крупных месторождений нефти и газа; неразвитость промышленности и нестабильность экономики провоцируют социальные конфликты и вооруженные столкновения в странах третьего типа. Отсутствие развитой инфраструктуры отнюдь не способствует развитию международного туризма в этих странах с богатейшей национальной историей.

Кроме того, в данных странах невысок уровень развития городов. Согласно статистке, предоставленной Urban Population Index на март 2021 года, уровень урбанизации в Афганистане составил 25,8% от населения страны, в Сомали – 45,6%, в Йемене – 37,3%, в Мавритании – 54,5% и т.п. Иначе говоря, большинство населения этих стран – сельские жители.

Кроме того, по данным МВФ, в 2021 году ВВП на душу населения в Йемене составил 453 $, а долг на душу населения – 1402$; аналогичные показатели в Афганистане составляют соответственно 480 $ и 137 $; Судан – 1167$ и 8875$, Сомали 316$ и 0$87. Очевидно, что население этих стран живет крайне бедно.

Итак, взаимодействие двух факторов – патриархальность и бедность существования – способствует тому, что в этих странах сельский и городской образы жизни практически неразличимы и неизменны на протяжении длительного времени. Этому способствует также безусловное доминирование в странах третьего типа ценностей культуры ислама, продвижение которых нередко приобретает не только экстремистский, но и консервативный характер.

Так, в этих странах крайне отрицательно относятся к распространению новых информационных технологий; как правило, блокируются сервисы facebook, youtube и пр. т.п. как противоречащие шариату и исламу. Негативное отношение распространяется на западную музыку и кинематограф; их трансляция запрещена по радио и ТВ-каналам. В этих странах проводится политика неравенства полов, существует уголовное преследование гомосексуализма и публичные казни отступников от ислама. В целом страны третьей группы ориентированы на исламские ценности и крайне негативно относятся к западным формам проведения досуга.

Особенности организации досуга в мусульманском мире определяются сакральными принципами ислама и обусловлены двумя подходами к свободному времени – как пассивному и активному времяпрепровождению. Такое восприятие свободного времени существует у всех народов мира, однако для мусульманских стран имеет свою специфику.

В странах ислама преобладают пассивные формы проведения досуга, что определяется, по меньшей мере, двумя причинами, первая из которых связана с ритуальными практиками ислама, вторая имеет прагматический характер, связанный со спецификой географической среды. Рассмотрим оба фактора подробнее.

Первый фактор связан с убежденностью мусульман в том, что пассивные формы проведения досуга в странах ислама восходят к пророку Мухаммеду, уединявшемуся для размышлений об Аллахе и мироздании. При таком подходе пассивные формы досуга как созерцания связываются с духовно-интеллектуальным проведением свободного времени мужским населением мусульманских стран. Но не только мужского, ибо молитва в исламе как форма общения с Аллахом является важной частью досуга.

Намаз, представляющий собой пятикратный акт поклонения Аллаху в форме молитвы, является вторым из пяти столпов ислама. Столпы ислама, обязательные для правоверного мусульманина, кроме намаза, образуют: шахада – декларация веры, состоящая из исповедания единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда; ураза – пост во время месяца Рамадан; закят – религиозный налог в пользу нуждающихся; хадж – паломничество в Мекку. Среди пяти столпов ислама намаз – это ежедневный ритуал, состоящий из обязательной молитвы, совершаемой пять раз в день.

Так, мусульманин обязательно должен совершать предрассветную (фаджр), полуденную (зухр), послеполуденную (аср), вечернюю (магриб) и ночную (иша) молитвы. Существует также дневная пятничная молитва, совершаемая в мечети, и праздничная молитва (Ид), совершаемая мусульманами в праздничные дни Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Кроме того, существуют правила чтения намаза, как для мужчин, так и для женщин. Ибо, чтобы читать правильно намаз, нужно не только знать слова, порядок и последовательность действий, но и строго следовать правилам в исполнении этих действий, без соблюдения которых намаз не может считаться действительным, истинно совершенным. Обязательные действия в намазе называют фардом, желательные ваджибами. Некоторые фарды совершают до начала чтения намаза, а другие фарды и ваджибы соблюдаются в процессе чтения намаза.

