Роль социокультурной мифологии и протестантской этики в национальной самоидентификации американцев

Досуговую деятельность американца сложно охарактеризовать в силу того, что различны поведенческие стереотипы, способы коммуникации, религиозно-этические и культурные традиции народов, населяющих США. Мультикультурность является характерным признаком американской ментальности, возникшим в момент формирования этого государства и сохранявшим свою актуальность поныне.

В конце XVIII века в Америке для характеристики процессов формирования американской нации появилось выражение «плавильный тигль». Спустя двести лет с данной метафорой стали конкурировать другие – «овощной суп», «роскошная мозаика», «сборная солянка».

Но, несмотря на различие создаваемых образов, все эти метафоры наглядно отразили специфику процесса формирования американской нации, складывавшейся в результате слияния множества национальных культур. Опросы по национальностям проходят в США в рамках переписи населения, которая проводится раз в десять лет.

Согласно переписи 2010 года, в 2021 году национальный состав населения Америки выглядит следующим образом:

  • «белые американцы – 72,4 %, афроамериканцы – 12,6%, американцы азиатского происхождения – 4,8%, коренные американцы или коренные жители Аляски – 0,9%, некоторые другие расы – 6,2%;
  • две или более расы – 2,9%»20. Итак, американская нация – достаточно молодое, насчитывающее чуть более двухсот лет, полиэтническое образование, в состав которого входят три главных расы человечества – монголоидная, европеоидная и негроидная.

Коренные жители США составляют менее 1% от общего населения страны, причем примерно третья часть от общей численности индейского населения живут в 199 резервациях и общаются с государством через свои племенные органы власти. Резервации являются суверенными образованиями, налогов государству не платят, поэтому весь доход от осуществляемого на их территории игорного, туристического и зрелищного бизнеса идет на пользу общин. Безусловно, не все резервации сохранили исконную культуру и обычаи. Но в целом именно резервации являются центрами сохранения традиционной индейской культуры, языка, ремесел и прикладного искусства.

Начиная с 1960-х гг. американская общественность активно боролась с системой расовой дискриминации, что привело к возникновению среднего класса среди афроамериканцев. Согласно Национальному центру статистики образования, 20,6% афроамериканцев имеют ученую степень бакалавра; 26% афроамериканцев имеют высокооплачиваемую работу. Кроме того, в начале третьего тысячелетия в США насчитывалось 44,9 тысяч чернокожих врачей, 80 тысяч преподавателей, 48,3 тысячи юристов и 52,4 тысячи топ-менеджеров.

Рост доходов повышает потребности в образовании и в культурном проведении досуга. Поэтому поколения афроамериканцев, выросшие в кварталах со смешанным населением и получившие высшее образование, начиная с 1990-х гг., считают себя «культурными мулатами», продолжателями традиций многонациональной американской культуры. Конечно, пандемия 2020 года обострила социально-культурные и национальные противоречия в Америке, активизировав движение «Жизни черных имеют значение» (Black lives matter).

Кстати, в современных СМИ и СМК это движение, равно как и процессы американского культурного противостояния, аттестовали как «черный расизм», заключающийся в том, что «через кино, музыку, искусство, образование у белых развивается “комплекс вины».

Кстати, специфическое выражение это противостояние нашло в инаугурационной речи Джо Байдена, который, по сути, свою победу на выборах связал с поддержкой афроамериканцев. «И особенно в те моменты, когда кампания была в низшей точке, – сказал он, – афроамериканское сообщество снова заступилось за меня. Они всегда поддерживают меня, а я – их. Я с самого начала говорил, что хочу, чтобы наша кампания представляла всю Америку, и я думаю, что нам это удалось».

Общий пафос речи таков, что вновь избранный президент, клятвенно обещающий восстановить попранную целостность Америки, подобострастно обращается в первую очередь к чернокожему электорату. Несомненно, налицо внутриполитические проблемы США.

Причины противостояния белых и темнокожих американцев коренятся в культурном архетипе США, становление государственности которых шло в контексте ценностей и идеалов Просвещения, с одной стороны, и институтом рабства – с другой. Это противостояние в числе прочих причин привело к возникновению движения аболиционистов, к гражданской войне Севера и Юга в прошлом, а в настоящем – к обострению межэтнических отношений в катастрофической ситуации пандемии.

