Роды и виды ораторских речей

Проблема разделения ораторской речи на роды и виды имеет давние исторические традиции. Уже в «Риторике» Аристотеля выделены совещательные, судебные и эпидейктические (хвалебные) речи. Назначение первых — обсуждение важнейших госу- дарственных вопросов: войны и мира, финансов, охраны страны, законодательства, продовольствия и т.п.

Главной задачей судебных речей является выяснение истины, защита прав человека, его лич- ного достоинства. Эпидейктические речи произносили на юбилеях и торжествах. Эта классификация Аристотеля не утратила своей значимости до нынешнего времени, так как любое выступление можно отнести к одному из этих трех родов речей.

Авторы отечественных риторик XVII—XVIII вв. называли пять основных родов красноречия. При царском дворе, в дворянских салонах развивается церемониальное светское придворное красноречие. В армейской среде, в обстановке военного времени, создается военное красноречие. Общее признание получает в Европе российское дипломатическое красноречие.

Народное красноречие представлено призывными речами вожаков крестьян- ских восстаний. Многовековые церковные традиции хранит в себе духовное (церковно-богословское) красноречие. Приведем родовую и видовую классификацию ораторских речей, одобренную современной русской риторикой.

В этой типологии отражено влияние античной риторики, когда предметом внимания была только устная ораторская речь. Современная риторика изучает такие виды красноречия, которые требуют письменного изложения материала в рамках академического и социально- политического красноречия. К ним относятся научный доклад, научное сообщение, научная информация, политическое обозрение и другие жанры письменной речи. Покажем особенности названных ораторских речей.

Социально – политическое красноречие — это род речи, призванный отражать общественную жизнь страны с ее необходимыми политическими, хозяйственными, бытовыми проблемами. Эта речь требует четкой аргументации, ясного политического мышления. В ней должна быть заложена огромная мобилизационная сила, чтобы призвать народ к большим свершениям. Рассмотрим виды красноречия, входящие в этот род.

Доклад — это публичное выступление на социально-политические, политико-экономические, социально-бытовые, этико-нравственные темы, а также выступление по вопросам научно-технического прогресса. В докладе ставятся и решаются актуальные проблемы, возникшие в политической жизни страны (края, региона). За докладчиком остается право давать рекомендации, предлагать решения определенно сформулированных задач. Нередко доклад становится своеобразным руководством к действию или предметом всеобщего обсуждения.

В качестве примера приведем фрагмент доклада министра экономического развития и торговли Российской Федерации Германа Грефа, произнесенного в Государственной Думе в октябре 2006 г. Я хотел бы условно разделить свой доклад на три части. Первая — состояние дел с вступлением в ВТО; вторая — какое значение имеет для страны членство в этой организации; и третья — меры, необходимые для того, чтобы хорошо подготовиться к вхождению в эту структуру. В ВТО сегодня сто сорок девять стран…

Переговоры о нашем членстве завершены практически со всеми странами, кроме трех. Одна из них — Соединенные Штаты Америки… Есть хорошие шансы до конца года «закрыть» все вопросы с США. Доклад, посвященный вопросу подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), вызвал бурное обсуждение парламентариев.

В отчетном докладе делается отчет о проделанной работе, дается анализ и оценка ее результатов, ставятся новые задачи. Сошлемся на отчетный доклад председателя Государственной Думы Бориса Грызлова «В центре внимания — социально-экономическое развитие страны». Это выступление состоялось на закрытии осенней сессии 2005 г.

Главным для осенней сессии стало рассмотрение законопроектов, определяющих социально-экономическое развитие страны. Для нас важно, что уже на стадии определения макроэкономических показателей бюджета была учтена позиция депутатов.

В результате нашей настойчивости Правительство уточнило макроэкономический прогноз на 2006 год, что позволило увеличить как доходную, так и расходную части федерального бюджета. Мы существенно повысили инвестиционную состав- ляющую и обеспечили финансирование выдвинутых Президентом приоритетных национальных проектов…

Повышается значение контроля за расходованием бюджетных средств. Общество через законодательный орган вправе не только влиять на определение приоритетных бюджетных задач, но и контролировать их достижение. …Мы расширили поле для совместной деятельности палат нашего парламента. Мы и в дальнейшем будем ориентироваться на повышение его роли в жизни стра- ны. Это, безусловно, будет способствовать повышению ответственности всех органов власти перед гражданами.