В ряде мусульманских стран за соблюдением не только правил социального поведения, но и религиозных норм следит мутавва – исламская религиозная полиция. Эта полиция нравов действует от имени национальных или региональных властей, руководствуясь законами шариата и исполняя решения шариатских судов, вплоть до приведения в исполнение смертной казни. Исламская религиозная полиция наличествует в таких странах, как Афганистан, Иран, Малайзия, Нигерия, Саудовская Аравия, Судан и др.

Интересно
В связи с вышесказанным, необходимо помнить, что мечеть для мусульман представляет собой не только место для совершения молитв, но и место для проведения общественных мероприятий. Прежде всего, это место, где собираются мужчины для дружеского общения и обсуждения значимых вопросов, а нередко и даже для послеполуденного отдыха.

И здесь важно упомянуть о втором факторе, обусловившем приоритетность пассивных форм досуга в мусульманских странах. Этот фактор носит географический характер и связан с тяжелыми климатическими условиями, нередко проявляющимися в чрезмерной засушливости и высоких температурах воздуха.

Например, в Саудовской Аравии температура летом превышает 50°C. Такие условия не располагают к физическим нагрузкам, зато способствуют длительному физическому восстановлению организма, вследствие чего в исламских странах очень популярны послеполуденный сон, просмотр телепередач, общение с родственниками и друзьями. К популярным формам пассивного досуга в мусульманских странах относят садоводство, конструирование у мужчин, рукоделие у женщин, а также прикладное творчество, реализующееся в орнаменталистике и каллиграфии.

Активные формы досуга проявляются по-разному в мусульманских странах с высоким уровнем секуляризации культуры, в которых они ориентированы на прозападные образцы (страны второй группы), и в традиционных странах ислама, где досуг организуется в соответствии с этикой Корана.

Несомненно, активные формы досуговой деятельности в мусульманских странах также определяются сакральной этикой ислама. Сущность исламской этики отчетливо проявляется в 95 суре Корана – «Смоковнице». Здесь наличествуют слова, определяющие смысл земного пути истинного мусульманина: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низких мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая. Что же после этого заставляет тебя считать ложью воздаяние? Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?» (Коран 95: 4–8).

Это значит, что сотворенный Аллахом мусульманин не только обладает прекрасным обликом, разумом и различными талантами, но, прежде всего, должен использовать свои способности только в повиновении Аллаху, совершая праведные деяния. Поэтому истинный мусульманин должен жить в соответствии с Шариатом – комплексом предписаний, закрепленны в Коране и сунне пророка Мухаммеда, формирующих и определяющих религиозные убеждения, нравственные ценности и нормы повседневной жизни мусульман.

Значит, «развлечения у мусульман всегда должны оставаться в рамках дозволенного (халяль) или нейтрального (мубах). При этом «любые игры и забавы, противоречащие сунне, считаются неправильными», ибо «для человека достаточно того, что разрешил ему Аллах, а потому нет никакой нужды совершать запретное (харам)». Поэтому, в соответствии с границами, устанавливаемыми исламом, можно выделить два вида развлечений, дозволенных для мусульман. Во-первых, это развлечения, имеющие цель или пользу; во-вторых, – народные игры и забавы, восходящие к древним национальным традициям.

Так, к числу данных праздников относятся не имеющие прямого отношения к исламским обычаям праздник Новруз, а также два главных мусульманских праздника – праздник разговения (Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Что касается развлечений, имеющих целесообразность, то здесь уместно привести пример, связанный с таким хобби, как охота или рыбалка.

