Евросоюз как политическая и экономическая коалиция стран Европы
Идея создания объединенной Европы отнюдь не нова. Еще в средние века христианская идея единого происхождения рода человеческого способствовала образованию крупных раннефеодальных государств. Таковы Вестготское королевство, королевства бургундов, франков, империя Карла Великого, существовавшие в VIII–IX вв. Союзы европейских стран в эпохи зрелого Средневековья и Ренессанса носили военный характер и были направлены против угрозы исламской экспансии.
После Первой мировой войны идея объединенной Европы получила остро-политическую окраску. С одной стороны, после победы Великой Октябрьской социалистической революции на территории советской России возник призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», – и связанные с ним идеи мировой революции и «советских Соединенных Штатов Европы». Кстати, идею СШЕ активно продвигал в 1920-е годы Л. Троцкий.
С другой стороны, в Европе рубежа 1910–1920-х гг. появились организации, координирующие деятельность европейских социально-политических сил. В числе данных организаций – Коминтерн (1919), социалистический Интернационал (1923), зеленый Интернационал фермерских партий (1923), христианский правоцентристский Международный секретариат демократических партий (1925) и др. Более того, в 1920-е годы существовало панъевропейское движение, направленное на реализацию идеи создания единого католического государства. По итогам деятельности движения в 1926 году в Вене был проведен конгресс.
Идея создания Соединенных Штатов Европы была базовой в политической программе Немецкой рабочей партии – политического предшественника немецкой национал-социалистической рабочей партии. Идея СШЕ была разработана Э. Штреземаном и А. Брианом и вызвала сдержанную критику Гитлера, увидевшего в ней угрозу для своих политических амбиций и для концентрации власти в своих руках.
Придя к власти, он противопоставил модель имперского величия Германии идее Соединенных Штатов Европы. Зато активным сторонником создания СШЕ как «единой европейской семьи» еще в 1930-е годы был У. Черчилль, сохранивший верность своей позиции и после Второй мировой войны.
Так, в 1962 году в условиях Карибского кризиса, Джон Кеннеди выступил за плодотворное «атлантическое сотрудничество» между СШЕ и США в вопросах экономики, политики и культуры. В 1992 году Ф. Хайнекен выпустил брошюру «СШЕ. Евротопия?», в которой предлагал свой сценарий развития стран после окончания Холодной войны по моделям конфедераций из 75 государств, объединенных на основе лингвоэтнических признаков.
В 1990-е годы эта брошюра получила высокую оценку Д. Буша-старшего, на тот момент вице-президента США. Из вышесказанного следует вполне очевидный вывод, что в ХХ веке, после образования СССР, мысль о создании СШЕ базировалась на идеологии противостояния Советскому Союзу.
В контексте этого противостояния можно рассматривать факт создания в 1983 году Международного демократического союза. Он был организован с целью выработки единой позиции по международным вопросам. Среди его создателей – премьер-министр Великобритании М. Тэтчер, вице-президент США Д. Буш-старший, канцлер ФРГ Г. Коль, мэр Парижа Ж. Ширак.
Основу данного политического интернационала составили консервативные и христианско-демократические партии Европы, среди которых – Христианско-демократический союз, консервативная партия Великобритании, испанская Народная партия, а также консервативные внеевропейские силы – республиканская партия США, консервативная партия Канады, либеральная партия Австралии и др.
На настоящий момент Союз является действующей организацией. Спектр направленностей его работы отражен на официальном сайте https://www.idu.org/. Итак, созданию Евросоюза на протяжении всей европейской истории предшествовали многочисленные коалиции европейских государств, создаваемые с экономическими или политическими целями.
Следующим событием, отразившим процессы интеграции европейских стран, можно назвать подписание Римского договора 25 марта 1957 года. Данным договором на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии было создано ЕЭС – Европейское экономическое сообщество. Спустя десять лет, в 1967 году, три сообщества – ЕОУС, ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии – объединились в Европейское Сообщество.
14 июня 1985 года пять государств Европы – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и ФРГ – подписали Шенгенское соглашение, благодаря которому были упрощены передвижения товаров, капиталов и граждан внутри этих государств, но ужесточен контроль на внешних границах ЕС. Шенгенское соглашение вступило в силу 26 марта 1995 года, но просуществовало до 1 мая 1999 года – момента вступления в силу Амстердамского договора, благодаря которому Шенгенское соглашение и Шенгенская конвенция перестали действовать отдельно, так как были заменены Шенгенским законодательством Евросоюза.
Увеличивая свою площадь с 1985 года, на настоящий момент Шенгенская зона представляет собой пространство 26 государств, отменивших пограничный контроль между собой, присоединившись к нормам Шенгенского законодательства ЕС. Для международного туризма Шенгенская зона действует подобного единому государству, осуществляя контроль на въезде и выезде из ее границ.