Как видим, отчетный доклад отражает результаты коллективного творчества. Так, в ходе осенней сессии 2005 г. Государственная Дума приняла два федеральных конституционных закона и 114 федеральных законов. Содержание этих документов позволяет говорить о выходе Думы на качественно новый уровень законодательного регулирования.

Политическая речь (например, обращение президента к народу), как правило, произносится руководителем страны и является программной. Образцом устной публичной речи является выступление Президента России В.В. Путина по решению национальных проектов.

В октябре 2005 г. Президент заявил о том, что начиная с 2006 г. В Рос- сии будут реализовываться четыре национальных проекта: в области медицины, образования, жилья и сельского хозяйства. На реализацию этих проектов предполагается истратить большие средства. Приведем фрагмент из текста выступления В.В. Путина.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Мы много раз возвращались к этой теме. Считаю необходимым вернуться к этой проблеме еще раз.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих во- просов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Оратор подчеркнул, что создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов, чтобы они не остались только благими намерениями. Данные проекты — это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России.

Дипломатическая речь — это официальное выступление представителя того или иного государства по назревшим проблемам международной политики. Следовательно, дипломатическая речь — разновидность политической речи, в которой официальное лицо (представитель) ясно и четко излагает позицию своего государства.

Дипломаты России придерживаются политики создания системы международной безопасности в самых различных сферах: политической, экономической, военной, экологической и т.д. Российская дипломатическая речь весомо звучит с трибуны ООН, с представительных совещаний и конференций.

Перед вами фрагмент выступления министра иностранных дел Рос- сийской Федерации С. Лаврова «Сравнительные преимущества ОБСЕ подвергаются эрозии». Это выступление состоялось на 12-м заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Софии 7 декабря 2004 г.

Этот год был для всех нас непростым, нашим странам пришлось вынести немало тяжелых испытаний. Самые драматичные были связаны с новыми атаками международного терроризма в Испании, Турции, Узбекистане, России, а также в ряде стран за пределами ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Чудовищной катастрофой стала трагедия в Беслане, где террор перешел крайнюю черту подлости и трусости, направив свои действия против невинных и беззащитных детей.

Сегодня мы принимаем Заявление министров, осуждающее эти акты насилия, и солидный пакет конкретных антитеррористических решений. Мы за дальнейшее наращивание антитеррористического потенциала ОБСЕ и расширение сотрудничества государств в противодействии современным угрозам… с сожалением приходится констатировать, что «сравнительные преимущества ОБСЕ подвергаются эрозии».

Организация не только перестает быть форумом, который объединял бы государства и народы, но и, наоборот, начинает работать на разъединение. В Заявлении стран СНГ от 3 июля 2004 года и в их Обращении к коллегам по ОБСЕ от 15 сентября 2004 го- да прозвучали предложения выправить ситуацию. (Имеются в виду региональные конфликтные ситуации в Молдавии, Грузии, Южной Осетии.) в Обращении стран СНГ содержится конструктивная концепция развития ОБСЕ в интересах всех 55 государств-участников.

Будущее за такой организацией, которая реально помогала бы всем государствам решать общие для них проблемы и была бы готова оказывать практическое содействие в реализации жизненно важных проектов. При этом необходимо учитывать культурные, исторические, национальные отличия всех стран.

Военно-патриотическая речь — это речь, которую произносит полководец перед решающим сражением. В этой краткой призывной речи командир напоминает воинам о прежних их победах, показывает преимущества своих бойцов перед неприятелем, воодушевляет на битву. Читая летописи России, можно встретить редкие образцы военного красноречия.

Перед сражением с греками князь Святослав произнес речь, крылатые слова из которой остались в памяти народа: Да не посрамим земли Русския, но ляжем костьми ту; мертвы и бо срама не имут. Во время сражения, в грохоте боя, командир не только ободряет воинов, иногда он одним словом соединяет рассеянные полки, воз- вращая их к битве.

Можно сказать, что военно-патриотическая речь — это и призыв к личному подвигу, и приказ, который не подлежит обсуждению. Особое значение эта речь приобретает в устах человека, известного своим мужеством, воинскими доблестями.