Согласно нормам ислама, рыбалка и охота на животных, мясо которых, по шариату, разрешено употреблять в пищу, является дозволенным действием только в том случае, если приносит пользу. Если охота или рыбалка осуществляются как развлечение и хобби, то они переходят в разряд действий, запрещенных шариатом.

Поэтому, во избежание греха, улов и дичь нужно отдать тем людям, которые нуждаются в них как в пище. Исходя из этических принципов ислама, можно систематизировать три тенденции организации культурно-досуговой деятельности в мусульманских странах. Первая тенденция связана с кардинальными отличиями в организации досуга мусульманских женщин и мужчин. Отличия их досуговых моделей обусловлены предписаниями шариата, которые определены в четвертой суре Корана «Женщина», в частности, в следующих словах: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества.

Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (4:34).

Итак, согласно мусульманской традиции, различия гендерных ролей базируется на том, что жена полностью подчинена мужу; она реализуется исключительно в семейной жизни – как жена и мать, поэтому ее роль сводится к воспроизводству потомства, уходу за детьми, ублажению супруга и сохранению семьи. Тогда как роль мужчины состоит в финансовой поддержке и обеспечении семьи.

Поэтому мусульманки проводят свой досуг дома, следуя всем предписаниям Корана и ведя здоровый образ жизни. Кстати, в мире ислама большое внимание уделяется приготовлению еды. Пища должна быть свежеприготовленной, из натуральных и качественных продуктов.

Разогревание еды для мусульман не приемлемо. Конечно, вопросы кулинарного мастерства и ухаживания за детьми находятся в ведении жен, сестер и матерей, несмотря на то, что состоятельные семьи могут позволить себе услуги нянь и прислуги. Свободное время мусульманки могут проводить за общением с родственницами и соседками, а также за рукоделием, используя различные техники (плетение, вязание и т.п.) и различные материалы (бисер, нитки, глину, бумагу, воск, ткань и т.п.).

Состоятельные мусульманки могут собираться на закрытых женских «вечеринках», демонстрируя драгоценности и дорогие наряды как показатели щедрости и успешности их мужей. Они могут посещать женские фитнес-клубы и салоны красоты, но при этом никогда не должны выходить за рамки норм ислама, в котором, в числе прочих, существует запрет на обнажение тела, как для женщин, так и мужчин.

Мужчины-мусульмане организуют свой досуг за пределами дома, и это не только мечети, но и многофункциональные учреждения, которые у различных народов называются то чайханой, то клубом, то домом холостяков.

Такие заведения синтезируют в себе просветительную, развлекательную и общественную виды деятельности, развивающих в их посетителях и членах чувства солидарности и сплоченности. В конечном счете, это определяет тот факт, что подобные заведения в исламском мире стояли у истоков идеологических движений, менявших политический облик страны. Только мужчины посещают выставки, фестивали и прочие тому подобные общественные мероприятия.

Итак, досуговые пространства мужчин и женщин в мусульманском мире существуют параллельно. Исключения составляют исламские страны с высоким уровнем секуляризации – например, как Турция. Здесь существуют прозападные формы организации досуга, включающие и туристические поездки, и семейные пикники, и отдых женско-мужской компанией с употреблением алкоголя.

Вторая тенденция организации досуга в исламских странах заключается в непонимании развивающего потенциала свободного времени. В основе этого непонимания находятся три фактора. Во-первых, отсутствие стремления к самообразованию обусловлено тем, что в мусульманских странах не развиты традиции культуры чтения. Так как ликвидация безграмотности у мусульман произошла в 1960-е годы и хронологически совпала с развитием телевидения, традиции аналитического чтения у них не сформировались. На настоящий момент ведущей формой досуга, сочетающей отдых и развлечение, для них является просмотр телепрограмм. Это не только пассивное времяпрепровождение, но и потребление информации в «наглядной» и калейдоскопичной форме, что создает эффект манипуляции массовым сознанием.