Однако это противостояние ни в коем случае не должно умалять значимость исторического опыта Америки, сумевшей создать уникальную модель мультикультурного государства. Сущность этой модели в 1958 году великолепно выразил президент Дж. Кеннеди, назвав американцев «нацией иммигрантов». Именно в этом он увидел могущество США, так как представители «нации иммигрантов» приезжают в Америку со своими национальными традициями и надеждой на лучшее будущее в США и, реализуя свои грандиозные планы, становятся американцами.

Более образно о мультикультурной модели США сказал Б. Обама в своей инагурационной речи в 2009 году: «Наша сила в нашем сшитом из лоскутов наследии, сила, но не слабость. Мы нация христиан и мусульман, евреев и индусов, а также неверующих. Мы это спектр всех языков и культур, привнесенных со всех концов земли».

Итак, США успешно соединили людей различных рас и национальностей в одной культуре. Они избежали разъединения многонационального общества потому, что их целью было не сохранение старых национальных культур, а создание новой американской культуры, новой национальной самобытности.

Кстати, в американских паспортах отсутствует графа, указывающая на национальность. Тем не менее, парадоксально, но факт: именно в ситуации, по меткому замечанию А. Шлезингера, «рассоединения Америки», когда мы видим в ней представителей различных народов, сохраняющих признаки национальной идентичности англичан, шведов, французов, датчан и др., – возникает феномен американской нации. Однако идентифицируется американская нация, мультикультурная по своей сути, отнюдь не по этническому признаку.

Интересно
В основе национальной идентификации американцев лежит географический аспект, неразрывно связанной с социокультурным мифом об Америке. Иначе говоря, национальная самоидентификация американцев связана с осознанием их сопричастности к Новому Свету и Америке как воплощению земли обетованной и страны исключительных возможностей.

Представление об Америке как стране исключительных возможностей связано с протестантской этикой авантюристовиндивидуалистов, стоявших у истоков создания США. Несмотря на множество попыток освоения земель Нового Света представителями других наций, именно английским пуританам удалось закрепиться на их территории. Поэтому на протяжении почти четырех веков именно культура английских протестантов была основополагающим компонентом американской самоидентификации. Как верно заметил А. Шлезингер, «язык новой нации, ее законы, институты, политические идеи, литература, обычаи, ее представления и молитвы преимущественно произошли из Британии». Но именно протестантской Британии.

В рамках протестантизма происходит сакрализация буржуазных отношений и предпринимательской этики, ибо к получившим спасение в загробной жизни начинают причисляться только те, кто преуспел в своем бизнесе.

Пуританская этика превозносит в человеке такие качества, как активность, инициативность, предприимчивость, прагматичность. Именно в рамках протестантской этики формируется культура героя-одиночки – индивидуалиста, способного исключительно своими собственными силами добиваться конкретно поставленных жизненных целей. Американцы такого человека называют «self-made-man», что означает: «человек, который сделал себя сам».

Итак, благодаря пуританской этике структурообразующим началом американской культуры стал индивидуализм, понимаемый, с одной стороны, как превознесение значимости интересов отдельной личности, с другой – как культивирование поведенческой модели человека, способного исключительно благодаря собственным усилиям преуспеть в жизни. Волюнтаризм такого героя-одиночки ограничивается не только внутренними нравственными принципами, но, в первую очередь, правовыми нормами и законами государства.

Социокультурный миф об Америке как стране исключительных возможностей упрочивал свои позиции благодаря экономическим, политическим и культурным успехам страны. Так, накануне Первой мировой войны США стали лидером в экономическом развитии, сменив доминировавших до этого Германию, Францию, Великобританию. Идея американской исключительности обрела статус геополитической доктрины в августе 1945 года – момент атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на завершающем этапе Второй мировой войны.

Тогда не только было продемонстрировано могущество Америки, но и было положено начало Холодной войне и противостоянию США и всему социалистическому миру, но прежде всего – СССР. Наконец, немаловажную роль США сыграли в крушении социалистических стран.

Конечно, миф об исключительности Америки, старательно поддерживаемый американскими СМИ и СМК, многократно использовался политиками в речах их предвыборных кампаний. Тому подтверждение – предвыборная речь Б. Клинтона, в которой он назвал Америку 1990-х годов «страной осуществленной мечты» и «государством, в которой производительный труд породил наиболее развитый и рациональный досуг».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)