Митинговая речь имеет богатые исторические традиции. Она рождалась в обстановке острых политических событий, классовых схваток. Эту речь всегда отличали призывный характер, быстрая мобилизация сил для совершения конкретных действий. Многообразие форм и видов митинговой речи поистине впечатляет: это митинги протеста, солидарности, поддержки, траурные и торжественные митинги. Нередко атрибутами митинга являются плакаты, лозунги, знамена и портреты.

Современная русская риторика под митинговой речью понимает публичную речь, посвященную знаменательной дате или международному событию. Так, 12 января 2007 г. Россия отмечала 100-летие со дня рождения основоположника практической космонавтики, главного конструктора ракетно-космических систем академика С.П. Королева. В подмосковном городе, который был назван в честь Королева, состоялся торжественный митинг, посвященный памяти гениального конструктора.

Советник Президента Российской Федерации Александр Бурутин сказал: В этом году мы отметим также 150 лет со дня рождения Константина Циолковского, 110 лет со дня рождения Александра Чижевского, 50 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли.

Но 100-летие со дня рождения Сергея Королева — первая дата в этой череде праздников, это знаменательное событие в жизни нашего государства — истинного лидера в освоении космического пространства не только в истории, но и сегодня. Действительно, трудно переоценить тот вклад, который внес Сергей Павлович Королев в развитие космонавтики, поставившей в свою очередь на новую ступень развития все человечество.

В 1964 году, будучи назначенным первым руководителем вновь созданного ОКБ-1, Сергей Королев за короткий срок создал мощное предприятие, ставшее лидером мировой космонавтики, сплотил коллектив единомышленников, способный решать сложнейшие задачи в ограниченные сроки.

Достижения Сергея Королева и его команды известны всем: ракетаноситель Р-7 (первая межконтинентальная баллистическая ракета), ставшая основным средством выведения космических аппаратов, первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первые автоматические аппараты, запущенные к Луне и планетам Солнечной системы, первые спутники для научных исследований, первые пилотируемые космические аппараты «Восток»… Сегодня идеи Королева нашли достойное продолжение…

Согласно закону жанра, митинговая речь должна быть яркой, эмо- циональной. Пафосная по сути, с четкой дикцией оратора, с богатыми интонациями в своем рисунке, она должна вызвать психологический отклик. Очень важно подобрать новые факты, представить события так, чтобы они выглядели в новом свете.

Агитационная речь — это публичная речь, которая со- держит призывы к новому действию или отказу от ранее принятых решений. В агитационных речах ставятся предельно конкретные задачи: проголосовать, например, за какого-то кандидата, поддержать экономическую инициативу, откликнуться на рекламное выступление.

Агитационные речи обычно заканчиваются призывами: Россияне! Ведите здоровый образ жизни!; Принимайте участие в благотворительной акции!; Голосуйте за партию «Единая Россия!». Успех агитационной речи зависит от умения оратора психологически воздействовать на слушателей.

Достичь этого помогают убедительные примеры, искренность говорящего.
В агитационных речах нашего времени не содержатся призывы к борьбе с врагами внутренними и внешними, с инакомыслием и ре- лигиозными обычаями и традициями. Демократическая Россия занимает достойное место в цивилизованном мире, так что содержание агитационных речей современных ораторов отличает их от «трибунов революционных переворотов» начала ХХ в. девизом: «Агитационные речи, которые служат укреплению и процветанию нашей державы, всегда находят широкую поддержку у россиян».

Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения, созданию научной картины мира. Для него характерны строгая научность изложения, глубокая доказательность, логическая культура. Термин «академическое красноречие» весьма условен, но именно так стали называть вузовские лекции, научные доклады, обзоры, сообщения, научно-популярные лекции.

Передовые отечественные ученые XIX в. блестяще развили этот вид красноречия. По словам Н.И. Пирогова, лекция все чаще становилась «подмогой умственной работы слушателей, незаменимым средством усваивать знание, почерпаемое из природы и книг». Профессор Т.Н. Грановский считал наиважнейшим достоинством лектора «умение шевелить и возбуждать игру ума».

Его речь никогда не теряла ясности, не пестрела непонятными терминами, ее отличала особая художественная выразительность. «Так свет, проходя через прозрачный кристалл, не изменяясь в существе своем, играет живыми красками», — характеризовал его речь И.С. Тургенев.

Лекции русского ученого-дарвиниста М.А. Мензбира сравнивали со стилем постановок Художественного театра. Вот фрагмент одной из его лекций. Где же все то разнообразие морских форм, спрашивает себя неопытный наблюдатель, о котором нам пишут и рассказывают? Где медузы, пузырники, ребровики, поражающие на рисунках своим изяществом? Куда скрылись крабы, где искать рыб?

Как старик в русской сказке, закидываю я невод, жду богатой добычи, и ничего не приносит он мне, кроме обрывков водорослей. Не только золотой рыбки, ничего по- хожего на какое-либо животное… Да, не сразу дается золотая рыбка натуралисту; громадное большинство морских животных обладает прозрачным телом и такой окраской, что нужен очень опытный глаз, чтобы разглядеть их в морской синеве… на всех этих животных сказался закон покровительствующей окраски и покровитель- ствующего сходства, только немногие жители моря не подчинены ему.

Своеобразна специфика этого отрывка лекции: сплав научных и разговорных элементов создает выразительность речи, делает ее привлекательной для слушателей.
Актуальность идей, гражданственность, глубокий научный анализ каждой темы и эмоциональность, выразительность речи — все это было характерно для лекций ученых ХIХ в. Благодаря усилиям ведущих русских профессоров лекцию перестали рассматривать лишь как способ устной передачи научной и учебной информации. Утверждается принцип понимания лекции как метода развития самостоятельного мышления слушателей.

Один из древнейших родов ораторского искусства — судебное красноречие. Судебная монологическая речь, произносимая прокурором и адвокатом в судебных прениях, является разновидностью публичной речи, которая призвана оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, формировать убеждения судей и граждан, находящихся в зале суда.

Необходимо учесть тот факт, что прокурор выполняет свои обязанности на уровне служебного долга и субъективно не заинтересован в исходе дела. Защитник лично заинтересован в результатах следствия, так как подзащитный его «нанимает». В принципе, прокурор и адвокат должны соответствовать друг другу по интеллекту, общественному положению, уровню образованности. Адвокат имеет ряд преимуществ по сравнению с прокурором.

Прокурор утверждает лишь то, что доказано, подтверждено следствием. Адвокат может отрицать все то, что фактически не установлено и поэтому рождает сомнения. Опытный адвокат, избегая эффектных сцен, предлагает свой подход к оценке событий, дает свое понимание содеянного.

В судебной практике правильно начатая речь уже наполовину определяет успех дела. Так, убедительно начал свою речь Н.П. Карабчевский, выступая в защиту К.К. Криуна, капитана затонувшего парохода «Владимир». Трагедия на Черном море произошла в ночь на 27 июля 1894 г. в результате столкновения парохода «Владимир» с итальянским теплоходом «Колумбия» на русском судне погибли семьдесят пассажиров, два матроса и четыре человека из пароходной прислуги.  Во вступлении адвокат заявил следующее.

Господа судьи! Общественное значение и интерес процесса о гибели «Владимира» выходит далеко за тесные пределы этой судебной залы. Картина исследуемого нами события так глубока по своему содержанию и так печальна по последствиям, что да позволено мне будет хотя бы на минуту забыть о тех практических целях, которые преследует каждая из сторон в настоящем процессе.

Вам предстоит не легкая и притом не механическая, а чисто творческая работа — воссоздать происшествие в том виде, в каком оно отвечает действительности, а не воображаемым обстоятельствам дела. Здесь же, во вступлении, оратор призвал суд считаться с исторической и бытовой правдой, которую раскрыло следствие, а не заботиться «только о грубых эффектах и терзающих нервы впечатлениях».

Основное содержание защитительной речи требует подробного анализа фактического материала, оценки всех доводов за и против, характеристики самого обвиняемого. Опытный адвокат Карабчевский учел все это и выиграл дело. Для опытного юриста были важны не столько факты, сколько их взаимосвязь. В этом всегда находится центр тяжести при судебной защите.

Для судебной речи характерно сочетание стандартных и эмоционально-экспрессивных средств выражения: употребление стандартных юридических терминов и формул, аргументированность, убедительность и эмоциональность. Русское судебное красноречие второй половины XIX в. было значительным явлением в общественной жизни России. Благодаря усилиям многих замечательных судебных деятелей России была создана особая теория судебного красноречия.

Социально – бытовое красноречие неотделимо от сложившихся народных традиций и обычаев, как правило, оно проникнуто высокими идеями и чувствами. К нему относятся речи: юбилейные, застольные, надгробные.

Юбилейная речь обычно связана со знаменательными датами в жизни страны, трудового коллектива, отдельной личности. Застольная речь, которую произносят на официальных, например, дипломатических приемах, носит строгий статус и близка по стилю социально-политическому красноречию.

Юбилейная речь может быть посвящена отдельному чело- веку, например в связи с его 50-летием со дня рождения и 30-летием научной или художественной деятельности. Такая речь должна быть короткой, изящной, легкой: ведь она произносится в торжественной и дружеской атмосфере. В качестве примера приведем отрывок из речи поэта Е.А. Евтушенко на юбилее композитора А.Я. Эшпая, произнесенной в мае 2005 г.

Андрей Эшпай принадлежит к редкому типу людей, которые совершенно не старятся с годами. Во всем его облике есть нечто вечно юношеское, взволнованное, оз боченное завтрашним больше, чем сегодняшним, к нему не привилась тяжеловесная «солидность» многих его ровесников и даже людей помоложе его. Почему? Да по- тому, что, несмотря на нужную и ненужную общественную занятость, главным для него была и есть музыка — поэзия его жизни.

Трудно представить, глядя на его изменчивое, подвижное, в чем-то мальчишески беззащитное лицо, что он прошел по страшным фронтовым дорогам. Он сумел не состариться ни под пулями, ни под тяжестью многих наград, отягощавших его лацканы. Для него характерна порывистая мозаичность поступков, нервная, но хваткая мозаичность творчества — от сложных симфонических построений до сложнейшей простоты запоминающихся сразу песенных мелодий. Широта творческого диапазона композитора-юбиляра впечатляет.

Во внушительном списке его сочинений самые разнообразные жанры: балеты
«Ангара» и «Круг», симфонии, концерты практически для всех инструментов с оркестром, оперетты, «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром, программные оркестровые пьесы, камерные ансамбли, фортепианные циклы, песни, музыка к фильмам и спектаклям…

В речи Евтушенко, создавшего в сотворчестве с Эшпаем немало популярных песен, преобладает высокий оценочный текст, что отвечает требованиям жанра. Торжественным речам не свойственны строгий план изложения и всесторонняя характеристика личности. Подчеркиваются только положительные, лучшие стороны. Это типичный панегирик. Особенно ценятся экспромты, импровизированные речи. Юбилейные речи, похожие на отчетные доклады, вызывают у слушателей чувство недоумения и досады.

Застольная речь, произносимая на официальных приемах, нередко носит деловой и политический характер и мало чем отличает- ся от социально-политического красноречия. Но в непринужденной дружеской обстановке ее преподносят в ином плане: образцом такого похвального слова является тост.

Краткость, афористичность, изящество слога отличают этот жанр. Для тоста уместны преувеличения в оценках, восхваления, но «запрещены» критические намеки, сатирические нотки. Тост всегда полон юмора, исполнен веселья и сердечных пожеланий добра и успехов. Тема хорошего тоста должна раскрываться в заключительной фразе, что позволит удержать внимание публики. Вот что сказал актер Александр Ширвиндт, приветствуя своего коллегу в день его юбилея.

Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни — за Зиновия Гердта. В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого про- фессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт — воинствующий профессионал-универсал.

Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы был Гердт, не стань он артистом?
Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные, мужские — археологическая редкость в наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки — руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, но один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар… Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным. Недаром из миллиона «своих» двойников Л.О. Утесов обожал Гердта. <…>

Не будь он артистом… Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава богу, что при всех профессиональных «совмещениях» этой бурной натуры ему (богу) было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам. <…> Наивно желать Гердту творческих успехов — он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость — он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради которых он живет и творит.

В кругах отечественной интеллигенции всегда придавалось серьезное значение формам речи, принятым в семье и в обществе. Рассуждения о «хорошем тоне» выглядят как исторический факт семейно-общественной жизни человека ушедшего времени. Вот как дается определение хорошего тона: «Подобно тому, как в музыке все приятные и ласкающие слух звуки, сливаясь в одно, образуют гармонию, чарующему влиянию которой мы невольно поддаемся, точно так же безотчетно влечет нас симпатия к той личности, у которой во всех движениях, разговоре, манере держать себя господствует полнейшая гармония. Это-то и есть тот хороший тон, к усвоению и достижению которого должен стремиться всякий образованный человек».