7 февраля 1992 года в Нидерландах был подписан Маастрихтский договор, свидетельствующий о создании Европейского Союза. Данный договор вступил в силу 1 ноября 1993 года и, по сути своей, явился всего лишь законодательным итогом, завершим многолетний процесс интеграции европейских стран в единую политико-экономическую зону. По состоянию на 2021 год в составе Евросоюза, после выхода из него Великобритании, числится 27 государств.
1 января 1999 года экю заменил евро, введенный сначала только для безналичных расчетов, а затем, с 1 января 2002 года, евро был введен в наличный оборот и активно используется 19 странами-участницами ЕС. Кроме того, с целью проведения единой валютно-финансовой политики и выравнивания уровня экономического развития различных регионов внутри ЕС, были созданы Единый центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейская счетная палата, Европейский фонд развития, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов.
Евросоюз ведает сугубо экономическими вопросами, связанными с организацией общего рынка, таможенного союза, единой валюты, общей сельскохозяйственной и рыболовной политики. Что касается социальных институтов ЕС, то его высшим политическим органом является
Европейский совет, представляющий собой совещание глав государств на высшем уровне и определяющий цели, задачи и отношения Евросоюза с государствами, входящими в его состав. Высшей исполнительной властью ЕС обладает Комиссия европейских сообществ (КЕС), которая состоит из 27 членов – по числу государств, входящих в состав ЕС. Еврокомиссия обеспечивает повседневную регулярную деятельность Евросоюза, так как каждый представитель страны-участника ЕС отвечает за определенное направление работы Евросоюза.
ЕС имеет парламент, депутаты в который избираются электоратом национальных государств, сроком на пять лет. Диапазон решений, принимаемых Европарламентом, очень широк – от экологических проблем окружающей среды до тарифов на мобильную связь. Высшей судебной инстанцией в ЕС является Суд европейских сообществ, который состоит из 27 судей, в соответствии с количеством участников Евросоюза, и из 9 генеральных адвокатов. В ведении Европейского суда – урегулирование разногласий между государствами-членами ЕС, между членами ЕС и Евросоюзом, между институтами ЕС, а также заключения по международным соглашениям.
Итак, зарождаясь в 1950-е годы как исключительно экономическая коалиция, Евросоюз к 2021 году трансформировался в мощное политическое объединение, насчитывающее после выхода из него Великобритании, согласно статистической службе ЕС (Eurostat), 444,7 млн. населения. Функционирование Евросоюза обеспечивают семь главных учреждений: Европейский парламент, Европейский совет, Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк.
Но, безусловно, сохранится тенденция, согласно которой некоторые страны-участницы ЕС будут получать средства из общего бюджета на поддержание их социально-экономического положения, намного превышающие их взносы в Евросоюз. Благодаря финансовой поддержке Евросоюза, эти страны частично теряют суверенитет и возможность кардинально влиять на решения, принимаемые в рамках Евросоюза. При этом политическим и экономическом лидером ЕС на настоящий момент по-прежнему остается Германия.
Тем не менее, Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства с целью улучшения социально-экономической и гармонизации политической жизни их населения. Евросоюз призван обеспечить солидарность и сплоченность стран содружества, их территориальную организацию и социальный порядок, экономическое развитие.
Данная цель ЕС реализуется через систему приоритетных задач в сфере политики, экономики, социокультурной сферы. В числе приоритетных политических задач ЕС можно назвать защиту прав и свобод человека; содействие миру и благосостоянию народов; обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности; защиту и продвижение интересов ЕС на мировом геополитическом пространстве.
Среди первостепенных социокультурных задач ЕС – развитие принципа толерантности и борьба с различными видами дискриминации, как национальной, так и гендерной; разработка технологий и инструментов социальной защиты населения и, особенно, защиты прав детей; уважительное и бережное отношение к разнообразию национальных культур и обеспечение защиты общеевропейского культурного наследия.
- Ребрендинг народной культуры, высокие технологии и «семейная» модель корпоративного менеджмента как основы индустрии досуга в Японии
- Специфика организации досуга в мусульманских странах
- Роль культурных программ и культурной дипломатии в организации политических стратегий социально-культурной деятельности Евросоюза
- Массовая культура как основа американской индустрии досуга
- Основные направления зарубежных исследований социокультурной сферы
- Развитие «культурных индустрий» как реализация доктрины «мирного возвышения Китая»
- Единство в многообразии как особенность социокультурной и национальной идентичности европейцев
- Межотраслевые рекреационные комплексы и приоритетные направления развития сферы досуга в США
- Роль социокультурной мифологии и протестантской этики в национальной самоидентификации американцев
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу