Единство в многообразии как особенность социокультурной и национальной идентичности европейцев

7 февраля 1992 года был образован Европейский Союз. Он явился международной организацией, отразившей процессы региональной интеграции через объединение европейских стран. Несомненно, основные причины возникновения ЕС связаны с феноменом глобализации и носят экономический и политический характер. Однако не нужно забывать о существовании глубинных историко-культурных причин, обусловивших его возникновение.

Эти причины заключаются в том, что Европа предстает как регион, население которого, в силу общности социально-экономического развития и длительности исторического взаимодействия и взаимовлияния, имеет схожие культурно-бытовые особенности. Данные особенности проявляются как в материальной, так и в духовной культуре – в частности, в мифологии и ритуалах, в обычаях и обрядах, в фольклоре и формах проведения досуга.

В свете этого причины формирования ЕС связаны со спецификой культурного архетипа Европы, базировавшегося, по меньшей мере, на пяти базовых структурах, определивших вектор развития европейской цивилизации:

  • Во-первых, в архаический период существования европейская цивилизация основывается на общей индоевропейской культурноязыковой основе.
  • Во-вторых, в V–XIII вв., в период средневековья, роль подобной основы выполняют как языки романо-германской группы, так и «священная латынь», а также духовно-интеллектуальные ценности христианства.
  • В-третьих, на территории Европы издревле проживали представители только одной расы, и это свидетельствует о том, что европейская культура не знала расовых барьеров.
  • В-четвертых, на территории сельскохозяйственной Европы доминировали пашенное земледелие и скотоводство, которые в совокупности представляют собой общий хозяйственно-культурный тип, повлиявший не только на формирование ремесел, но и на становление культурно-бытовых традиций и праздников.
  • В-пятых, становление национальной самобытности европейских культур проходило в XIV–XVI вв., в период Ренессанса, по схожим моделям – через кризис христианских ценностей и реконструкцию античной аксиологической парадигмы, отвергнутой в христианском средневековье как языческая.

Собственно, именно контрапункт христианства и античности как структурообразующее начало европейских национальных государств породил гуманизм не только как ренессансное мироощущение, антропоцентричное в своей основе, но и как основополагающий принцип последующей европейской истории.

Гуманизм был движущей силой как в постепенном возвышении третьего сословия, обусловившем просветительские искания XVIII–XIX вв., так и в ХХ веке – например, в деятельности ООН, ЮНЕСКО. Более того, Всемирная декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году, в сущности, являлась провозглашением идеалов гуманизма.

Именно на принципе гуманизма построено большинство Международных документов: «Конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах».

Итак, благодаря обозначенным выше базовым структурам европейского культурного архетипа, культуру Европы можно рассматривать как целостный феномен, несмотря на многообразие образующих ее национальных культур. Иногда Европу называют континентом, однако это не вполне корректно, так как Европа – это часть света, расположенная в западной части материка Евразия, которая вместе с Азией образует единый континент.

В отношении геополитического статуса Европы существует еще один стереотип и связан он с употреблением устаревшего выражения Западная Европа, которое в современном словоупотреблении нередко используется при характеристике европейского региона в целом. Тогда как термин «западная Европа» возник в годы Холодной войны и обозначал коалицию стран-членов блока НАТО.

При этом восточноевропейские государства составляли организацию Варшавского договора (ОВД). После упразднения ОВД в июле 1991 года в Европе стало актуальным выделение северного, южного, западного, восточного и, нередко, центрального регионов. Туда стали включать страны бывших политических блоков, как восточного, так и западного.

Несмотря на небольшую площадь в 10 млн. км², на территории Европы проживает около 20% всего населения Земли, т.е. 745 млн. человек. Поэтому плотность населения в Европе весьма высока – около 75,8 человек на один км². К тому же на территории Европы «разместились» 65 стран, из которых 50 – независимые государства, причем доля городского населения чрезвычайно высока – 73% населения.

Лидером урбанизации предстает Бельгия, в которой насчитывается 98% городских жителей. При выходе на европейские регионы можем наблюдать следующие показатели урбанизации: Восточная Европа – 69%; Южная Европа – 70%; Западная Европа – 79%; Северная Европа – 81%; Европа в целом – 73%.