Хоро-ший тон связан с такими качествами человека, как вежливость, такт, предупредительность и деликатность в общении, умение слушать и отвечать. Следовательно, в риторике высоко ценится строгая этикет- ность речи, чего так не хватает нашему современному обществу.

Надгробная, или поминальная речь произносится в память о человеке, который ушел из жизни. Умершего принято «добром поминать». В надгробном слове всегда содержится печаль и краткая характеристика ушедшего из жизни человека. Приведем пример такой речи известного ученого-философа В.Ф. Асмуса, выступившего на похоронах поэта Бориса Пастернака, который жил всегда по законам правды и творчество которого стало частью культурного наследия России.

От нас ушел Борис Леонидович Пастернак, один из крупнейших писателей русских. Его отличало огромное поэтическое дарование, мастерство русской поэтической речи, редкая не только по широте охвата, но и по точности, по проницательности художественная восприимчивость ко всем видам искусства: к музыке, скульптуре, живописи, искусству сцены.

Большим писателем его делала не только эта одаренность. Большим писателем его сделало стремление и умение говорить на языке своего искусства о том, что он считал самым важным для человека и для художника: он требовал и от самого себя, и от товарищей по искусству, чтобы искусство было не забавой, не услаждением, не оттачиванием мастерства ради мастерства, а уяснением — себе и через свое искусство — другим людям открыв- шегося писателю особого понимания явлений жизни.

Свое дарование и мастерство он с непреклонной волей подчинил этой задаче. Он не требовал от других ничего, чего он не требовал для самого себя… Эта черта ставит Пастернака рядом с самыми замечательными русскими писателями, с такими, как Лер- монтов, Достоевский, Лев Толстой…

Пастернак спорил с современностью. Однако его спор с современностью никогда не был спором озлобившегося консерватора. Это был, конечно, не спор с нашей властью и даже не спор со всей нашей эпохой. Это был спор с целой чередой эпох, люди которых и деятели которых полагали, будто к лучшему будущему человечество может прийти только через борьбу и насилие.

Пастернак не мог принять эту мысль. Он стал в ряду писателей-утопистов, отрицателей насилия, каким был, например, Лев Толстой. Можно считать эту мысль глубоко ошибочной, но это было заблуждение человека, в котором билось огромное горячее сердце, который деятельно любил страдающее человечество и который — на беду свою — не мог понять, как из обострения борьбы, из моря крови, из нравственного одичания, огрубления и отупения, которыми до сих пор сопровождались великие исторические перевороты, может родиться гармоническое, преодолевшее противоречия, высшее состояние человеческой нрав- ственности и высшее цветение культуры. <…>

Он любил свою родину — ее природу, ее великую духовную культуру, ее больших лю- дей: художников, писателей, музыкантов. В автобиографических сочинениях он на- писал — как всегда сжато, скупо, целеустремленно — немногие по числу страницы о Льве Толстом, о Скрябине, о Блоке. Не скоро появятся образы этих художников, рав- ные пастернаковским по способности запечатления.

Это понимание и это видение должны были ранить, порождать ощущение какого- то несоответствия, неблагополучия в том, что так близко касалось не только его лич- но, но — через него — искусства. Тем удивительнее мужество, скромность, достоинство, терпение, с каким он встретил и перенес свою нелегкую судьбу в литературе. Он не навязывал себя современности, не спорил с нею, так как уважал ее и твердо знал, что придет время, когда современность к нему вновь обратится. Это время не за горами.

Духовное красноречие иногда называют и церковно-богословским, поскольку в основе этого рода красноречия лежит изложение и разработка религиозно-нравственных тем. Первое название для современной риторики более оправдано: словосочетание духовное крас­норечие подчеркивает высокую направленность тематики (о милосердии и о спасении души, раздумья о вечном, о добре и зле, любви и ненависти, чести и низости). В истории России этот род красноречия имеет давние и богатые традиции. Именно введение христианства на Руси послужило основой для формирования этого риторического типа словесности.

В церковных речах, по существу, всегда давалась нравственная установка на правильный образ жизни. Гордыня, гнев, сребролюбие, лицемерие, болтливость считались пороками, «грехами»; прославлялись милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство на- ционального самосознания.