Во-вторых, отсутствует стремление к самореализации через искусство, которое низведено до уровня прикладного творчества, проявляющегося в орнаменталистике, каллиграфии, обустройстве быта. Отчасти такое положение вещей обусловлено рядом запретов, существующих в исламе, среди которых – запреты на изображение людей и животных, на театр и лицедейство, на музыкальные инструменты и светские песнопения. Отчасти такая ситуация сложилась из-за того, что мусульманин не видит в искусстве, прежде всего, целесообразную, приносящую пользу деятельность, а потому не рассматривает его как форму реализации своих демиургических амбиций. Этим тоже обусловлен прикладной аспект искусства в досуге мусульман.

В-третьих, отсутствует стремление к физическому самосовершенствованию через занятия спортом. Неразвитость индустрии фитнеса в странах ислама обусловлена не только изнуряющее жарким климатом, но и существующими в исламе запретами на обнажение тела, как женского, так и мужского. Последний фактор можно назвать определяющим, так как заниматься спортом в традиционных мусульманских одеждах крайне затруднительно.

Третья тенденция культурно-досуговой деятельности в странах ислама связана с достаточно отрицательным отношением к развлекательным и игровым формам досуга. В силу существующего в шариате запрета на алкоголь, азартные игры и обнажение тела, в мусульманских странах не распространены ни казино, ни дискотеки и бары. Исключение составляют секуляризованные государства второй группы, в которых развит международный туризм и соответственно, прозападная индустрия развлечений.

Отношение к музыке в странах ислама противоречивое и является предметом богословской полемики. В странах, живущих по законам шариата – таким как Саудовская Аравия, Сомали, – любые музыкальные инструменты запрещены как насаждающие в обществе неисламские ценности, в числе которых пение, танцы и удовольствия, получаемые от них.

Впрочем, некоторые правоверные мусульмане допускают наличие музыкальных инструментов, издревле использовавшихся в народных обрядах. Таков маленький барабан ад-дафф, под звуки которого игрались мусульманские свадьбы. Игра на других музыкальных инструментах считается харамом, ибо разжигает зов плоти и призывает к греху, а значит, не приемлема в исламе.

Дозволено слушать только мусульманские нашиды – песнопения, исполняемые без сопровождения музыкальных инструментов мужским соло или хором. Причем при исполнении нашида обязательно должны соблюдаться следующие условия: соблюдение законов Аллаха, духовное содержание и отсутствие музыкального сопровождения. Более того, нашид не должен исполняться на мотив песни, содержащей непристойное содержание.

Интересно
Несмотря на то, что четко сформулированного запрета на танцы в исламе нет, к этой форме проведения досуга в мусульманском мире неоднозначное отношение. Насчет танцев мнения мусульман сильно различаются и зависят от страны и степени консерватизма в исповедовании ислама, вида танца и места, где танцуют.

В мусульманском мире однозначно негативное отношение и осуждение обществом танец может вызвать только в двух случаях. Во-первых, парные танцы неженатых мужчины и женщины, так как танец в паре предполагает прикосновения, которые в исламе запрещены людям разного пола, не состоящим в браке и не являющимся друг другу близкими родственниками. Во-вторых, вульгарные танцы, сопровождающиеся непристойными телодвижениями, вызывающими сексуальное желание. На этом же основании мужчины не должны смотреть на танцующих женщин, а женщины – на танцующих мужчин.

Отсюда следует главное требования для танцев в исламе: мужчины и женщины должны танцевать отдельно друг от друга. При этом у танцоров должны быть закрыты все места аурата, т.е. для женщин – это все тело, кроме овала лица и кистей рук, а у мужчин – место от пупка до колен. К тому же во время танцев не должны исполняться песни, пробуждающие низменные желания.

Однако ситуация меняется в случае народных праздников и фестивалей народного искусства, воспроизводящих национальные традиции, которые значительно старше религиозных учений. В случае концертных выступлений запрет не актуален, и появляется возможность смотреть традиционные народные танцы с участием танцоров противоположного пола, но обязательно с соблюдением требования закрывать части тела, которые мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми.