Кроме большой плотности преимущественно городского населения, к демографическим характеристикам современной Европы нужно отнести, по меньшей мере, два процесса: стремительное старение Европы и миграцию из стран Азии и Африки. Европа стареет вследствие низкого уровня и смертности, и рождаемости. Так, среднестатистический возраст европейца превышает 40 лет, а коэффициент фертильности равен 1,55.

В то время как для «нормального воспроизводства» населения данный коэффициент должен быть не менее 2,2. Следовательно, подобный коэффициент фертильности равносилен депопуляции коренных европейцев. В то же время в Европе на данный момент происходят стремительные этнические трансформации, ибо, при крайне низком уровне рождаемости среди европейских наций, прирост населения в Европе происходит за счет мигрантов преимущественно из стран Азии и Африки.

Интересно
Нередко мигрируют из бывших колоний Европы люди, знакомые с европейскими языками и культурой. Но в целом Европу наводняют потоки беженцев из Афганистана, Ирака, Ирана, Сирии и стран Африки. К примеру, по данным Национального института статистики Франции INSEE на 2014 год, «во Франции насчитывалось почти 6 млн. иммигрантов (9,1% от всего населения)».

В начале 2016 года, по оценкам Eurostat, «иммигрантов стало уже 7,9 млн. (11,8% населения Франции)». Тогда как в 2019 году Франция «получила почти 120 тысяч просьб о предоставлении убежища – больше, чем любая страна ЕС, кроме Германии». Если нынешние темпы прироста населения мигрантов сохранятся, то приблизительно через 35 лет Франция станет исламской республикой. Впрочем, в современной Европе по количеству своих приверженцев ислам является второй религией после христианства.

Несомненно, в некоторых европейских странах мусульмане являются коренным населением; таковы Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, самопровозглашенное Косово. Но в данном случае речь идет о мигрантах мусульманского вероисповедания. И если в 2010 году в Европе «насчитывалось немногим более 44 млн. мусульман, то уже к 2030 году их численность превысит 52 млн., что составит 8,6% от ее общего населения».

Мусульмане распространяются по всем странам ЕС. Так, по прогнозам специалистов, к 2035 году доля мусульман в Великобритании «увеличится в два раза – с 4 до 8%»; мусульмане «составят 10,3% населения Франции, 10,2% – Бельгии, почти 10% – Швеции, более 6% – Германии». Так как миграционные потоки из стран с традиционно высокой рождаемостью – Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной Азии – не ослабевают, то с каждым новым годом Европа будет становиться все более мусульманской. Так как «рождаемость у мусульман в три раза выше, чем немусульман, и уже сегодня более 20% детей и молодых людей в Европе – выходцы из мусульманских семей». Более того, в Голландии и Бельгии 50% всех новорожденных – от родителей-мусульман.

Вследствие этого, мусульманские общности в Европе намного моложе немусульманских. Так, «одна треть мусульман во Франции – моложе 20 лет, в то время как из числа собственно французов в этом возрасте – только 21%; одна треть мусульман в Германии – моложе 18 лет, тогда как для немецкого населения эта цифра составляет 18%; одна треть мусульман в Великобритании – моложе 15 лет, а среди британцев – только 20%; возраст трети мусульман в Бельгии – менее 15 лет, а бельгийцев – только 18%». Вполне вероятно, что, при сохранении тенденций данной демографической ситуации, к концу нынешнего столетия число мусульман в Европе может превысить численность коренного населения.

Ислам для мусульман – не только религиозная вера, но и, прежде всего, образ жизни, основанный на соблюдении шариата как системы религиозных законов, регулирующих нормы морали, семейной жизни, обряды, праздники и даже ведение хозяйства. Поэтому ислам регламентирует бытовую, социокультурную и гражданско-правовую жизнь мусульман.

В сущности, ислам для разноязычных мусульман – это и религия, и общественно-политическая, и социокультурная основа общего в своих ценностных основах мировоззрения. Но в европейских странах проживают различные этнические группы мусульман: в Великобритании, Франции и других бывших колониальных державах – это преимущественно население их бывших колоний; в Швеции, Норвегии и прочих неколониальных странах – более смешанные категории мусульман.

Безусловно, наличие множества национальных элементов, проявляющееся в европейских культурах еще на стадии их генезиса, можно объяснить многообразием издревле происходящих в Европе этнических процессов, среди которых – миграции, интеграции, ассимиляции, аккультурации. Собственно, само создание Европейского Союза, равно как и процессы глобализации, можно трактовать как взаимодействие процессов интеграции и ассимиляции.

В обоих случаях происходит объединение этносов в единый социум, но при интеграции повышается степень культурного многообразия общества, при ассимиляции происходит обратный процесс, приводящий к поглощению малочисленного этноса более сильной культурой. В связи с этим не случайно, что противники ЕС основной «механизм» его создания видят в ассимиляции как европеизации и распространении либеральных ценностей гражданского общества.

Действительно, благодаря процессам глобализации современное геополитическое пространство стало иным. Возникли транснациональные экономические корпорации и международный туризм; массовая культура и ценности общества потребления получили всеобщее распространение, вплоть до унификации пищевой модели в ресторанах быстрого питания.

Интересно
Благодаря новым информационным технологиям и интернету «размылись» не только национальные, но и государственные границы. Кроме того, инфосфера интернета и работающих на его мультимедийной платформе СМИ и СМК стала подлинным «властителем дум» человечества информационной эпохи, несущим потенциальную и реальную угрозы национальной безопасности.

В связи с этим можно утверждать, что на уровне современной этнокультурной ситуации глобализация выражается не столько в кризисе идентичности, сколько в плюралистическом восприятии человеком своей идентичности. Применительно к Европе плюрализм идентичности выражается в политике мультикультурализма.

Данная политика, являющаяся наглядным выражением толерантного отношения к миру, ведет к активизации локальных идентичностей и культурных общностей, а, в конечном счете, к усилению плюрализации и национально-культурной мозаичности общества. Это наглядно проявляется в том, что мусульмане, прибывшие в Европу, живут по «законам» своей аутентичной социокультурной национальной идентичности, фундаментально базирующейся на сакральных ценностях ислама, а не по кодам и стандартам общеевропейского гражданского общества. Поэтому проводимая Европой политика мультикультурализма стала терпеть фиаско в ситуации нашествия мусульман-мигрантов.

Получается, что Европа превращается «в своеобразный инкубатор террористических кадров из числа мусульманской молодежи». Такая молодежь представляет собой третье поколение мусульманских мигрантов. Первое поколение мусульман прибыло в Европу в 1960-е годы из соображений экономических, второе поколение – их дети, приехавшие вместе с ними или родившиеся в Европе; третье поколение – внуки первого поколения мигрантов. Они выросли и получили образование в Европе.

Интеграция второго и третьего поколения в европейское общество протекает очень сложно. В сущности, эти поколения мусульман представляют собой космополитичную исламскую, говорящую по-английски интеллигенцию, оторванную от своих корней и крайне восприимчивую к воздействию радикальной идеологии на фоне неприязненнокритичного отношения к ней европейцев.

Об этом свидетельствует тот факт, что веб-сайты, пропагандировавшие джихад, в большинстве своем, базировались на Западе. Или то, что исламистская фундаменталистская организация Хизб-ут-Тахрир (партия исламского освобождения) распространила свое влияние в Центральной Азии, Пакистане и на Ближнем Востоке, в то время как ее штаб-квартира расположена в Лондоне.

Таким образом, в 2021 году можно констатировать кризис политики мультикультурализма в Европе. Об этом почти синхронно высказались многие лидеры государств Евросоюза. Например, во Франции и Бельгии был принят закон о запрете на ношение в общественных местах паранджи; в Швейцарии законодательно запрещено строительство минаретов. По всей Европе набирают вес правые партии, выступающие против «омусульманивания» Европы.

Однако, рассуждая о неэффективности европейской интеграции, следует помнить, что мусульманская миграция в Европу обусловлена, прежде всего, социально-экономическими факторами, в числе которых и колониальное прошлое Европы, и новейшие истории развертывания Западом «цветных революций» на мусульманском Востоке.

Интересно
Как верно замечает И.П. Добаев, замедлить миграционные потоки в Европе может только «предоставление реальной помощи в экономическом развитии мусульманским странам, вследствие чего повышался бы уровень жизни целых народов». Причем «именно это, а не навязывание западно-либеральных “ценностей” могло бы в перспективе решить проблему».

Поэтому, проецируя данную сложную этнокультурную ситуацию на специфику организации социально-культурной деятельности в современной Европе, необходимо учитывать факт почти параллельного сосуществования в ней двух моделей организации досуга – традиционной европейской и мусульманской.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)