Церковь на Руси не только несла в себе Речь В.Ф. Асмуса на похоронах Б.Л. Пастернака, произнесенная на кладбище в писательском поселке Переделкино 2 июня 1960 г.  высокий духовный заряд, она сформировала «своеобразную школу» богоугодной (праведной) жизни. Наука о христианском церковном проповедничестве — гомилетика — изучает духовное красноречие.

К талантливым образцам духовного красноречия принадлежат: «Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.), проповеди Кирилла Туров- ского (XII в.), а также Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго (XXI в.), священника Александра Меня (XX в.). Сегодня, когда утрачиваются нравственные ориентиры в обществе, слово проповедника приобретает исключительную силу и значимость.

В качестве примера приведем фрагмент из проповеди православного священника и писателя Дмитрия Дудко «О воскресении наших душ», произнесенной им перед учащимися одной из школ города Москвы. Чтобы вера наша была предметом воскресения наших душ, надо веровать и делать добрые дела.

Преподобный Сергий, обретение мощей которого мы сегодня совершаем, веровал. Когда в монастыре не хватило пропитания и братия начала роптать, требуя нарушить закон монастыря (а закон монастыря был, чтобы не просить, а ждать милости Божией), преподобный Сергий молился, и Господь послал благодетеля для монастыря.

Живя в монастыре, преподобный Сергий не просто уходил ото всех, а он в своем сердце чувствовал нужду всех людей, нужду общества. В то время Россия переживала иноплеменное иго, и он благословил Димитрия Донского на победу над Мамаем.
Вот он — живой пример, как надо воскрешать души!

Речь на соборе — это другой вид духовного красноречия, адресованный только служителям церкви. Предметом таких речей являются внутрицерковные проблемы, связанные с религией. Вы заметили, что каждый род красноречия отличается своими специфическими языковыми чертами. Выступление оратора строится с учетом ситуации, состава аудитории. Необходимо отметить, что ораторское искусство никогда не было однородным. Различные роды и виды ораторской речи исторически выделялись в зависимости от конкретной сферы применения.

Для успеха публичного выступления оратору необходимо, прежде всего, овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако достичь этого не просто, причем успех зависит не только от самого оратора (его способностей, профессионализма, подготовленности), но и от объективных факторов, на которые выступающий не может воздействовать.

В демократическом обществе оратор может говорить свободно и раскрыть в полной мере свой дар красноречия. Но при тоталитарном режиме главная причина отсутствия контакта выступающего и слушателей заключается в социальной структуре общества. Оратор превращается в резонера, который озвучивает директивы вышестоящих инстанций, а слушатели — в пассивную толпу, обреченную на беспрекословное следование указаниям руководящих органов.

Речь оратора и власть — проблема, которая рассматривалась в риторике еще со времен античности. Формы речи, принятые в обществе, напрямую зависят от форм власти. Тоталитарное государство насаждает монолог (от греч. monos — один, logos — речь) как форму речи, отвечаю- щую его собственной структуре.

«Монолог в речи, — пишет А.К. Михальская, — есть не только проявление власти говорящего над слушающим, обладание адресатом как вещью, как объектом воздействия. Это еще и претензия на обладание истиной, стремление овладеть истиной едино- лично. Таковы были монологи людей, вставших у власти, таковы были их речи, в формах которых отражалась власть».

Риторика власти порождает категоричные, авторитарные заявления, не допускающие возражений, обязательные для всех. Риторика власти не нуждается в разъяснении своих постулатов, они должны приниматься безоговорочно. Всеобщая обязательность суждений, высказываемых оратором, рассчитана на догматическое их восприятие слушателями, которое исключает интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

Живое общение с аудиторией для оратора становится нереальным, он должен выступать по заранее подготовленному и утвержденному соответствующими органами тексту, отступления от него недопустимы. Это обезличивает оратора, точнее чтеца, «докладчика», который лишен возможности самовыражения и любого проявления неконтролируемого свободомыслия.

Иначе складываются взаимоотношения оратора и аудитории в демократическом обществе, гарантирующем свободу слова и предоставляющем оратору возможность творчески подойти к подготовке своего выступления, подумать о том, как его сделать интересным для слушателей, как завоевать их внимание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)