Если говорить о народных доисламских и исламских праздниках, то танцы издревле считались обязательной частью праздника, например, такого, как свадьба. Весьма популярны танцы, исполняемые группами людей одного пола, которые соединены в круг или выстроились цепочкой и двигаются, отбивая ритм ногами или хлопая в ладоши. У мужчин такие танцы нередко происходят в мечети. Нередко мужчины танцуют с холодным оружием. Но во всех случаях, согласно законам ислама, танец не может сопровождаться музыкой.

Характеризуя отношение мусульман к танцам, невозможно не упомянуть о так называемом «танце живота». Данный танец возник как пример адаптации восточных традиций к западной индустрии развлечений. В 1926 году в Каире, входившем в английскую колониальную империю, был открыт ночной клуб «Opera Casino» по аналогии с европейскими кабаре.

Традиционно считается, что танец живота создала хозяйка этого заведения Бадия Масабни, создав сольную импровизацию по мотивам восточного колорита. На сегодня существует множество школ, обучающих этому чувственному танцу. В исламских странах второго типа танец живота – часть индустрии развлечений.

Так, в экономике Египта танец живота находится на втором месте после прибыли от разрешения судоходства по Суэцкому каналу, туристического сектора, экспорта нефти и хлопка и вносит в государственный бюджет ежегодно от 250 до 400 млн.$, причем исполнительницы танца живота платят обязательные налоги. Поэтому не корректно относить этот танец к исконным народным танцам мусульман.

Если говорить об азартных и игровых формах проведения досуга, то необходимо упомянуть о социальной дифференциации досуговых форм, существующей в странах ислама. В связи с этим отметим, что излюбленными досуговыми занятиями состоятельных мусульман и восточной знати являются верблюжьи бега, скачки арабских жеребцов, соколиная охота, уходящие своими истоками в далекую древность. При этом следует помнить, в мире ислама никаких тотализаторов не существует и никто не делает ставки на состязающихся животных.

Что касается верблюжьих бегов, то они традиционно проводятся с октября по апрель. Верблюды состязаются на расстоянии до 10 км, бегая по овальному треку. На нынешний момент верблюжьи бега – это не столько вид спорта, сколько прибыльный бизнес. Большое значение и на верблюжьих бегах, и на скачках имеет родословная животного, что является предметом гордости их владельцев. Но самой престижной формой досуга является соколиная охота, распространенная в Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне и др.

Данная форма досуга «подключена» к индустрии туризма, о чем, к примеру, свидетельствует, что факт, что в Дубае наличествует соколиный центр, включающий рынок, музей, соколиную больницу и площадку продажи ловчих птиц. Причем купить ловчего сокола может себе позволить только богатый человек, так как стоимость птицы иногда превышает 100 тысяч $. Собственно, в случае с игровыми и спортивными формами проведения досуга особо следует выделить страны первого типа.

В них, несмотря на сохранение исламских ценностей, благодаря стабильной экономике и развитой инфраструктуре, большую роль играют досуговые формы, порожденные западной цивилизацией. Поэтому в данных странах наличествует соединение восточного колорита с благами и ценностями общества потребления. Кроме верблюжьих бегов и соколиной охоты, здесь активно наличествует другие формы активного досуга.

Интересно
Например, в Кувейте расположено шесть стадионов мирового класса, около двух десятков морских клубов. В ОАЭ наличествует большое количество теннисных кортов, гольф-клубов, яхт-клубов, футбольных полей, боулинг-клубов и дайв-центров. В Катаре превалируют водные виды спорта: подводное плавание, регаты, серфинг.

Таким образом, специфика организации социально-культурной деятельности в мусульманских странах заключается не только в обусловленности досуговых форм сакральными принципами ислама, но и в вопиющей социальной дифференциации в проведении свободного времени бедными и богатыми людьми этих государств.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)